198
199
200
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |ВЕРНУТЬ СВОЕ Есть такая приятная штука, как гарантия. Однако ис ней деньги тратить приходится. Напомним, что парочка недорогих редакционных иномарок «Клио» и «Нексия» скушала за год и 50 тыс. км пробега 25 и 43 тысячи рублей соответственно (ЗР, 2002, № 7). Мы не считаем, что это много. Можно, конечно, купить машину, только чтобы ездить. При этом за год-два без каких-либо профилактических работ бедняга доходит до ручки - наступает пора ее продавать. А тот, кто купит, будет отдуваться по полной программе, оплачивая не только за себя, но и за того парня - предыдущего владельца. Порядок цифр при этом меняется очень заметно. Так, прожившая в ре-ных ездить на немолодых отечественных машинах, порой посещает безобидное на первый взгляд заблуждение - есть, мол, автомобили, которые совершенно не требуют к себе внимания. Ездишь на них год-другой-третий, забот только - бензин заливать. И - ни рубля лишних затрат: здорово! Возможно, со стороны это выглядит так, но... К каждому автомобилю прилагается сервисная книжка, где точно указано, когда посещать станцию технического обслуживания. Надо полагать, не только для того, чтобы угостить владельца машины «кофеем». Если, к примеру, замена тормозных колодок предусмотрена после 40 тысяч километ-СМЕРТЕЛЬНАЯПОЧТИ НА ВСЕХ «ШЕСТЕРКАХ» ТРЕСНУТЫ ФАРЫТЕКСТ / ОЛЕГ БУДКИНто предпринять, если в стекло фары угодил камень дело вроде бы житейское, никто не застрахован. И след характерный - выбоина со множеством трещин вокруг. Ясно, кто виновник. Но присмотримся ко второй, третьей, пятой «шестерке» с пострадавшими фарами. Чаще всего видим просто треснутое стекло. Отчего? Резонно предположить: от резкого перепада температур. Скорее всего, когда включенную фару с горячим стеклом неожиданно окатит холодная вода - по лужам-то все мы ездим. Но здравый смысл против такой версии - все-таки автомобиль делают для всепогодного применения и он не должен страдать от обычных капризов природы. Не каждой машине суждено захлебнуться при наводнении, но от дождя и луж не убережешься. Значит, остается другое плохи сами фары. Треснувшее стекло - это не намокшие провода свечей. Сколько ни суши, не восстановишь. А как после этого быть с безопасностью движения? Попробуем разобраться, что к чему. Основной производитель стекол фар - Чернятинский стекольный завод в Брянской области. А сами же ФАРЫ ГОЛОВНОГО СВЕТА МАСТЕРЯТ ДВА ПРЕДПРИЯТИЯ: ОСВАР (В ВЯЗНИКАХ) И «АВТОСВЕТ» (В КИРЖАЧЕ) (ныне оба принадлежат группе компаний СОК, взявшейся за выпуск «шестерок» в Ижевске). Что ж, какая-никакая, а конкуренция. Значит, можно сравнивать. Возможно, у разных производителей и фары трескаются по-разному.Чров пробега, ремня генератора - после 60, тормозных дисков - после 80, а шаровых опор и сайлент-блоков - после 100 тысяч, то будьте, как говорят, любезны - деньги на бочку. Иномарки сильны своей «предсказуемостью» как раз потому, что их педантично обслуживают согласно инструкции, а не когда гром грянет.дакции всего полгода «Превия» съела... $4000 (ЗР, 2002, № 7), хотя машина хорошая и надежная. Просто мы купили ее после нескольких хозяев и обслуживали по всем правилам. А теперь, когда пришла пора продавать, попробуй вернуть свое! Ведь никого не убедишь, что ты обслуживал машину лучше всех - объявления в газете выглядят одинаково...ЭКСПЕРИМЕНТ СВОИМИ СИЛАМИ В техцентре ЗР соорудили нехитрую установку: аккумулятор на подзарядке (на клеммах постоянные 14 В - как на автомобиле) и держатель фары. Закрепив на поверхности стекла термопару, дождались, когда температура перестанет расти (ушло на это около десяти минут), и сравнили температуру стекол фар дальнего и ближнего света для разных нитей комбинированной лампы. Температуру не указываем: нам важно только - «больше-меньше», а истинные значения200298Только ли перечисленным ограничиваются наши заблуждения? Конечно, нет. Многие и по сей день пытаются увеличить мощность, устанавливая раструбы на выпускную трубу или омагничиватели на бензопровод. Спорят в курилках, на какой передаче достигается максимальная скорость и можно ли сэкономить, переведя мотор на «80-й» бензин. Да мало ли... 1»1 На правах рекламыОРИЕНТИРУНСНАMUTLU- для разработчиков фар, когда они начнут создавать качественное изделие. Стекла фар ближнего и дальнего света греются по-разному. Объяснение простое: световой поток нити ближнего света распределяется не по всему рассеивателю, а примерено через две трети его поверхности. Другая часть остается холодной. Стекло оказывается нагретым неравномерно. При дальнем свете работает весь рассеивателъ и вся мощность распределяется на всю площадь. Для «чистоты эксперимента» проводили его на двух образцах каждой фары. Вставляем стандартную лампу (12V60/55W) в фару и включаем установку. Десять минут ожидания - и недрогнувшая рука выплескивает на стекло стакан воды. Характерный треск не оставляет сомнений в результате. Следующая фара - то же самое. Радует только, что осколки, как правило, не разлетаются, а остаются на месте, предохраняя саму лампу от повреждения водой. ОДИННАДЦАТЬ ФАР ПОКРЫЛИСЬ ТРЕЩИНАМИ, ВЫЖИЛА ЛИШЬ ОДНА - «осваровская» дальнего света. Вывод один: стеклянные рассеиватели не выдерживают жизненных реалий! Производство их весьма сложно, требует строгой технологии термообработки - отжига, нормализации для снятия внутренних напряжений. Соблюдается ли технология? Или... она сама далека от совершенства? Но какое до этого дело потребителю? За качество продукции отвечает конечный производитель, и нам безразлично, кто сделал стекло. Так что все вопросы к производителям фар. В КИРЖАЧЕ И ВЯЗНИКАХ СПОКОЙНО И мы задали вопрос техническим руководителям заводов ОСВАР и «Автосвет»: почему трескаются фары «шестерок»? Вопрос застал врасплох. ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЗАВОДЧАНЕ ВПЕРВЫЕ СЛЫШАТ О ТАКОМ ДЕФЕКТЕ. Вот тебе раз! Надо отдать им должное: отреагировали быстро - провели внеплановые испытания образцов. Результат - фары испытания выдержали! Вот тебе два! Что же это за испытания? СЛОВО ЗА СЛОВО, ГОСТОМ ПО СТОЛУ Задание на разработку фар дает, естественно, автопроизводитель. В нашем случае - АвтоВАЗ. В разработанных им ТУ 37.458.074-96 в пунктах 1.3.9 и 1.3.10 требуется, чтобы фары были «стойкими к воздействию термических циклов» и «к теплу, выделяемому горящими фарами» соответственно. Вполне логично, что производители их взяли на вооружение ГОСТ 5635-80, определяющий методы испытания фар. Кстати, есть в упомянутых ТУ еще один небезынтересный пункт - 1.3.24.2, согласно которому ФАРА ДОЛЖНА ИСПРАВНО СЛУЖИТЬ НЕ МЕНЕЕ 125 000 КМ ПРОБЕГА АВТОМОБИЛЯ! Правда, с оговоркой: «При соблюденииMUTLU - первый аккумуляторевропейскийIГ<на российскомрынке вот уже более 20 лет задает стандарты качества.MUTLU - это полный модельный ряд батарей как для российских, так и импортных автомобилей.MUTLU - надежный аккумулятор по вполне доступной цене.ХОЧЕШЬ ВЫИГРАТЬ, ОРИЕНТИРУЙСЯ I НА MUTLU!www.miitlu. I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |принята собственная схема проверки: из одной камеры с температурой воздуха +50°С фару переносили в морозильную, где минус 50. Стоградусный перепад впечатляет. Тем не менее фара все это прекрасно, без последствий, переносит! Причина? Теплопроводность воздуха по сравнению с водой почти нулевая. Потому-то фаре эти манипуляции, что слону дробинка: таким способом ее резко не охладишь, ничего стеклу не будет. В Киржаче, как нам сообщили, подобных испытаний не проводят. И правильно. Зачем тратить силы и деньги на пустое... ПРОЧНОЕ СТЕКЛО НЕ НУЖНО Итак, не удивительно, что фары у самих производителей не вызывают нареканий! У «стекольщиков» же при действующих методах испытаний тоже все о'кей: заказчик рассеивателями вполне доволен. Правда, сказали нам, ЕСЛИ БЫ СТАВИЛИ ЗАДАЧУ СВАРИТЬ СТЕКЛО, НЕ ТРЕСКАЮЩЕЕСЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ, ЕГО БЫ СДЕЛАЛИ. Но цена вырастет... ровно настолько, чтобы заказчик АвтоВАЗ сразу от затеи отказался. Интересна все-таки рыночная арифметика! А тут еще производство «шестерки» переместилось из Тольятти - и стала она дляголовногозавода вроде постылой падчерицы, наконец-то пристроенной замуж. Кто же будет теперь на нее тратиться? Обратим внимание владельцев «шестерок» еще на одну деталь: на ОСВАРе и «Автосвете» работники ОТК утверждают, что ни они, ни сам АвтоВАЗ рекламаций по поводу трескающихся фар от автовладельцев не получали. А раз так, то и тревожиться не о чем все в ажуре! В самом деле, много ли среди закаленных российских автомобилистов любителей жаловаться? Да еще на такую мелочь! Ну, лопнуло стекло. Купил пачку про запас - и меняй после каждой поездки в ночную непогоду. Стесняемся мы жаловаться, а зря - бракоделам это на руку. ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? По нашему убеждению - принимать новые методики испытаний, вносить поправки в ГОСТы, разрабатывать новые ТУ. Ведь, помимо уходящей в прошлое «шестерки», такие же проблемы подстерегают автовладельцев со всеми галогенными противотуманками - как штатными, так и продающимися в качестве «прибамбасов». Надо разбираться с контрафактной продукцией (подделками), которой на рынке запчастей, по крайней мере, половина. А тем, кто хотел бы пореже менять на своих «шестерках» треснувшие стекла или фары, можем лишь посоветовать: при необходимости ехать через большую лужу сбавить скорость и перейти на габаритные огни, чтобы охладились стекла. Не оставлять машину с включенными фарами перед лужей, чтобы встречная машина не окатила их водой; не мыть автомобиль с включенными фарами. А главное, научиться защищать свои права как потребителя! Пишите не только в журнал, но и на заводы, в отделы рекламаций. 1»1Замеряем температуру стекла.потребителем указаний по эксплуатации». Запрета на езду по лужам мы в инструкции для «шестерки» не нашли. Выходит, если автовладелец, у которого фара лопнула от первой же «купели», посчитает себя обманутым, он будет прав! Такая фара не соответствует ТУ самого АвтоВАЗа! В уже упомянутом ГОСТ 5635-80 есть пункт 3.4: «Термостойкость изделий определяют по ГОСТ 25535-82 (метод А)». И сразу же возникает вопрос: что означает здесь «изделие»? ГОСТ 5635-80 распространяется на фару в сборе, а как же тогда метод А, где речь идет только о стеклах, «изделиях из стекла»? Неувязочка! И возникла она давно, еще при написании ГОСТов (спасибо авторам!). Почитаем дальше. Что такое метод А? Оказывается, это самое мягкое испытание для стекла - с проверкой термостойкости только до +90°С. Есть еще метод Б - свыше 90°С, но он, как уже ясно, на стекла фар не распространяется! Авторам «методов» посоветуем сделать несложный опыт: включить фару минут на десять и прикоснуться к стеклу мокрым пальцем. Сразу станет очевидным, что оно нагрелось выше 100°С. Вот вам и «метод А»! Кстати, а как все же проверяют стеклянные изделия? Оказалось, что (по методу А) нагревают в резервуаре с водой, нагретой до заданной температуры (в ГОСТе не оговорена), а затем переносят «стекляшки» в резервуар с холодной водой (от 5 до 27°Q. Что любопытно - переносят не спеша, за 10+2 секунды! Вот какой заботливый ГОСТ. Ясно, что в реальной дорожной луже все происходит не так; на раскаленное стекло мгновенно обрушивается вал холодной воды. Именно это мы в наших опытах и воспроизводили и считаем такую проверку более честной и объективной. Что же получается? ФАРУ, КАК ИЗДЕЛИЕ В СБОРЕ, НИ ТОТ, НИ ДРУГОЙ ГОСТ ПРОВЕРЯТЬ НА ТЕРМОСТОЙКОСТЬ ВРОДЕ КАК И НЕ ТРЕБУЕТ! Правда, на ОСВАРе