128
129
I РЫНОК IНЕРАВНЫЕ ШАРНИРЫ РАВНЫХ СКОРОСТЕЙТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН.П РИВОДЫ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ «МОСКВИЧ-2141»/ЭКСПЕРТИЗАду в осевом направлении. Это необходимо для компенсации перемещений, вызываемых колебаниями передней подвески и двигателя. Кстати, ШРУС - изделие неремонтопригодное: при его сборке детали подбирают селективно, а потому их последующая замена недопустима. Зато замена «гранат» на «ломе», как правило, возможна. Московские прилавки предложили нам для теперь уже бывшей столичной продукции пять различных вариантов привода, представленных на фото. Компания подобралась разношерстная - тем лучше. Оценить ее способности мы попросили сотрудников лаборатории сцеплений, карданных передач и нагрузочных режимов трансмиссий НАМИ.Фирма / G LO Страна-изготовитель /Италия Цена / 2300 руб.МИХАИЛ колодочкинСпоявлением «восьмерок» и «сорок первых» наш лексикон легко принял на вооружение малораспространенное ранее слово - «шрус» (шарнир равных угловых скоростей). А вот «зарулевской» экспертизы на эту тему до сих пор не было - непорядок... Срочно исправляемся - начнем с «москвичей». Вообще говоря, речь пойдет не совсем о ШРУСах, вернее, не только о них. ШРУС - это лишь часть привода переднего колеса, содержащего, согласно рыночной терминологии, «гранату», «лом» и прочие жизненно важные органы. Каждый такой привод состоит из двух ЩРУСов, закрытых чехлами и соединенных валом. 1 234 !!5 :!Конструкция внутреннего и наружного шарниров неодинакова: у «Москвича» различия не бросаются в глаза, а вот на «Оке» или «Таврии» разница в начинке заметна сразу. В обиходе иногда называют «шрусом» весь привод в сборе - это, конечно же, неверно. Внешний вид привода показан на рисунке. Наружный ШРУС включает в себя корпус, сепаратор, внутреннюю обойму, шесть шариков и стопорное кольцо, которое фиксирует шарнир при установке на шлицах вала. Внутренний содержит аналогичные детали, отличающиеся по исполнению. В частности, канавки под шарики у корпуса и обоймы расположены как бы крест-накрест, что придает деталям шарнира относительную свобо4 26 Привод переднего коле3 са «Москвича-2141 »: / 1 - наружный шарнир; ' \ ' 10 9872 - хомуты чехлов; 3 - запорные кольца; 4 - чехлы; 5 - вал привода колеса; 6 - внутренний шарнир; 7 - держатель чехла; 8 - пластина; 9 - винт; 10-упорное кольцо.^ t on ^ i ^ JТ ^ н ш - | ш ва ^ ^ н ^ |•г тФирма / Metelli Страна-изготовитель / Россия Цена / 2000 руб.Фирма / G KN Страна-изготовитель / Германия Цена / 2350 руб.Фирма / G LO Страна-изготовитель /Россия Цена / 2250 руб.И_Надпись на ценнике «Производство - Москва» подразумевала при ближайшем рассмотрении эдакое итало-российское изделие с шарнирами «Метелли» (Италия), российскими хомутами и пыльниками, а также неказистым валом «бэушного» вида. Поверхность внутреннего шарнира обработана токами высокой частоты, смазка для него содержится в прилагаемом тюбике. А вот явный зазор между шариками и обоймой этого ШРУСа не обрадовал. Упаковки нет. Немецкий привод «ГКН-Лёбро» выглядит солидно -люфтов не ощущается, пыльники и хомуты - импортные, поверхность внутреннего ШРУСа обработана ТВЧ. Имеются многочисленные маркировки. Внутренний шарнир смазан, а его пыльник имеет оригинальную конструкцию и устанавливается без хомутов. Кстати, именно эти приводы поставляли в последнее время на конвейер еще работавшего тогда московского завода.Два привода, продававшиеся со ссылкой на итальянскую фирму «Гло», имеют неодинаковую биографию: первый - «иностранец», в упаковке, второй - «местного розлива». Валы одинаковые, но на фирменном присутствует бумажная наклейка. Шарниры - идентичные, с логотипами GL0. К обоим прикладывают тюбики со смазкой для внутреннего ШРУСа. Хомуты и пыльники - соответственно импортные и наши. При этом пыльники внутренних шарниров разные: наш крепится снаружи хомутом. Люфтов нет. Фирма / Не указана Страна-изготовитель / Россия Цена /1200 руб.Детали наружного (слева) и внутреннего(внизу) шарниров.ментации эта величина должна составлять 18,251-18,261 мм, не станем придираться - в конце концов, разработчикам виднее. К тому же более суще«Подобрали, обогрели» и - снова в продажу... Бомж по кличке «Воронеж» ственный повод для придирки не захоть и был покрашен снаружи, но выставил себя ждать. глядел, прямо скажем, не очень... ИзШариков все-таки у кого-то не хваношенный вал, «бэушные» ШРУСы, нетило... Как иначе объяснить, что валы естественного размера пыльник из соприводов «ГКН-Лёбро» и «Гло» оказамнительной резины... Зато смазки во лись абсолютно «сырыми»? В таком внутренний шарнир набито вдвое больвиде заготовку поставляют на механише нужного. ческую обработку - а упрочнять-то ее кто будет? Именно такая, с позволения МЕШКОВАТ НЕМНОЖКО... сказать, деталь, попади она на автомоНачали, как всегда, с разминки - опбиль, способна закрутиться винтом в ределили граммы, миллиметры и т. п. ХВАТАЕТ ЛИ ШАРИКОВ? прямом смысле слова. Даже раздолШариков, конечно же, хватает - по банный «воронежец» снабжен вполне Здесь ничего примечательного поначалу не обнаружилось - массогабарит- шесть в каждом ШРУСе. А вот диаметприличным валом, а вот «фирмачи»... ные характеристики всех пяти приворы у них разные - от 17,5 до 18,3 мм. И Совершенно ясно, что при испытанидов оказались примерно одинаковыхотя согласно конструкторской доку- ях на крутящий момент три вала из пяти обязательно «потекут» - так и ПРИВОДЫ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС «М0СКВИЧА-2141» случилось. Вместо положенных 2600 Заявленный производитель Норма, Показатели Нм мягкотелые валы сдались где-то в согласно КДиРД районе тысячи... К шарнирам претен«Метелли» «ГКН-Лёбро» «Гло» «Гло» «Воронеж» зий нет, но что с того радости? (собрано (Германия) (Италия) (собрано (Россия) в России) в России) Так что же купить-то?Диаметры гофр (1-4) чехла наружного шарнира, мм 98 90 77 63 98 85 73 58 103 86 72 58 103 86 72 58 118 98 83 66ми. Правда, изделие, приобретенное в магазине как «воронежское», выглядело изнутри, мягко говоря, потрепанным - все рабочие поверхности шарниров имели значительный износ и на новые явно не тянули. Неудивительно, что при последующих измерениях осевого зазора в наружном шарнире только этот «самопал» выдал запредельные 0,8 мм вместо ожидаемого нуля. Кстати, в процессе эксплуатации считается допустимым увеличение этого зазора до 0,66 мм. Неудовлетворительным оказался также зазор и во внутреннем шарнире «псевдоворонежца». Так с самого начала определился аутсайдер. Заметим, что и чехол у него несколько мешковат - такой обязательно зацепится за шайбу стабилизатора и порвется.Я БЫ КУПИЛ «ГРАНАТУ»...Масса смазки в наружном шарнире, г Максимальный угол в наружном шарнире, не менее, град Максимальный угол во внутреннем шарнире, не менее, град Осевой зазор в наружном шарнире, мм Осевой зазор во внутреннем шарнире, мм Наличие покрытия наружных поверхностей шарниров Твердость, HRCa: сепаратор наружного шарнира сепаратор внутреннего шарнира обойма наружного шарнира обойма внутреннего шарнира поверхность вала Крутящий момент, соответствующий пределу прочности вала привода колеса, Нм Крутящий момент, соответствующий пределу прочности шарниров, Нм 'Термообработка отсутствует.72 47 220 0 Да59-63 59-63 59-63 59-63 46,5-53,045 42 220 0 Нет60-61 59 56-57 50 58-6090 47 220 0 Нет58-59 60 59 60 НВ260*6050,565 4722,5125 44 24 0,8 0.4 Да60 58 58 55 40-42 2600 (без разрушений) 2600250 0 Да56 55 54 62 НВ260*0 0Да58-60 56 55-56 50 НВ260-2600 2600 (без разрушений) 2600 26001050 980 1050 (начало текучести) 2600 2600 (без разрушений) 2600...И присобачил на проверенный «лом»! - уверенно заявил бывалый «москвичовец». На хороший отечественный вал можно надеть шарниры «Гло», а также от «Метелли», но в продаже последние отдельно не попадаются. А вот внутренний ШРУС от «ГКН-Лёбро» к нашему «лому» не подойдет. Так что, если с валом проблем нет, покупаешь к нему шарниры и ездишь дальше. Ну, а если у купленного привода оказался плохой вал, то что делать? Можно подобрать старый! Можно-то можно... Но, честно говоря,гораздобольше хочется купить «гранату» для тех, кто завалил прилавки деталями, коим место лишь на помойке. 1»1