172
173
ТРОФИдояПРОФИВОКРУГ ЛАДОГИ БЕЗ ДОРОГТЕКСТ, ФОТО / АНАТОЛИЙ ФОМИНто хотите делайте, но я не могу признать «трофи-рейды» настоящим автоспортом. Однако профессиональное любопытство берет верх: темно-синий «КИА-Спортидж» стартует навстречу белым ночам и трофи-рейду «Ладога-2002». Нет, не участвовать, но посмотреть и рассказать. Увы, знаменитого «Кэмел Трофи» в его привычном виде больше нет. Мы не увидим желтые «ленд-роверы» штурмующими бездорожье разных континентов: горные серпантины и глиняные колеи, пески пустынь и речные броды. Не будет небритых «усталых, но довольных» лиц участников из всех стран, отчаянно сражавшихся за то, чтобы быть первыми, не забывая помочь друг другу. Видимо, участие в столь дорогостоящем предприятии наскучило менеджерам по рекламе. Как бы там ни было, лидерство по внедорожным соревнованиям теперь принадлежит России. «Ладога-2002» - второй этап Кубка России по трофи-рейдам, к тому же самый посещаемый иностранными участниками. Эстонцы, литовцы, поляки, голландцы - российской романтики и бездорожья хватит на всех. На старте более 200 машин, соревнующихся в каЧтегориях «Туризм», «Рейд» и «Спорт». Первая группа для начинающих - здесь почти серийные автомобили с минимальными переделками: шины повышенной проходимости, защита агрегатов и обязательно в багажнике лучший друг джипера - реечный домкрат «ХайЛифт Джек». В категориях «Рейд» и «Спорт» соревнуются куда более серьезные машины. Принципиальная разница категорий - в «Рейде» экипажи объединены в команды по две-три машины, а в «Спорте» соревнуются без помощи посторонних и на время. Как выглядят эти автомобили? Посмотрите на фото: огромные, шириной почти полметра и диаметром без малого метр колеса (например, 38x16 дюймов), дорожный просвет до полуметра, полный набор блокировок, лебедки спереди и сзади, шнорхель для преодоления глубоких (до 2 метров!) бродов и еще множество внедорожных аксессуаров. Порой, глядя на них, непросто угадать, что это было в прошлой жизни - «ЛендРовер», «Джип» или «Тойота». Впрочем, есть и явные фавориты для тех, чьи финансовые возможности не беспредельны: «Тойота-Ленд Крузер-70» и отечественный УАЗ-469 во всех вариациях. С хорошими внедорожными покрышками диаметром 35 дюймов при соответствующей подготовке эти машины вполне способны противостоять «монстрам». Старт «Ладоги» в самом центре Санкт-Петербурга, у Исаакия, а дальше участников ждет «кругосветное плавание» вокруг Ладожского озера длиной примерно 1200 км. Впрочем, большая часть маршрута приходится на вполне проезжие асфальтовые и гравийные дороги. Собственно спецучастков только 166 км. Но что это за километры... НОВГОРОДСКАЯ МОСТОВАЯ «Какие сапоги надевать, обычные или болотные?» - каждое утро спрашивал главного организатора соревнований, руководителя петербургского «ОффРоуд Клуба» Юрия Овчинникова, корреспондент журнала «Клуб 4x4». Этот вопрос вечно ставил Юрия в тупик. «В самом деле, какая разница», - подумал я, когда неосторожно ступил в колею. Так вот, в колее было как раз по пояс. Впрочем, участников это, похоже, не очень смущало: кто медленнее, а кто чуть быстрее, периодически застревая и вытягивая свои машины лебедками, они уверенно двигались к финишу. Лишь на мотоциклистов смотреть было страшно: двухколесные машины порой утопали по самую фару, но благодаря герметизированным системам зажигания и выведенным выше бензобака воздухозаборникам продолжали бодро булькать глушителями. Когда есть твердое дно, ; ^ %ЩШу\т-;^riLb •:.'г>Л«?•". . Jfi^V-*s» - o - 4 ^ ^••' -JSrV???; .^-. U £ 5; а ^я.-аЯ!ВГ' •^"^jij£пусть даже усеянное полуметровыми булыжниками, все не так уж плохо... Второй этап, «новгородская мостовая», проходил через настоящее болото. Да-да, такое, где от шагов ксш>шгутся чахлые деревца, где вода проступает сквозь мох и где, неосторожно шагнув, можно запросто увязнуть. Далеко не каждый грибник рискнет пройти тут пешком, но экран GPS-приемника подбадривает: «Трасса здесь». Прыгая с кочки на кочку и не обращая внимания на тучи комаров, я все-таки выбрался на берег и не без спортивного азарта начал присматривать «фотографическую засаду». Ждать пришлось недолго. Из леса медленно выкатился УАЗ на огромных, почти совсем спущенных колесах и еще медленнее, толкая перед собой внушительную волну дерна, осторожно двинулся к противоположному краю болота, оставляя за собой лишь колеи примятого мха. Еще через несколько минут, миновав трясину, автомобиль снова скрылся в лесных дебрях. Все было проделано настолько спокойно, что я даже не щелкнул затвором. Трофи проверяет не только технику и умение водителей и штурманов - это еще и отличный психологический тест на способность участников переносить экстремальные нагрузки. Вспыльчивых холериков ждет неизбежное разочарование. Может, раз-другой удастся проскочить «на авось», но долго на такой тактике не продержаться. Либо сломаешь машину, либо застрянешь так, что вытаскивать придется до вечера. Кто знает, наверное, именно флегматичность и неторопливость помогли выиграть экипажу из Эстонии? Впрочем, погибнуть в болоте никому не дадут: когда закончится зачетное время, придет «спасательная команда» с очень длинным тросом и мощной лебедкой и подберет всех, кого недоели комары.«КИА-СПОРТИДЖ»ЧТО ДАЛЬШЕ? «Ладога» - это не только страшные болота, глубокие колеи и броды много выше пояса. Тут еще и ночное ориентирование, гонки в дюнах «Баха Видлица» и «Калахари», ночевки на берегах живоКонечно, нечего было и думать, чтобы вы писных карельских озер, финальный ко| ехать на трассу соревнований на серийстер дружбы в конце последнего спецном «КИА-Спортидж». Даже чтобы добучастка и торжественное награждение раться к старту или финишу очередного победителей у Исаакиевского собора. спецучастка, подчас требовалась мобилиПора уезжать, но я снова и снова зация всех возможностей машины и водиспрашивал себя: зачем люди ищут тателя. Чаще всего не хватало дорожного кие трудности? Зачем тратят немалые просвета и энергоемкости подвески деньги на подготовку машин? Почему, за это приходилось расплачиваться защите картера. «Спортиджу» не помешали бы наконец, с каждым годом их становится шины увеличенного сечения - колесные все больше? ниши машины явно «с запасом». Так можПускай «Кэмел Трофи» больше нет, но было бы убить двух зайцев - увеличить но российские соревнования на подъедорожный просвет и улучшить плавность ме. С каждым годом все больше хорохода. шо подготовленных машин, все реже Зато с непрофильной задачей - буксировполомки на трассе, все выше класс вокой «Ленд Крузера» с отказавшей коробдителей и штурманов. Им по силам кой передач - «Спортидж» справился отзабираться в еще более суровые деблично, показав недюжинные тяговые возри. Ну, а мне больше всего запомниможности. И еще: при равномерном движелись слова эстонского экипажа: «Надо нии по шоссе расход топлива не превысил же, мы думали, тут совсем нельзя 9 л/100 км. ехать!» 1»18/ZC14