96
97
I РЫНОК IТРАНСМИССИОНКИТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИНПОКАЗЫВАЮТ КЛАССплечу» с образцами 75W90 встал SAF-X вязкостью 75W140. Вообщето оно не совсем для наших машин и предназначено для сверхнагруженных главных передач задне- и полноприводников, в том числе ис блокируемым дифференциалом. Подойдет для «Ленд-Крузера», «Паджеро», «Патруля». В общем, для российских автомобилей оно густовато. Тренировать им коробки передач без веской на то причины нет нужды. А вот поющие зад ние мосты иной раз и спасибо скажут владельцу-экспериментатору. ДЛЯ ЧЕГО А правда, для чего покупать дорогое масло на синтетической основе, если ис минеральным трансмиссия неплохо работает: не досаждает поломками, не пугает воем шестеренок. Говоря о моторных маслах, мы не раз отмечали достоинства синтетических компонентов. Прежде всего, возможность использовать их в более широком диапазоне окружающих температур, особенно низких. То же и здесь. Так, у дешевого минерального масла, маркированного 85W90, будет примерно та же вязкость при минус 12°С, что иу дорогого 75W90 при минус 40°С. А, скажем, при одинаковых минус 20°С их вязкость будет отличаться в 30-50 раз. Впечатляет? Очевидно, в одном случае передачи будут включаться с заметным усилием, в другом - почти как летом. Но и это не все. Преимущества масел на синтетической основе проявятся ив/ЭКСПЕРТИЗАусловиях экстремальных нагрузок на трансмиссию, когда все масла, нагреваясь, станоWellmn. У него рекорд по другому параметру - нагрузке сваривания: 5204 Н. Конечно, мы не утверждаем, что в мире нет масел, способных на такое, но из тридцати проверенных образцов (за три теста) близких цифр не показал ни один.Кто из нас, скажите на милость, не хочет пользоваться хорошими маслами. А еще лучше - очень хорошими. Да вот беда - все хорошее стоит дорого. Никто, наверно, не сомневается в том, что трансмиссионное масло ценой 300-400 руб. за литр окажется хорошим. Тогда попробуем решить более сложную задачу - выбрать трансмиссионку, которая подходит вашему автомобилю, а по цене соответствует возможностям вашего кармана. Исходим из того, что результаты испытаний более дешевых продуктов вы еще не забыли (см. ЗР, 2002, № 2,4). Ну что, начнем?вятся более жидкими. Здесь высококачественные проявят большую стойкость. Кстати, а как у них дела со способностью держать нагрузку? КАКОВО! Результаты испытаний не просто приятно удивили - они были как гром среди ясного неба. По всем проверенным параметрам сегодняшние претенденты уверенно оторвались от своих более дешевых коллег, причем так далеко, что аутсайдеры попросту скрылись за горизонтом. Поясним на цифрах. Возьмем нагрузку сваривания, определяемую на стандартной четырехшариковой машине трения. Она показывает способность масла держать критическую нагрузку, и по ней, кстати, наряду с другими параметрами, подразделяют масла на группы. Для GL-3 по международной или ТМ-3 по отечественной классификации установлено минимальное значение 2760 Н. Примерно столько или чуть меньше показывают и моторные масла вязкостьюДЛЯ КОГО Вопреки желанию читателей поскорее узнать результаты, вынуждены, следуя законам жанра, начать с представления участников. Сегодня их десять. Все масла группы GL-5 гипоидные - для задних мостов и некоторых коробок передач - «жигулей» (не путать с «Самарой»), «волг», «нив». Можно, конечно, и в грузовики заливать, но больно дорого выйдет. Все масла, кроме одного, класса вязкости 75W90, исключение... Знакомые с прошлыми тестами трансмиссионок могут догадаться - «Кастрол». Так случилось, что в двух прошлых тестах масла этой фирмы шли отдельным зачетом. Вместе с 85W90 мы поставили рядом незагущенный «Кастрол ЕРХ90» (см. ЗР, 2002, № 2), в компанию с 80W90 - более «жидкий» ЕРХ80 (2002, № 4). Теперь «плечом кLiqui Moli. Образец продемонстрировал абсолютный рекорд хладостойкое™, включая два прошлых теста, - вязкость 5337 мПа-с при минус 30*С. Есть пара конкурентов, подобравшихся довольно близко, но отрыв от остальных довольно велик.Анализируя температурно-вязкостные свойства масел при низких и высоких температурах, оценивают разные вязкости. При высоких - кинематическую (измеряется в MMVC), при низких - динамическую (размерность - Пас). Кинематическая вязкость по своей сути определяет способность масла течь и затекать, иными словами, это жидкотекучесть. Динамическая - характеризует сопротивление сдвигу, когда масло густеет, проще говоря, это скорость сдвига. При низких температурах определять кинематическую вязкость вместо динамической нельзя, поскольку густое масло с загустителем-полимером не является так называемой ньютоновской жидкостью. Наоборот, определять динамическую вязкость при рабочих температурах нет смысла - сложно, да и зачем это, если здесь можно пользоваться простой формулой для пересчета, известной из школьной физики. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛОбразец, цена за 1л Заявленный производитель Нагрузка сваривания, Н Вязкость динамическая Вязкость кинематическая при низких температурах, при высоких температурах, 2 мПа-с мм /с в -20°С -30°С 100°С 150 СLiqui Moly, API GL-5 SAE 75W90 310 руб. Wellrun Passion Synthgear API GL-4, GL-5 SAE 75W90 250 руб. Castrol SAF-X API GL-5 SAE 75W140 450 руб. 76 Lubricants Company MP Gear Lube API GL-4, GL-5 SAE 75W90 290 руб. Valvoline GEAR OIL Syn Power API GL-4, GL-5 SAE 75W90 290 руб. Motul GEAR 300 API GL-5 SAE 75W90 450 руб.Liqui Moly GmBH D-89081 ULM Wellrun Femhavenweg 50 3089 KH Rotterdam Castrol Austria GmBH 2355 Wiener Neudorf 76 Lubricants Company a division of Costa Mesa, California Manufactured by Valvoline Егоре, a division of Ashland Inc. Wildrechtsewey 39 3316 BG Dordrecht Netherlands Manufactured by Motul 119 Bd Felux 94 93303 Albervilliers Cx, France46352385533714,36,1520460621511414,85,84900960722 40324,19,3e41362078593713,86,0490049051197014,45,84900597215 36514,15,7AJB German Oil Hypoid-Getriebeoel, Made Vollsynthetisch in Germany API GL-5 SAE 75W90 240 руб. Texaco Multigear S API GL-4, GL-5 SAE 75W90 I 240 руб. Mobil SHC API GL-5 SAE 75W90 350 руб. Spectral Synax API GL-5 SAE 75W90 210 руб.41362557582214,36,0tMTexaco EC490047851181613,85,5IMobil Oil Corporation Keskuskatu 7, Helsinki, Finland Промышленная группа «Спектр-Авто»3685807120 00016,36,53685960734 85813,85,3