134
135
136
МЫ И АВТОМОБИЛЬГ .WSTVплЕДЕМ К СЕВЕРНОМУ ЛЕДОВИТОМУОКЕАНУТЕКСТ, ФОТО / АРТЕМ ТАГИРОВ. МОСКВА/ЙИITOuzuпо пути некоторые наблюдения и исследования. Первую часть маршрута Москва Ухта прошли за три дня сравнительно легко - всего 1560 км по хорошим асфальтированным дорогам, через живописные места Костромской и Кировской областей. Особо не гнали хоть спереди и поставили обычные колеса, погрузив пару пневматиков на прицеп, все равно больше 70 км / ч разгоняться страшновато. Кроме того, задерживало общение с инспекторами ДПС - буквально на каждом посту они интересовались, что это за техника такая, а когда узнавали о цели, искренне желали успеха. Следующий отрезок пути - 800 км/ПУТЕШЕСТВИЕУменя было давнее желание побывать в Заполярье. Н о не в Финляндии или Мурманской области, где есть асфальтовые дороги, а там, куда обычно добираются только водным или воздушным транспортом. Естественно, главное условие - приехать туда на машине. Решившись осуществить мечту, я построил специальный автомобиль - «уазик» на огромных «бронтовских» ггневматиках низкого давления, которые придают ему плавучесть. А поскольку одному ехать не только небезопасно, но и неинтересно, нашел единомышленников - исследователей федеральной службы аэрогеологии, которые должны были сделатьот Сосногорска до Лабытнанги - пришлось преодолевать на железнодорожной платформе. С ожиданием очереди и погрузкой-разгрузкой потратили пять суток, поскольку очень много народа возвращалось из отпусков. Платформа стоит 15 тыс. рублей; эта сумма делится на две-три машины, которые на ней размещаются. После Печоры и Инты поезд пошел очень медленно, пропуская на разъездах встречные составы. Живущие прямо в машинах путешественники наслаждались великолепными видами Полярного Урала, где в горах в августе еще лежит снег, текут реки с абсолютно прозрачной водой, а в долинах растут лиственницы. В расположенном на tii_Jj.1,i.щi ii.ilfc~*т. * *I,Полярном круге Салехарде получили разрешение на посещение заповедника, пропуск в погранзону и отправились дальше. На север от поселка Обский тянется около 250 км железной дороги, вдоль которой идет грейдер, местами сильно разбитый грузовиками. В районе двухсотого километра Уральский массив уходит западнее, на Пай-Хой, а мы держим путь на Ямал к Байдоратской губе. На реке Юркута-яха ждал сюрприз - мост без настила и ограждений. Железнодорожное полотно длиной более пятидесяти метров просто... висит в воздухе, а до воды метров десять! К краям шпал с двух сторон прибит железный уголок, в который, как оказалось, упираются колесами «уралы», осторожно переезжая эту пропасть. Незабываемое зрелище, особенно из кабины: открываешь дверь, а внизу пустота... Наша машина из-за громадных колес оказалась намного шире «Урала» - ей эту речку пришлось пре-одолевать вплавь. Ширина ее ниже моста метров триста - пришлось разгружать машину, перевозить прицеп, снаряжение и продукты на надувной лодке, а затем форсировать реку на «уазике»... с подвесным мотором. Здесь опробовали средство для улучшения плавучести - заполненные пенопластом и запаянные тазики в передних колесах. Ничего, работает. Дальше все оказалось интереснее и сложнее, чем предполагали. В вахтовом поселке дорожников оставили прицеп и двинулись в девственную тундру. Пошли сплошные песчано-сутлинистые плывуны, болота и озера - синеголубой цвет преобладает на карте этих мест. Начались проблемы с ориентированием, хотя все кажется просто: есть подробная карта, навигационный приемник GPS (если это можно так назвать) с реперами-вешками через каждые триста-пятьсот метров и машина, обладающая достаточной проходимостью. Попробовали ехать вдоль реперов, но они, как на грех, ушли в болото. К тому же спустился туман и вешки стали пропадать из виду. Взяли в руки GPS, задали маршрут, поехали. Впереди протока: попытались объехать - вроде удалось, но сверились с прибором и поняли, что отклонились гораздо сильнее, чем предполагали. Глаза никак не привыкнут к бескрайней, поблескивающей водой равнине. Вечерело, разбили лагерь. Утром обнаружили поблизости стойбище оленеводов: они появились ночью. Поначалу те были насторожены, но, узнав, что мы исследователи и не имеем огнестрельного оружия, расположились к нам, пригласили в чум на чаепитие. Коренные жители не доверяют белому человеку с ружьем, так как часты случаи отстрела северных оленей, которые здесь все домашние. За чаем выяснилось, что неподалеку идет хорошо набитая «лыжня» от гусеничных вездеходов до торговой фактории Усть-Юрибей. Встали на «лыжню» и двинулись фрагменты скелетов шерстистого нодальше, поднимая прямо из-под колес сорога, бивни мамонтов. Сегодня факвыводки полярной куропатки и разтория - это несколько домиков среди ных водоплавающих. В низинах доротундры. Здесь скупают у оленеводов га терялась, а поверхность напоминапанты - рога молодых оленей и продала залитое водой рисовое поле. Пришют продукты. лось учиться определять твердость По Юрибею проходит этническая грунта по оттенку растительности: граница между северными народами желтый - едем, желто-зеленый - мож- шаманистами-ненцами (самоедами) но рискнуть, а на ярко-зеленый лучше и хантами (лесными людьми), принявне соваться. Одна за другой перепрашими православие в XIX веке. Время вы, в крутые берега приходится вбисловно остановилось в этих суровых вать специальный якорь и подниматькраях. Люди живут, как и много веков ся на лебедке. Восемьдесят километназад: охотятся на морского зверя, лоров до фактории шли три дня. вят рыбу, строят чумы, ездят на нарФактория находится на 69-й паралтах в любое время года. Основное залели в устье реки Юрибей, которая пенятие и достояние - оленеводство, боререзает полуостров Ямал пополам. гатство измеряется не в деньгах, а вВ середине века здесь проходил торгооленях. вый путь-волок к поселению Мангазея Фактория Усть-Юрибей оказалась и Енисею из Архангельска и Скандиконечной точкой «накатанной» везденавии. На берегу до сих пор находят ходами дороги. Дальше летом не ездит ,7^002, бронзовые украшения и осколки кера- никакая наземная техника. Мои спут-| ъс. мических изделий. Обнаружены здесь ники-геологи решили еще пройти на ••пав—, и следы гораздо более древней эпохи: север на моторной лодке с местнымохотником, я остался их ждать. Жил в чуме - замечательном сооружении из жердей, обтянутых оленьими шкурами и брезентом. Посередине горит костер, над ним чайник. Предложение поджарить рыбу ненцы восприняли с полным недоумением; пришлось, как и они, есть сырую. Вкусно, но вот потом очень хочется пить. Неделя ранней золотой осени прошла незаметно: рыбалка, прогулка на оленьих упряжках, починка снаряжения. Кстати, с машиной возиться не пришлось - за все путешествие (длиной 5500 км) верный «уазик» не закапризничал ни разу. Идиллию разрушил «волшебник в голубом вертолете», который привез на факторию шестьдесят ящиков водки. Что тут началось! Машину едва удалось сохранить от разборки на сувениры. Хорошо, что мои товарищи вернулись на следующий день - распрощавшись с гостеприимными хозяевами, мы отправились в обратный путь. 1»1