34
35
36
37
I ТЕХНИКА |ПОЕДИНОК С ИЗВЕСТНЫМ ФИНАЛОМ/ТЕСТМОЖЕТ ли ИЖ КОНКУРИРОВАТЬ с «нивой»?ТЕКСТ / ВАДИМ КРЮЧКОВ ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВЕсли придерживаться формальной классификации, то сравнивать «Ниву» и «Оду 4x4» было бы некорректно. Эти машины - воплощение разных концепций: ВАЗ-21213 полноценный вседорожник, тогда как ИЖ-2126-062 - полноприводный легковой автомобиль. Но есть одно обстоятельство, превращающее их в прямых конкурентов. Это, конечно же, цена - едва ли не самый весомый аргумент для подавляющего большинства наших автомобилистов. Так вот, много ли на рынке недорогих полноприводников стоимостью от 4,5 до 5 тысяч долларов? Ответ очевиден: в ближайшем будущем лишь ИЖ 4x4 может стать реальной альтернативой старушке «Ниве». А раз так, покупатель обязательно взвесит все «за» и «против», намереваясь отдать предпочтение одной из этих моделей. Поэтому отбросим формализм - сравнение неизбежно.ТЕСТ В СОСТОЯНИИ покояПрежде чем обратиться к цифрам, отмечу, что при сопоставимой цене у одного автомобиля пять дверей, у другого - только три. Да, в номинации «удобство посадки-высадки» безоговорочно лидирует ИЖ. Обмерив салоны, убедились: «Нива» может похвастать лишь высоким потолком. Остальные параметры - диапазон продольной регулировки передних сидений, пространство перед коленями задних пассажиров, ширина салона на2002уровне плеч, длина нижних подушек передних и задних сидений - лучше у ИЖа. Рулевая колонка «Нивы» наклонена сильнее - посадка в автомобиле ближе к троллейбусной. Но хорошо это или плохо - судить потребителю. Многие, например, не любят другую крайность, когда колонка расположена почти горизонтально, как в ИЖе или «Самаре». Багажники автомобилей - полная противоположность. В тольяттинском вездеходе - короткий и высокий. В ижевском полноприводнике - длинный и низкий. А вот по ширине картина неоднозначна. В самом узком месте проигрывает ИЖ, в самом широком «Нива». Объем багажника у «Оды» побольше. Размеры проемов вполне сопоставимы. Однако такой немаловаж- «Похоже,море будет из чего выбирать». ный показатель, как погрузочная высота, дал явный перевес «Ниве», несмотря на солидный дорожный просвет. Проигрыш «Оды», которая даже в обычном заднеприводном варианте по этому параметру хуже, - неизбежная расплата за повышенную проходимость. Здесь самое время вспомнить о геометрии нижней части автомобилей. Чистокровный вседорожник ВАЗ21213 легко ушел в отрыв. Просвет под резонатором, передним редуктором и задним мостом, конечно же, больше. Ижевцы были вынуждены сохранить низкое расположение агрегатов. Но для того, чтобы в сравнении со стандартной машиной полноприводник стал менее уязвим на бездорожье приподняли кузов над шасси (отсюда почти метр погрузочной высоты). В результате существенно увеличился просвет под системой выпуска и порогами (ЗР, 2002, №4). По последнему показателю ИЖ 4x4 уступает «Ниве» совсем немного. А теперь отвлечемся от замеров ради краткой субъективной оценки интерьеров. Самое сложное - отдать предпочтение тем или иным сиденьям. В обеих машинах они далеки от совершенства и их экспертная оценка обычно приводит к горячим спорам, где звучат полярные мнения. Одним категорически не нравятся «нивовские» кресла, другим - ижевские. В последних, как правило, раздражает слишком выпуклая поясничная поддержка, отталкивающая тело от спинки. На самом деле, подобрав оптимальные регулировки, можно привыкнуть ик тем, и к другим. Остальное - дело вкуса и пристрастий. Отличия лишь в мелочах: есть решения удачные и не очень. Педальные узлы, рули, рычажки, тумблеры, кнопки, замки дверей весьма типичны для нашего автопрома. В общем, интерьеры отечественных полноприводников, как бы это помягче..., не для снобов. Поставим им твердую «тройку», даже не пытаясь выделить лидера. ПОКА НЕ КОНЧИЛАСЬ ДОРОГА В ряде дисциплин полноприводный легковой просто обязан выигрывать у вседорожника. Наша парочка не исключение. Благодаря большей, в сравнении с «Нивой», базе и самоблокирующемуся межосевому дифференциалу ИЖ-2126-062 намного послушнее на скользких ледяных или заснеженных покрытиях (о конструктивных особенностях трансмиссии и зимних талантах машины можно узнать из публикаций ЗР, 2002, № 1 , 3, 4). Еще один козырь «Оды» - умеренный аппетит. Средний эксплуатационный расход топлива в летнее время составляет 9,5 л/100 км (8-8,5 по шоссе, 10-10,5 в городе). Владелец же «Нивы» будет счастлив, если израсходует меньше 12 л/100 км. Несмотря на меньшую мощность двигателя, ИЖ-2126-062 превосходит ВАЗ-21213 в разгонной динамике, максимальной скорости и эластичности (см. результаты замеров «За рулем»). Однако памятуя о том, что качество изготовления отечественных автомобилей нестабильно, а значит, попадаются экземпляры резвые и не очень, преимущество ИЖа нельзя считать подавляющим. По существу, весомый отрыв у него лишь в эластичности на IV иV передачах. Объективные цифры оценки управляемости, полученные при выполнении маневра «переставка», снова выводят на первое место «Оду 4x4». Если вспомнить о назначении обоих автомобилей, размерности колес и рисунках протек- I ТЕХНИКАторов (на ИЖе - дорожные И-391 175/70R13, на «Ниве» - универсальные К-156185/75R16), то в этом вроде бы нет ничего удивительного. Однако победу ИЖа можно смело назвать пирровой. К норову автомобиля приходится долго привыкать, а особенно к значительным кренам и выкрутасам задней подвески в критических режимах. Вообще говоря, сочетание стоек «Мак-Ферсон» и реечного рулевого управления спереди с незамысловатыми задним мостом и подвеской породило диссонанс. Общее впечатлениеРЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»Погодные условия: температура +10°С. давление 755 мм рт. ст.. влажность 55%. покрытие - сухой асфальтобетон ИЖ-2126-062 Весовые характеристики Снаряженная масса, кг Нагрузка на ось, кг. переднюю заднюю Динамические качества (Нагрузка частичная2чел.+25кг) Разгон, с: 0-40 км/ч 0-60 км/ч 0-80 км/ч 0-100 км/ч 0-120 км/ч 0-400м (км/ч) 0-1000 м (км/ч) Максимальная скорость, км/ч Погрешность спидометра, % ВАЗ-21213 ОБЩИЕ ДАННЫЕ Число мест 1098 636 462 1195 698 497 Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Размеры, мм: длина ширина высота База, мм Колея, мм: спереди/сзади Объем багажника, л Максимальная скорость, км/ч Время разгона 0-100 км/ч, с Запас топлива, л Топливо>Ji - поперечный размерРАЗМЕРЫ САЛОНА И БАГАЖНИКАИЖ-2126-062 ВАЗ 21213 890-1010 535-650 1000ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (данные производителей)1,950-1140 620-860н, н2 в , в2 т,Тг h, h2 На , гради960 9251430 14309401390 138051080 1480 4068 1660 н.д, 2470 1420/1420 300/9604(5) 1210 1610 3740 1680 1640 2200 1430/1400 263/504490 485 280 3701145480 455 305 3601165Lsн3Взтм Взтм23 790 895 9001400 105532 600 9301035 1320 10853,9 7,112,1 19,0 34,1 21,0 (102.8) 39,6 (122,0) 136,5 16.9 17,3 31,54.0 7,112,2 19.8 35,8 21.4 (102.0) 40,4 (121,3)140 20 45АИ-92 ВАЗ-2106137 19 42АИ-92 ВАЗ-21213 48 1690 58/79 5200 127 3200в, н4h4895 985875 735ПРЕДЕЛЬНЫЕ СКОРОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНЕВРА .ПЕРЕСТАВКА»ПараметрСкорость", км/ч ИЖ-2126-062 83,5 ВАЗ-21213 81,2Расположение 132,9 Число цилиндров клапанов Рабочий объем, см Мощность. кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент. Н м при об/мин ТРАНСМИССИЯ Привод Коробка передач 60.1 61,0 6,31 Главная передача 39,3 6.28 39,8 6,19 Раздаточная коробка: I II ПОДВЕСКА Передняя Передачи3спереди продольно 48 1569 55/75 5400 116 32000.619,0Эластичность, с: •Для автомобиля ИЖ-2126-062 с шинами И-391 175/70R13 60-100 км/ч (IV) и ВАЗ-21213 с шинами К-156 185/75Н16. 80-120 км/ч (V) Выбег, м: 120-50 км/ч 50-0 км/ч Торможение со 100 км/ч: тормозной путь, м замедление, м/с2780 372920 432на всеколеса механическая пятиступенчатая I-3.94: И-2.04: I-3.67; 11-2.1: ПИ ,46: IV—1: IIM.36: IV-1; V-0.89; зх-4,25 V-0.82: э.х -3.53 4,22 2,135 1,2 типа «МакФерсон»6,4с 80 км/ч: тормозной путь, м замедление, м/с2 Дорожный просвет*, мм: под редуктором переднего моста (подрамником) под редуктором заднего моста под резонатором под порогом спереди/сзади под домкратным гнездом спереди/сзади3,9н.д. независимая пружинная190 160 210330/345 300/315255Задняязависимая пружинная реечное червячное |235 320340/370 310/340РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТОРМОЗА |спереди | сзадид исковыебарабанныеРАЗМЕР ШИН 'Для снаряженного автомобиля ИЖ-2126-062 с шинами И-391 175/70R13 и ВАЗ-21213 с шинами ВлИ-5 6SS/16. таково: данная модель уральского полноприводника (есть еще модификация со всеми независимыми подвесками, но она дороже) нуждается в серьезных доводочных работах. Уступивший в предельной скорости прохождения «переставки» ВАЗ-21213 до поры до времени ведет себя намного понятнее. Чувствуется, что на доводку «Нивы» в свое время не жалели ни сил, ни средств. Впору ей пришлись и получившие статус штатных покрышки К-156 кировского производства. Во всяком случае, тольяттинский вседорожник, обутый в вездеходные ВлИ-5, столь же четкими реакциями на асфальте не радует. КОРОЛЕВА ГЛИНЫ Вне дорог с твердым покрытием исход поединка был предрешен. Интрига заключалась в том, сколь долго ИЖ сможет сопротивляться «Ниве» в родной для нее стихии. Легковой полноприводник оказался довольно упорным парнем. На раскисшей лесной просеке ИЖ бодро форсировал глубокие лужи и канавы, неотступно следуя в кильватере «Нивы». Лишь на затяжных скользких подъемах он немного отставал - в грязи сцепные свойства дорожных покрышек оставляют желать лучшего. Однако, несмотря на забитый глиной протектор шин, полный привод все же вытягивал машину на вершину подъема. Кстати, очень порадовали грамотно подобранные передаточные числа коробки передач. На второй и третьей ИЖ тянет увереннее «Нивы», если, конечно, у нее не включена пониженная передача в раздаточной коробке.Неплохо проявила себя «Ода 4x4» и в песчаном карьере - вазовскому вездеходу в этих условиях посрамить ее не удалось. В общем, для того, чтобы намертво посадить ИЖ, пришлось изрядно помучиться. «Нужное» место все же было найдено - им оказался протяженный участок вязкой глины пополам с водой. Его решили штурмовать с хода. Рывок, и половина пути осталась позади. Но - ход потерян, а задний мост и система выпуска уже цепляют за гребень колеи. ИЖ не сдается - раскачкой впередназад его все же удается продвигать вперед. Эх, резину бы позлее - можно было и проскочить. Увы, автомобиль беспомощно повисает на брюхе всего за несколько метров до конца гиблого участка. Все равно - результат отличный. «Нива» не без труда выдергивает ИЖ из глиняного плена и отправляется на исходную. Посмотрим, как справится вседорожник. Тот же бросок с хода без каких-либо подготовительных действий, и... ВАЗ-21213 вязнет аккурат в том же месте. Приехали? Конечно же, нет. Водитель поступил самонадеянно - теперь пора задействовать вседорожные спецсредства. Включена блокировка - и машина легко преодолевает оставшиеся метры. Находим колею поглубже. По ней тоже удается пройти, подключив уже и блокировку, и пониженную передачу. Да, проходимость «Нивы» выше всяких похвал. Подытожим впечатления. ИЖ проигрывает «Ниве» в геометрической проходимости. О его невысоком дорожном просвете не стоит забывать при движении в колее, скачках по гребням и ямам. Если же буераки умеренные, то ИЖ (особенно на зубастых покрышках) пройдет там же, где и «Нива» без включенной межосевой блокировки и пониженной передачи. А вот в тех условиях, где вседорожнику пригодится указанный арсенал, легковому полноприводнику делать уже нечего. СИМПАТИЯ ИЛИ РАСЧЕТ? Итак, сравнение и выбор. При равной цене для человека зачастую главным критерием становится не логика, а традиционное «нравится - не нравится». Если же забыть о симпатиях и антипатиях, получается такая картина. Надежность и качество сборки у обоих претендентов сопоставимы. Любой отечественный автомобиль не идеален и время от времени будет тревожить хозяина. «Ода 4x4» в большей степени семейная и универсальная машина, тогда как «Нива» -лучшая подруга охотника или рыболова. Однако деление это весьма условно, поскольку ИЖ обладает неплохой проходимостью, а ВАЗ21213 держится молодцом на асфальте. Но многое зависит и от обстоятельств. Тот, кто не планирует ездить по дремучему бездорожью, наверняка заинтересуется легковым полноприводником. Если же от шоссе до любимой дачи несколько километров непролазной грязи - придется мириться ис высоким расходом топлива, и с шумными вездеходными покрышками, и с меньшим количеством дверей. I»I