48
49
I ТЕХНИКА |Первым на стапеле ЦАТ МАИ приоднаторев на единичных заказах мерно год назад оказался полноприпо установке импортных коро- водный мини-вэн ВАЗ-2120 (см. ЗР, бок-«автоматов» на отечествен2001, № 3), а следом за ним новая «Ниные автомобили, специалисты Центра ва» ВАЗ-2123. автоматических трансмиссий МАИ реВ гидротрансформаторе, рассчишили поработать совместно с инженетанном на более мощный двигатель, рами НТЦ ВАЗа. Заводчан интересовапод ВАЗ-2123 изменили угол наклона ла сама возможность вживления «автолопаток насоса. Чтобы состыковать матов» в «Ниву» и в случае успеха - изего с вазовским мотором, изготовили менение ее потребительских свойств. оригинальный картер. Для охлаждеВыбрали автоматическую четырехния рабочей жидкости трансформаступенчатую коробку передач 4НР22 тора его теплообменник установили немецкой фирмы «Цанрадфабрик» - перед радиатором системы охлаждеза высокую надежность, простоту механия двигателя. К самой автоматиченической системы управления режимаской коробке пристроили одноступенчатую «раздатку». Ее задача лишь ми, а главное - подходящие размеры.ТЕКСТ II ФОТО / СЕРГЕЙ МИШИНПсправедливо делить крутящий момент между передней и задней осями. В конструкции использовано оригинальное решение - крутящий момент с одного вала на другой передается многорядной цепью. Межосевой дифференциал - самоблокирующийся, типа «Торсен». Небольшие доработки потребовались и самой «Ниве». Широкий картер гидротрансформатора вынудил слегка расширить (подмять) с одной стороны тоннель пола, а сдвинутая вплотную к коробке «раздатка» - подрезатьподварить кузов в зоне задней опоры силового афегата и установить для нее оригинальную поперечину.ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫсНИВА» С АВТОМАТИЧЕСКОЙ КОРОБКОЙПЕРЕДАЧ/ТЕСТ Переделали и карданные валы. Задная передача включалась между 60 и ний удлинили на 230 мм - величину 70 км/ч и возникал резонансный гул в подвижки «раздатки» вперед, сделали трансмиссии, поэтому в городских усего составным из двух частей и подвеловиях, где скорость офаничена, селесили к кузову на промежуточной опоктор лучше держать в положении ре. Передний кардан по той же причи«драйв». Если же не пытаться перехине стал на 200 мм короче и из-за широфить автоматику, а просто нажать на кого картера «автомата» трубу замегаз и ехать, все происходит легко и нили на пруток диамефом 25 мм. Для плавно. Вместе с тем, что в плотном гоуправления системой «кик-даун» родском потоке динамики машине (включения низшей передачи при инвполне достаточно, она располагает к тенсивном разгоне) фос ее привода степенной езде. соединили с приводом дроссельной заШумов и вибраций, обычно исходяслонки. щих в «Ниве» от фансмиссии, здесь Вместо рычага переключения перенет вовсе. Автоматическая коробка радач - селектор управления АКП, рыботает очень тихо и ровно. Конечно, чаги «раздатки» убрали за ненадобно- гидрофансформатор «съедает» частьлошадиных сил и более мощный мотор был бы кстати. При съезде на «пересеченку» уже не гадаешь, пора ли активизировать межосевую блокировку или пониженную передачу. С точки зрения потребителя, это просто великолепно, но двигателю, на крутых подъемах работающему на пределе, - не очень здорово. Здесь гидротрансформатор фудится вовсю. Кажется даже, будто буксует сцепление и мотор приходится держать «в тонусе». Для буераков явно не хватает пониженной передачи. Зато в фязи и снегу «Нива» ползет не буксуя - автоматика сглаживает рывки крутящего момента на колесах.Удлинение заднего карданного вала потребовало дополнительной опоры.Под капотом появился щуп уровня масла в АКП.Новая трансмиссия подошла к «Ниве» с минимальными передежами.ПЕРЕДАТОЧНЫЕ ЧИСЛА КП И АКППере- ВРК ВРК дача низшая •ысшая передача переяача 1 II III IV V з. х. 7,80 4,47 2,89 2,13 1,74 7,50 4,42 2,53 1,64 1,21 0,99 3,92 2,09 5,60АКПАКПсгидротрасформатором№тр=гм>2,73 1,58 1,00 0,73 7,32 4,23 2,68 1.97стъю, а педалей оставили только две газ да тормоз. В моторном отсеке появился щуп уровня масла в «автомате». Знакомство с двухпедальной «Нивой» я начал с экспериментов. Пробовал нажимать на газ очень нежно - передачи переключались «вверх» при оборотах чуть выше двух тысяч. Если нажать до середины хода - ближе к трем. Газ в пол - мотор закручивался за четыре тысячи! И всегда переключения происходили быстро, без задержки. Единственный неприятный момент - режим «овердрайв» в городе. При плавном управлении газом повышен-Вместо частокола рычагов - один, селектора.На машине с ручной коробкой акселератор здесь приходится приотпускать, офаничивая тем самым тягу, и так избегать пробуксовки. А вот скользкие подъемы автомобиль берет не совсем уверенно. Автоматическая межосевая блокировка срабатывает только при пробуксовке колес. Торможение двигателем (например, на спусках) происходит лишь в одном режиме, когда селектор находится в положении «первая передача». И еще - «автомат» не позволяет легко раскачать засевшую в фязи машину или бысфо повторить неудавшийся проезд какой-либо неровности. Но это ведь уже особые условия. А для повседневной езды такая машина - именно то, что нужно! Некоторые особенности управления «Нивой» с «автоматом» в разных условиях, включая бездорожье, - дело привычки. Главное - «автоматика» пришлась машине впору, сделав ее более удобной, покладистой и степенной. 1»|7 20049