16
17
АИНАписали, что в 2001 году правительство Москвы направило «на финансирование мероприятий по поддержке промышленности более четырех миллиардов рублей». А еще, что «значительная часть этих средств приходится на АО «Москвич». В то же время было сообщение, что в 2001годузавод собрал... 810 автомобилей. Не надо быть разведчиком, чтобы прикинуть: ну, пусть предприятию достался «всего» миллиард - четвертая часть. Это ж получится, что на выпуск одного автомобиля было затрачено (страшно сказать!) около 40 тысяч долларов! Ну, пусть еще кроме машин выпускали запчасти. Пусть получили меньше миллиарда - все равно цифра фантастическая Или: первый вице-мэр Олег Толкачев заявляет, что АО «Москвич» священно потому, что на нем работает куча народа. «Если завод остановить, около 10 тысяч человек лишатся работы, а это уже проблема социальной устойчивости города», - говорит чиновник. Опять пошпионски считаем: в прошлом году над созданием одного автомобиля в поте лица трудилось... 10 человек! Куда там «Феррари», где те же 10 тысяч работников выпускают полторы тысячи автомобилей ежегодно - наш-то богатырь«Святогор» покруче будет. Или что-то здесь не сходится... Ну, ладно. Прошлый год, возразят, не показатель: завод тогда практически остановился. А раньше? Тут тоже можно кое-что подсчитать. Конечно, узнать, сколько всего в предприятие было влито денег, невозможно. Есть лишь разрозненные сообщения в СМИ: 1997 год - кредит «Промрадтехбанка» в 35 млрд. руб. (по тем временам - больше 6 млн. долл.); 1998 год - около 90 млн. долл. помощь московского правительства ЗИЛу и «Москвичу»; 1999 год - банк «Возрождение» под гарантии правительства Москвы кредитует автозавод в размере 35 млн. долл.; 2000-й тот же банк дает 25 миллионов долларов. Можно предположить, это далеко не все, что получил «Москвич» от столичного правительства или под его гарантии. А что в результате? В результате - окончательный провал произведет-ПОКА ЗАВОД ЗА ЗАВЕСОЙ СЕКРЕТНОСТИ, ХОРОШЕГО ЖДАТЬ НЕ ПРИХОДИТСЯТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ РИСУНОК / НИКОЛАЙ РАЧКОВЕКто-то доверительно сообщал, сколько человек уволилось в ходе проверки этость в Москве секретный объект, всяго предприятия, кто-то намекал, что кая информация о котором - под «еще не время», а кто-то делал вид, что строжайшим запретом. В сравнеабсолютно ничего не знает. В общем нии с ним любой закрытый «ящик» - художник Иогансон, «Допрос коммунипросто проходной двор какой-то! Вон, стов», картина маслом. «Уралвагонзавод» не хранит государстМожет быть, вопросы были нескромвенную тайну, откровенно, понимаете ные, про коммерческую тайну? Да вроли, во всеуслышание заявляет: выпусде бы нет, самые что ни есть невинные: тил в 2001 году столько-то танков. Моссколько человек работает сегодня на ковский «объект» - совсем другое. Там предприятии, какие кредиты или фине какие-нибудь танки выпускают, там нансовые вливания получил «Москвич» дело серьезное. Производят на сверхсев последние годы, на какую сумму выкретном предприятии... автомобили пускал товарной гфодукции в это вре«Москвич». мя... То есть - никаких военных тайн И узнать об этом процессе какие бы то выведывать ив мыслях не было! Но, как ни было подробности - ни-ни! Официоказалось, и это - слишком. альные лица, услышав одно только название завода, шарахаются, как черт от ШПИОНСКИЕ СТРАСТИ ладана. В Минпромнауки, АСМ-холИ в общем-то, понять можно, почему. динге (бывшее министерство автомобиВедь даже из скупых сведений, просолестроения, где сегодня концентрируетчившихся в открытые источники инся информация обо всех заводах отрасформации, можно сделать выводы (скали), в Контрольно-счетной палате Москжем, как в советских фильмах злые вы, Минимуществе и РФФИ наотрез отшпионы вычисляли всякие наши обоказывались говорить о «Москвиче». ронные секреты). Например, газеты на- ДЕНЬГИ?И (I НН (I 111! Ml Jвенной и финансовой программ 2001 года. Планировалось, и об этом заявлял генеральный директор автозавода Р. Асатрян, выпустить 29 тысяч автомобилей и получить прибыль 214 млн. рублей. Вместо этого чистые активы предприятия в конце прошлого года составили минус 12 миллиардов рублей! ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ Правительство Москвы очень любит АО «Москвич». Но очень обижается, что завод городу не принадлежит. В 1996-м, когда Федеральное управление по делам о несостоятельности (было тогда такое) пыталось обанкротить предприятие и ввести на нем внешнее управление, Москва встала грудью. И взялась оздоровить «Москвич». Арбитражный суд на это согласился. С тех пор любовь к заводу приобрела совсем уж причудливые формы. Московское правительство постоянно жаловалось, что предприятием не владеет, но вливало в него деньги. То есть поддерживало, как свой собственный, но не отвечало, как за чужой. А государство - владелец «Москвича» - завод не любило. И хотело от него одного: возврата кредита, который был получен во второй половине 80-х годов на строительство моторного завода. Эти 400 млн. долл. еще советского кредита превратились за счет пени в 600 миллионов. «Москвич», который не только не построил моторное производство, но ис трудом поддерживал имеющееся, естественно, заплатить их не мог, да, в общем-то, и не считал нужным. Тут возникает вопрос: если с долгами завод не расплачивался, а деньги получал, то почему не раскручивал производство? Ведь все эти кредиты и благотворительные вспомоществования (а как думать иначе?) он должен был вкладывать в вы- щ пуск автомобилей. Больше коли- чеством, лучше качеством. Тогда поправил бы свое положение, заработал денег, глядишь, и начал бы выкарабкиваться. Но вместо этого предприятие год от года снижало объемы производства, придумывало какието странные проекты с княжескими именами, а напоследок отказалось от выпуска... «Святогора» - единственной модели из имеющихся, на которую был спрос. Нонсенс! Или... Нет, не будем строить предположений. Где любовь, там - тайна. «СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ», ПОКРЫТОЕ МРАКОМ И зачем сейчас об этом? Ведь вроде бы нашелся выход. Государство в лице Минимущества решило покончить с проблемой раз и навсегда. Любовный треугольник разрешился - «Москвич» останется у Москвы. Для этого специальная комиссия, куда входят представители ответственных министерств и столичного правительства, опишут все, что осталось от моторного завода, выделят это оборудование в самостоятельное государственное предприятие - и будут как-то сами разбираться. А правительству Москвы передадут очищенный от «моторных» долгов завод в счет оплаты федерального долга по статье «Субвенции за выполнение столичных функций». Пусть поддерживает его, если уж так хочется. Наконец-то столица приобретет полный контроль над «Москвичом». И что будет? Все тот же О. Толкачев говорит: «Мэр Москвы готов дать личную гарантию, что в течение года будут выплачены долги по заработной плате и коммунальным платежам, заимствованиям. Более того, Москва берет на себя техническое перевооружение завода и постановку новой модели на конвейер». Ну, насчет первой части утверждения сомневаться не приходится. Заплатит. Отчего ж не заплатить? Не из собственного же кармана их мэр вынет. Налогов в Москве собирают много, деньги есть. Вот все мы скинемся и отдадим священный долг «Москвича». А вот вторая часть, где про новую модель... Видели мы уже некоторые «новые» модели автозавода, знаем. Даже если говорить о возобновлении выпуска «Святогора», то и тут видятся немалые, а то и неразрешимые проблемы. Вопервых, из-за остановки производства на «Москвиче» прекратили работу и все его поставщики, которых, по словам Р. Асатряна, более полутора тысяч! Чтобы запустить их, потребуются огромные затраты. Во-вторых, оборудование самого автозавода за годы безвременья активно продавалось. Возможно ли «оживить» предприятие в его нынешнем состоянии? Есть еще «в-третьих». Это печальный пример другого столичного автомобильного завода, находящегося под опекой московского правительства - АМО «ЗИЛ» забота властей не помогла. Предприятие влачит жалкое существование. «МОСКВИЧ», ОТКРОЙ ЛИЧИКО! Впрочем, может быть, мы ошибаемся и чего-то не знаем? Есть вразумительная программа восстановления завода, есть строгий контроль его финансовых потоков. Тогда откуда такая секретность? Ведь известно всем, что у открытого бизнеса несравнимо больше шансов развиваться: найти инвесторов, партнеров, да иу потребителей вызывать большее доверие. А если что-то скрывают, значит, есть что скрывать. И пока правительство Москвы и руководство завода не поймут этого, пока ситуация на «Москвиче» не станет предметом открытого и честного разговора, никаких перемен к лучшему ждать не приходится. А жаль. Был ведь когда-то неплохой автомобиль «Москвич». |ЗР|! возобновить выпуск автомобилей • 1-гш использовать промплощадку I1 гъ дпя других цепей I привлечь инвестора для • выпуска другой модели8/1