160
161
162
ТЕКСТ И ФОТО / СЕРГЕЙ МИШИНСдвижной (и открывающийся) люк «Вебасто» на крыше ВАЗ-2111 - один из вариантов освежителя салона.етняя жара всегда навевает мечты о кондиционере. Но далеко не всем он по карману. А нет ли чего-нибудь попроще и не так дорого? И вообще, какова цена прохлады в салоне? Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели сравнительные испытания трех устройств (из числа тех, что могут попасть на конвейер), призванных обеспечивать пассажирам комфорт.Эта модель «Вебасто» удачно вписывается в обивку потолка ВАЗ-2111.именной фирмой в Тольятти. Этим простым, а главное, недорогим устройством дооборудуется штатный отопитель. Благодаря испарению воды с пластин испарителя воздух, засасываемый через него в салон вентилятором «печки», очищается от пыли, увлажняется и остывает. Климатизер почти не расходует мощность двигателя - у него нет компрессора. Цена - около 3000 рублей. Продается пока в Тольятти и Рязани. Тот, кто владеет элементарными слесарными навыками, сможет смонтировать установку самостояВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ Люк в крыше, пожалуй, самая изтельно. Чужими руками это обойдется вестная нашим автолюбителям опция. в 250-300 рублей. Выбор на отечественном рынке доТретьим отмеченным нашим внимавольно широк - от приоткрываюшего- нием устройством стал кондиционер ся до сдвигаемого и полностью съем«Август», который встраивают в штатного, с ручным и электрическим приную систему отопления и вентиляции водом. Назовем здесь «Вебасто»: имен«десятки». Самые ответственные элено эта фирма обратилась к ВАЗу с менты - компрессор, испаритель, ресипредложением комплектовать автомовер, шланги и конденсор - японской били. О точной цене говорить пока рафирмы «Юникла», а жгуты, кронштейно - она будет зависеть от объемов и ны и фурнитура - наши. Заправляется условий поставок (ориентировочно «августовский» кондиционер «зеле3000-6000 руб.). Люк устанавливают ным» фреоном R134A, отвечающим сетак, что штатные усилители поперечигодняшним экологическим нормам. Раны крыши разрезать не приходится. нее применялся газ R12: он более эффеВторое устройство - малоизвестный ктивен, но вредит экологии. Цена собстеще климатизер «Кондикар», разрабовенно кондиционера в Тольятти - 25 000 танный НТЦ ВАЗа совместно с однорублей, установка тянет еше на 2500.Л Люк - по сути, форточка в крыше автомобиля. Воздушные потоки, овевая плечи, шею и лицо, создают ощущения прохлады и некоторого единения с природой. Разумеется, люк праСУБЪЕКТИВНО Оставим пока в стороне существенктически не снижает температуру в ную разницу в цене опций и посмотсалоне, а порой, если солнце в зените, рим, что же они дают. Ощущения прочерез него салон даже нагреется еще веряем на автомобиле ВАЗ-2111 с вось- на пару-тройку градусов. Климатизер - штука весьма специмиклапанным впрысковым двигатефическая. Попытки пользоваться им лем. так же, как и кондиционером (с закрытыми окнами), привели к тому, что в салоне значительно повысилась влажность. Прохладные потоки из дефлекторов вентиляции приятны, только если приоткрыть стекла дверей - штатная вытяжка влагу из сало>-» на удаляет слабо. Наибольший эффект, когда приоткрыт еще и люк. —г 1i Максимальная температура за бортом, при которой от климатизера еще есть какая-то польза, плюс 25. Если + жарче - от устройства, пожалуй, больше вреда: вместо жаркой, но сухой сауны в салоне будет влажная русская Испаритель климатизера встраивают в отопитель баня. Возможно, где-нибудь в СредВАЗ-2110 (на снимке - макет). Все три изделия прошли лабораторные испытания и согласованы с заводской конструкторской службой.~ | 6 ц '•• ~Бачок климатизера примостился справа за бампером «десятки».На правахрекламыОФИЦИАЛЬНЫЕ ДИЛЕРЫ: г. МоскваMfmqtoтел.: 777-777-5.У.-Л^ЛХ тел.: (095) 152-4001. г. Волгоград«Хом-Ти Трейд», (8442) 33-06-33. г. Екатеринбург «Фаворит», (3432) 29-47-49. «Форум», (3432) 12-13-03.г. Краснодар «Мир Автомузыки», (8612) 69-08-52. г. Набережные Челны м-н «Элекам», (8552) 59-97-61. г. Новосибирск «Автозвук», (3832) 21-52-88. г. Самара «Стал-Авто», (8462) 16-51-15. г. Сургут м-н «Зайди-Купи», (3462) 32-34-49 г. Тольятти 000 «СТК», (8482) 40-73-71 СЕТЬ УСТАНОВОЧНЫХ ЦЕНТРОВ «БЛЮЗМОБИЛЬ» /www.bluesmobil.ru/Блюзмобиль-Москва, (095) 784-5007.MINISпосетите наш стенд на выставке MIMS7/2002161 I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |Все элементы кондиционера без труда разместились под капотом «десятки». Генератор передвинули наверх Его место занял компрессор кондиционераКондиционер «Август» в комплекта ТАБЛИЦА 1. СРЕДИЯЯ(С\ 'тонн;\Я) ВЛАЖНОСТЬ П()МЕС ЩАМ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИ 1НАХАшхабад Ташкент Новосибирск Киев Москва СанктПетербург СочиМай 19% 24%27%ИюньИюльАвгуст Сентябрь32% 35% 43% 45%13% 18% 32% 38% 29% 42% 53%13% 20% 41% 38% 38% 48% 52%17% 17% 49% 39% 37% 50% 56%12% 20% 40% 44% 42% 53% 54%ТАБЛИЦА 2. СРЕДНЯЯ ТЕМПЕРАТУРА В САЛОНЕТ Й зд О Время стабилизации температуры в салоне, мин. Штатная вентиляция* Спорость 50ш/ч Сирость Сирость 100 «и/ч 140 «и/чней Азии (см. табл. 1) с ее суховеями этот предел и поднимется на пяток градусов, но не больше. Того, кто мечтает ездить по жаре и пыли в белой рубашке, спасет только кондиционер. Ведь он эффективен при полностью задраенных стеклах. Впрочем, в пекло, когда солнце жарит через стекла больше, чем способен «переработать» кондиционер, мы приоткрывали окна и люк - уж лучше чувствовать освежающий ветерок, чем сидеть в приторно-теплом аквариуме. Обратная сторона медали злоупотребление кондиционером запросто может вызвать простуду (см. ЗР,2002,№5). А теперь проверим наши ощущения.В АЭРОКЛИМАТИЧЕСКОЙ ТРУБЕучастку дороги на IV передаче со скоростью 50 км/ч, третий - на V со скоростью 100 км/ч, четвертый - на пятой, 140 км/ч. Для сравнения в тесте участвовал обычный, базовый автомобиль. В отличие от остальных, его испытывали с полностью открытыми люком и опущенными стеклами. Все «прогоны» длились до тех пор, пока температура в салоне не стабилизировалась. Результаты тестов - в табл. 2.Д ОРОГО , НО МИЛО30-40 41/35 35/353038/35 34/353037/35 34/352537/35 33/35Все эти устройства были смонтированы на автомобилях ВАЗ-21103, которые «ездили» в аэроклиматической 29/65 31/70 30/65 28/60 Климатизер* (27,5) (29) (28) (26,5) трубе при смоделированных летних 21/20 26/20 22/20 Кондиционер 18/15 условиях Волгоградской области (ис(24) (20) (19.5) (16,5) «Август»" ходили из тех, что были зафиксиро'В числителе - средняя температура в салоне. °С: в знаменателе - влажность воздуха. %. в скобках - температура при ваны летом 1999 и 2000 тт.). Температонированных (25%) стеклах и термоизоляции крыши тура «на дороге» - плюс 33°С, влажпенофолом толщиной 5 мм. Примечание. Окна полностью закрыты, режим рециркуляции ность - 35%. Радиационная темперавыключен. тура - та, до которой в данных условиях нагрелось бы абсолютно черное ТАБЛИЦА 3. ХАРАКТЕРИСТИКИ тело (замерена специальным термоКЛИМАТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК метром, упрятанным в черной сфеКлиматизер Клим, установи ре), - плюс 60°С. «Кондима» «Август» Испытания проводили при разных Собственная масса, кг 20 1+5* Тепловая мощность режимах движения. Перед каждым 5400 испарителя. Вт 800 автомобиль с закрытыми стеклами Тепловая мощность «выстаивал» под солнцем в течение конденсора. Вт 8500 полутора-двух часов. Мощность, отбираемая у двигателя. % 2-5 Первый режим - холостой ход. Пус0,6 Масса фреона, кг кают двигатель и на максимум вклюОриентиров, стоимость чают штатную вентиляцию, климатис установкой (в Тольятти), у. е. 880 110 зер или кондиционер. Второй режим 'Масса воды в бачке. - «движение» по горизонтальномуОткрытые люк и стекла*Люк в крыше даже при всех опущенных стеклах не может заметно понизить температуру в салоне в сравнении с наружной. Он лишь активизирует вентиляцию движущегося автомобиля. Климатизер снижает температуру в салоне на 2-5° (при тонированных стеклах и термоизоляции крыши - на 4-6,5°), повышая влажность с 35 до 60-70%. Впрочем, за 3000 рублей нельзя требовать от него выдающихся возможностей. Он, конечно, позволяет немного остудить воздух, выходящий из дефлекторов вентиляции, но не настолько, чтобы ощутимо охладить салон. Пользоваться им лучше с приоткрытыми окнами, а еще лучше - с открытым люком. Впрочем, люк плюс климатизер - это уже другие деньги. Кондиционер - особая статья. Позволяет снизить среднюю температуру воздуха в салоне на 7-15° (при тонированных стеклах и термоизоляции крыши - на 9-16,5°). При этом влажность снижается с 35 до 15-20%. И только кондиционер наиболее эффективно спасает от жары и от дорожной пыли. Увы, не бесплатно - несколько «лошадей» двигателя он на себя забирает (см. табл. 3). 1»1