ТЕХНИКА /НОВИНКИМАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВБИТВА ЗА МЕТАЛЛВОЗМОЖНОСТИ СТАЛИ ЕЩЕ НЕ ИСЧЕРПАНЫВапреле прошлого года мы писали (и, кстати, не первый раз) о проекте создания сверхлегких автомобильных кузовов из высокопрочных марок стали: его финансируют уже 33 транснациональные сталелитейные компании. Тогда были представлены новые двери, колесные диски, бензобаки... Пришел черед автомобиля в целом. С весны нынешнего года по выставкам и семинарам Европы путешествуют два концепта, разработанные в рамках программы ULSAB-AVC (Ultra Light Steel Auto Body Advanced Vehicle Concept) фирмой «Порше Инжиниринг Сервис». Это трехдверный хэтчбек класса Си большой четырехдверный седан. Почти все детали (80%) их кузовов выполнены из специальных высокопрочных сталей, что в десять раз больше доли такого металла в современных серийных авто. Силовые элементы «выдавлены» методом гидроформования (ЗР, 2001, № 4 ) , причем профили имеют весьма изощренную форму и большую протяженность. Разработчики сулят не только малую снаряженную массу (для хэтчбека - 933 кг), но и пять заветных звездочек в крэш-тестах по методике NCAP. Воодушевленные технологи выда-Тах выглядит AVC - «продвинутый автомобильный концепт», разработанный американским отделением «Порше» на деньги стальных королей.ют и совсем уж оптимистичные характеристики потребления топлива (хэтчбек - 3,2 л/100 км, седан - 4,5), выброса СОг (86 г/км) и, самое главное, себестоимости изготовления. Она, по заверениям разработчиков, значительно ниже, чем для алюминиевых (тем более, стекло- и углепластиковых) кузовов, и лишь немного превышает нынешний средний уровень. Конечно, спецсталь дороже обычного холоднокатаного листа, зато для изготовления кузова ее требуется гораздо меньше! Так чтопридется привыкать не просто к «консервным», а, пожалуй, к «пивным» банкам - толщина панелей станет значительно меньше. Впрочем, бояться прогресса не следует: кроме повышенной прочности, новые стали значительно медленнее обычных ржавеют, к тому же ничто не мешает наносить на них, скажем, цинковое покрытие. А вот жестянщикам, возможно, придется повышать квалификацию - с тонким жестким листом работать будет не в пример сложнее...идроформованные силовые профилиИз высокопрочных сталей (AHSS - Advanced Hight-Strenght Steels) выполнены не только двери, капот и другие панели, но и основа кузова.Гидроформованкые силовые профили тянутся порой вдопь всего кузова как единое целое. Ma правахрекламыКОНТИНЕНТАЛЬНОГЛОБАЛЬНОЕ ШАССИЭЛЕМЕНТЫ ХОДОВОЙ ЧАСТИ БУДУТ ЕДИНЫМ АНСАМБЛЕМ.. | # онтиненталь», который специалисты давно уже не свя" W зывают с одними лишь шинами, объявил на Женевском салоне своим высшим приоритетом создание «глобально-управляемого» шасси (Global Chassis Control - GCC). Тормоза и пружины подвески, рулевое управление и шины, амортизаторы и стабилизаторы свяжет в единую систему центральный GCC-процессор. Только так, считают специалисты «Конти», можно в полной мере реализовать максимальный комфорт и активную безопасность одновременно. Бросив беглый взгляд на входящие в «глобальное» шасси элементы, мы найдем среди них и старых знакомых (пусть хотя бы по публикациям в журнале). Например, на стыке с дорогой (на первом, так сказать, рубеже) стоит интегрированный в боковину покрышки торсионный сенсор (ЗР, 1999, № 8). Он определяет воздействующие на автомобиль силы по деформации резины. Электромеханическое рулевое управление последнего поколения поворачивает передние колеса на угол, определяемый не только желанием водителя, но и компьютерным анализом упомянутых выше сил и моментов. Соответственно, на баранку передается строго дозированное усилие, обеспечивая превосходную информативность. Тормоза в новом шасси лишились жидкости - место гидравлического привода заняли провода. На каждое колесо приходит «свой» тормозной момент, опять же зависящий не только от ноги водителя, но и от состояния покрытия под данным колесом, траектории движения, скорости... Но и это еще не все. Пружины подвески в GCC уступили место пневмокамерам, что позволило не только изменять (или стабилизировать) в зависимости от скорости и нагрузки дорожный просвет, но и успешно противостоять кренам в поворотах, стремлению колес оторваться от земли на ухабах. Самое интересное, что на «Континентале» всерьез рассчитывают обойтись затратами энергии на эти цели в пределах 500 Вт - несравнимо меньше, чем, например, в активной подвеске купе CL от «Мерседес-Бенц». В общем, автомобиль получит вполне человеческий основной инстинкт самосохранения, так что запустить его в неконтролируемый «полет» будет непросто. ТЕХНИКА /НОВИНКИРЕМНЯ БЫ НАМ... ХОРОШЕГОВСЛЕД ЗА ПОДУШКАМИ БЕЗОПАСНОСТИ НАБИРАЮТСЯ «УМА» И РЕМНИнтеллектом наделяют сегодня, Илось бы, самые примитивныеказаустройства - например, ремни безопасности. Фирма «Оголив» (Autoliv) разработала ограничители усилия, которые сами настраиваются под конкретного седока, спасая его в конкретном ДТП. Причем новый механизм работает в связке с надувной подушкой и обеспечивает неопасную встречу с ней лица и туловища. Напомним вкратце, что ограничители усилия появились, дабы предотвратить переломы ребер ремнем при их жестком креплении. Не секрет, что прочность костей 60- и 20-летнего пассажиров отличается почти вдвое. В новой системе, которая прежде всего найдет применение в автомобилях БМВ и «Мерседес-Бенц», наматывающее ремень устройство снабжено подобием двухступенчатой коробки передач. Та или иная выбирается компьютером, исходя из параметров столкновения, позиции и массы пассажира. В первой фазе, когда человек удерживается только ремнем, ограничитель включается на максимальное усилие. А вот когда тело приближается к раскрывающейся подушке, включается понижающая нагрузку «передача» ремень немного ослабляет объятия. При не слишком трагичной ситуации переключение происходит примерно через 40 мс, а вот если «лоб в лоб», то ремень начинает щадить ребра лишь через 70-80 мс (как говорится, тут уж не до жиру). Основу устройства составляет торсион переменного диаметра. Трубка, связанная с ремнем, может, перемещаясь вдоль торсиона, соединяться как с его тонкой, так и толстой частью. Это и равносильно «переключению пере-ПиропатронПроцесс переключения на пониженную нагрузку запускается пиропатроном.дач». А само перемещение обеспечивает отдельный пиротехнический заряд - ведь все должно происходить очень быстро.АЛИБАБАЕВИЧ НА СЛУЖБЕ У «ФОРДА»ИДЕЯ ОДНОГО ИЗ «ДЖЕНТЛЬМЕНОВ УДАЧИ» ВОПЛОЩЕНАД изельныенедвигатели ныне не исторгаютк клубы чада, но экологи успокаиваются: требования чистоте выхлопа все суровее. Одна из проблем - несгоревшие микрочастицы сажи. В принципе, их несложно фильтровать, но ведь автомобиль - не пылесос, в котором после каждой уборки чистят пылесборник! Можно, правда, попробовать дожечь скопившуюся сажу прямо в фильтре, но для этого выхлопПеред экспериментальным «Фордом-Фокус UE » лежат хитрая заправочLV ная горловина и пистолет.ные газы надо нагреть хотя бы до 550°С. А при езде в городе на режимах частичной нагрузки температура редко превышает 270°С С помощью добавки - катализатора на основе церия конструкторам удалось снизить требования к температуре на сотню градусов, но остающееся приходится добирать, периодически (примерно раз в 600-700 км пробега) изменяя режим двигателя. Это, кстати, довольно сложный процесс: в новом «Форде-Фокус TDCi» пришлось подавать в цилиндры дополнительные порции топлива, «обходить» интеркулер и даже подогревать воздух на впуске. Однако решение «сажевой» проблемы не помогло избавиться от токсичных веществ. В дизельном выхлопе присутствуют окислы азота... а может, и их обезвредить какой-либо добавкой в топливо? Например, мочевиной - ее присутствие в определенном количестве помогает разложению NOxВот только разбавлять солярку, по примеру Василия Алибабаевича, за рубежом не принято, даже если это полезная «урина», а не ослиная, извините, моча. Пришлось разработать «зеленую» колонку. Хотите меньше загрязнять воздух - нажмите кнопку, и через специальный пистолет в отдельный бачок будет добавлена мочевина. Все это кажется достаточно сложным и громоздким, но зато сама система фильтра-нейтрализатора в экспериментальном «Фокусе» получилась весьма компактной. Впрочем, это наверняка далеко не последнее слово «в защиту экологии» - скорее, очередной шаг по пути прогресса.J На правахрекламыИГРА С ЧИСЛАМИВ ДВИГАТЕЛЯХ «ФОЛЬКСВАГЕН»рехцилиндровые автомобильные двигатели еще недавно - для удовлетворительной Т были редкостьюминимум четыре цилиндра,плавности работы требовалось а еще лучше шесть. Сегодня уже не представляет серьезной технологической проблемы рассчитать, изготовить и разместить пару дополнительных балансирных валов, что снимает прежние ограничения. Некоторое усложнение конструкции оправдано вполне реальным выигрышем. Прежде всего, освободится место для других агрегатов, да и масса уменьшится. Новый «Поло», например, обзаводится интересными трехцилиндровыми бензиновыми агрегатами, а скоро они появятся также на «Шкоде» и СЕАТе. Речь идет о двух моторах объемом 1,2 л, полученных «отсечением» цилиндра у 1,6-литрового собрата, установленного на версии GTI. Они отличаются друг от друга количеством клапанов и мощностью. Двенадцатиклапанник развивает 47 кВт/64 л. с. против 40 кВт/54 л. с. шестиклапанника. Отличия же от четырехцилиндрового прототипа гораздо глубже. Появился балансирный вал, приводимый зубчатым ремнем. Зато масляный насос и распредвалы вращает старая добрая цепь. Она выполнена особенно узкой, что позволило выиграть на общей длине двигателя... несколько миллиметров. Ради снижения трения уменьшены диаметры подшипников шатунов, коленчатого и кулачкового валов. Последние вообще перенесены из головки блока в ее крышку! Блок цилиндров отлит из алюминия, его жесткость повышена специальной плитой-постелью, в которой, кстати, и крутится балансирный вал. По звуку работы никто не заподозрит, что этот мотор постоянно «троит»! На холостом ходу при 700 об/мин ему достаточно 0,45 л бензина в час. Масса двигателя снизилась на 16 кг, а нормы Евро IV он выполняет с легкостью. Более того, хитрецы мотористы придумали продувать картер свежим воздухом из впускного тракта: это быстро удаляет конденсат из масляной ванны, препятствуя образованию шлама. В итоге «Поло» получил двигатель, более мощный по сравнению с 1,4-литровым 8-клапанным, к тому же расходующий на 11% меньше топлива в городском цикле.Качество жпзнп зависит от выбор*..это топьноПроизводство: г. Набережные Челны, (8552) 33-33-20, 46-43-24 www.nachalo.comДилеры: Москва. 0 00 "Корунд-Р'. (095) 487-12-10. 487-17-11. viww.korund.org; С. Петербург, 0 00 Феникс'. (812)327-11 -25,327-11 -26; С.-Петербург 000 Ландо'. (812) 166-47-83: Ростов-на-Дону.ООО Росавтопром". (8632) 90-52-45. 92-51-42: Краснодар. 0 00 Росавтолром-Кубань'. (8612) 63-51-27, 63-06-94: Самара. 0 00 "СамараАвтопром'. (8642) 33-83-74. 17-97-04; Самара. ЧП Борцов. (8642) 79-35-30: Новосибирск. 0 00 'Автостандарт . (3832) 49-98-64; Калуга. 000 Сельсин Плюс". (0842)55-21-21, 12-02-09: Рязань. 0 00 'Промгарант'. (0912)98-78-51.98-78-52: Нижний Новгород, 0 00 "Торговый Дом ПИГМА". (8312) 69-35-24. www.pigmaauto.ru: Н. Новгород, оптовый центр 'Заречный', (8312) 52-57-64. 51-02-62: Красноярск. "Сибавтозапчасть". (3912) 36-55-64: Екатеринбург, оптовая база "Опии", (3432) 53-90-50. 70-33-04: Тольятти. ЧП Лемешев. (8482) 29-87-52. 29-27-36: Красный Сулин Ростовской области. ЧП Голубков. (86367) 3-35-10. Розничная сеть: Москва, группа "Авто-49": Ленинградское ш.. 106, 457-51-51: Коровинское ш.. 24 К.1, 486-05-55; Дмитровское ш., 110, 485-22-54; ул. Хачатуряна. 7, 401-05-17; Пр. Буденного. 20 к.1. 365-09-55; Ярославское ш., 109 стр.1, 183-03-74: Мытищи. Ярославское ш.. 7 км. от МКАД. 588-33-40: Елино. Ленинградское ш.. 34 км., 536-90-22: Ленинградское ш., 49 км.. 293-30-19: Солнечногорск. Ленинградское ш.. 63 км.. 994-01-60; Химки. ул. Молодежная. 12 9. 571-05-47: Егорьевск, ул Советская. 167. (240) 443-91: Одинцово, Можайское ш.. 47. 590-78-68. Ростов-на-Дону. 0 00 Росавтопром": ул. Стачки. 400. (8632) 90-52-75, 90-52-85: ул. Красноармейская. 157. (8632) 68-32-02: ул. Ленина. 123. (8632) 95-40-30: ул. 339-и Стрелковой дивизии. 6. (8632) 90-00-55: Екатеринбург. "Олми'. (3432) 53-46-50. 53-90-48: Екатеринбург, АБС, (3432) 60-85-64. 22-37-70: Екатеринбург. Олми'. (3432) 74-15-48. 74-41-17: Первоуральск. Авто-Сити" (34392) 52-999. 25-058; Нижний Тагил. Олми-НТ' (3435) 24-22-22. 24-36-10; Томск. "Центр автотракторных запчастей", ул. Герцена. 59. (3822) 52-26-00. 52-30-00.