ТЕХНИКА /НОВИНКИМАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВдвойной БЕНЗИНОВЫЙ ПУТЬАЛЬТЕРНАТИВА НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ ВПРЫСКУризнанныи чемпион экономии «Фольксваген» планирует вскоре перевести все бензиновые моторы на непосредственный впрыск. Безусловно, это заметно сократит расход топлива, но увеличит стоимость двигателей и автомобилей. Потребитель готов платить за совершенство и охрану среды, но далеко не любую сумму. С этой точки зрения плюсы непосредственного впрыска пока неочевидны: при нем необходима сложная система очистки выхлопных газов, которые из-за бедности рабочей смеси полны окислов азота. Накопительные нейтрализаторы, использование очищенного от серы топлива, периодическая принудительная смена режима работы двигателя все это весьма недешево. Инженеры фирмы «Опель» пошли иным путем, предложив систему «Твинпорт». Обходясь привычным нейтрализатором, она несильно уступает непо-ППолная нагрузкаЧастичная нагрузкаСистема «Твинпорт»: 1 - вакуумный регулятор; 2 - форсунка; 3 - заслонка. средственному впрыску в части экономичности. Все детали новинки сосредоточены в специальном фланце, установленном между головкой блока цилиндров и впускным коллектором. В нем каждый впускной канал разделяется на два изолированных, ведущих к клапанам. Один из этих каналов может перекрываться заслонкой, и тогда топливный заряд, попадая в цилиндр преимущественно через один из клапанов, сильно завихряется. Это позволяет значительно увеличить степень рециркуляции выхлопных газов (до 25-30%), что снижает аппетит двигателя на добрых 10%. При полной нагрузке вакуумный регулятор открывает заслонку, и тогда работа двигателя ничем не отличается от обычной. «Твинпорт» выгодно использовать прежде всего на моторах малого объема (от 1 до 1,6 л). Здесь получена средняя экономия топлива 6%, причем точкой отсчета были самые современные двигатели ЭКОТЕК. В 2003 году новинка справит серийную премьеру под капотом «Опеля-Астра 1,6 16V». Что касается многоцилиндровых «монстров», то здесь «Опель» видит выход в отключении части (порой половины) цилиндров, когда их мощность не нужна. Загруженные «по полной» остальные цилиндры будут работать с большим КПД, а значит, экономичнее.ВМЕСТЕ И ПОВРОЗЬ«ДВОРНИКИ» «ФАЭТОНА»: КАЖДЫЙ ПО-СВОЕМУЩетки стеклоочистителей, гуляющие по ветровому стеклу независимо друг от друга, давно знакомы водителям автобусов. В легковых автомобилях практически все стеклоочистители строятся по принпипу: один мотор и механическая связь между осями поводков. Направление движения щеток меняется благодаря кинематической схеме с кривошипом, ротор двигателя все время вращается в одну сторону. Разработчики новейшего «Фольксвагена-Фаэтон» решили заменить механику электроникой. Каждая шеткаприводится своим электромоторчиком, причем реверс осуществляется не кривошипным узлом, а сменой направления вращения. Правда, это потребовало довольно сложного алгоритма управления двигателями... но кого нынче удивишь способностями компьютерного ума? Новый контроллер фирмы «Бош» не только синхронизирует работу каждого привода, не давая щеткам «разбежаться» в разные стороны, но и плавно тормозит их перед возвратом, что устраняет возможные в механическом приводе щелчки. Кроме того, экономится место под передней панелью, которое традиционно занимал параллелограмм из тяг; еще - довольно просто уложить щетки под капот, за пределы обычной зоны очистки стекла. Последнее не только улучшает аэродинамику, но и... снижает вероятность травмировать пешеходов при наезде. Поскольку микрочип в системе управления имеет большой запас по своей «вычислительной» мощности, новый стеклоочиститель в согласии с модой автоматически учитывает еще и скорость «Фаэтона», интенсивность осадков, так что водитель освобожден от выбора оптимального режима работы «дворников», да и включатся они тоже самостоятельно, почувствовав влагу на стекле. На правахрекламыРШРДОРШРДОЦВЕТОМУЗЫКА В ДОРОГЕСВЕТОВЫЕ ТАБЛО ВМЕСТО ЗАДНИХ ФОНАРЕЙазумеется, речь не о цветомузыкальных установках, сопровождающих световой оргией звуки, льющиеся из магнитолы. Такие устройства, кстати, запрещены в цивилизованных странах, как отвлекающие внимание водителей. Скоро, однако, движущиеся световые картины будут сопровождать каждое торможение или сброс газа, включение указателя поворота. А все потому, что на смену одинокой двухнитевой лампочке в задних фонарях приходят табло, набранные из десятков светодиодов высокой яркости. До «цветомузыки» осталось сделать один шаг - научиться управлять каждым из светодиодов в отдельности по специальной программе и тогда... Вместо банальной желтой мигалки при повороте можно «бегущей строкой» изобразить светящуюся стрелку. Или зажечь «аварийные» восклицательные знаки. Педали газа и тормоза могут передать едущему сзади водителю полезную информацию об интенсивности замедления: площадь загорающегося сигнала будет ей пропорциональна. А в тумане? Почему бы не заставить соответствующий фонарь тревожно вспыхивать - так он скорее привлечет внимание. Светодиодные панели (пока, правда, с неподвижными <<картинками»-секциями) уже вовсю устанавливают на серийные «фольксвагены» или, скажем, БМВ. Вообще, отказ от лампочек накаливания в автомобильных фонарях - дело решенное: пусть даже светодиоды в сумме и дороже одной лампы, зато они могут служить до 10 000 часов и не требуют глубоких ниш для установки. Почти плоский фонарь сегодня - подарок дизайнеру. К тому же реакция такого источника света на подачу напряжения практически мгновенна - пока разогреется нить накаливания в традиционном стоп-сигнале, автомобиль, оказывается, успевает проехать пару метров (в зависимости от скорости). Так что ис точки зрения безопасности такой переход вполне оправдан.Формула успеха! сделано в РоссккРг 000 «Рекардо», Годин из крупнейших производителей автозапчастей в России, приглашает всех посетить Стенд № Н134 в Павильоне №3 на 7-ой Московской международной автомобильной выставке Мотор Шоу-2002 Москва, Экспоцентр на Красной Пресне, 21-25 августа 2002 г.Формируется дилерская сеть. Приглашаем к сотрудничеству заинтересованные организации.1:: '• * |В каждой микроячейке с параболическим рефлектором установлено по два светодиодных кристалла красного и желтого свечения (заставка). Поворот вправо: движущиеся желтые стрелки на темном фоне или желтая полоса на фоне сигнала торможения (слева). В зависимости от замедления стоп-сигнал изменяет свой размер.ООО «Рекардо» отдел сбыта: (84235) 6-12-01, 3-26-73;
[email protected] Торговое представительство в Москве: ООО «ДОЖДЬ» (095) 311-87-90, 311-87-86
[email protected], www.rekardo.rain-auto.ru ТЕХНИКА /НОВИНКИКУКУРУЗА - ЦАРИЦА ПОЛЕЙЛОЗУНГ 60-Х ОБРЕТАЕТ НОВЫЙ СМЫСЛИз чего состоит современная шина? Сказать «она резиновая» было бы слишком просто. Эластомер содержит (по массе) от 50 до 80% наполнителей, до 40% пластификаторов, 2,5-4% антистарителей, 1-2,3% серы, 5-10% окиси пинка и стеариновой кислоты. На графике хорошо видно, как влияет на свойства будущей покрышки доля наполнителей. Вот о них и поговорим. Изначально основной составляющей была сажа, ей и обязаны шины своим традиционно черным цветом.Улучшение свойств 96 100 102 104Сравнительные свойства «силиконовых» и «кукурузных» шин.В девяностых годах прошлого века к саже начали добавлять кремниевую кислоту, и колеса, обретая новые свойства, стали «светлеть лицом». Химически этот наполнитель представляет собой смесь двуокиси кремния Si0 2и 10-15% воды, но, конечно, речь не идет о растворе песка - физически кремниевая кислота довольно сложное молекулярное образование. Нам же, автомобилистам, важно знать, что силиконовые добавки улучшают сцепные свойства шин на мокром дорожном покрытии, уменьшают сопротивление качению и не ухудшают при том износостойкость. Прогресс, однако, не стоит на месте, более того, он все время ускоряет свой темп. И вот уже «Гудьир» патентует новый наполнитель «БиоТред», самим названием намекающий на природное происхождение нового протектора. Получают «БиоТред» из... кукурузного крахмала, а потому он не только весьма экологичен, но и не требует расходо-Количество наполнителяВлияние наполнителя на свойства шины. вать ископаемые ресурсы - м ожно сказать, ш ина выращивается на полях.Интересно сравнить конкретные свойства новых зеленоватых шин с их светло-серыми предшественницами. Модель GT 3 прошла все необходимые испытания (см. диаграмму). При той же ходимости на 3-4% улучшено поведение на мокром покрытии и на 11% снижено сопротивление качению (экономия топлива!). И еще маленькая деталь, не нашедшая отражения на диаграмме: шина стала на 100 граммов легче предшественницы той же размерности. стекло послушно поползло вниз. Потом были другие команды, в тишине и на фоне музыки, дорожного шума (допустимый предел - 77 дБ). Главное требование - их должен отдавать хозяин. Дело в том, что система в процессе обучения запоминает голос водителя и не реагирует на чужие приказы. А сам «школьный курс» достаточно прост. В тишине хозяин программирует компьютерный чип на необходимые команды, подтверждая свои желания нажатием штатных кнопок. Вся процедура занимает около пяти минут, а точность распознавания достигает 95%. Конечно, использовать «Серви-Авто» можно лишь для выполнения функций, не влияющих напрямую на безопасность движения. Всего к блоку управления можно подключить до 10 исполнительных устройств, а понимает он 24 различные команды. Кстати, если машиной иногда пользуется жена - не страшно: возможно запоминание четырех «правильных» голосов.«ТПРУ, КОМУ ГОВОРЯТ!»ЕЩЕ ИЗВОЗЧИКИ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ГОЛОСОВОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯОтказавшись от живой движущей силы, мы распрощались с роскошью речевого общения: современные экипажи повинуются механическим воздействиям на органы управления. История, однако, сделала очередной виток: кнопочек и рычажков стало больше, чем пальцев на руках. С другой стороны, «электронные мозги» научились распознавать речевые образы - и вот уже автомобили откликаются на некоторые команды. А не хотели бы вы, чтобы неким волшебным образом ваш старина «Москвич» вдруг однажды ответил бы вам «Слушаю» и... включил «дворники»? С системой «Серви-Авто» московской (!) фирмы «Экомон» это вполне возможно. На панели любого автомобиля можно разместить миниатюрный микрофон и динамик. Водитель первым де-Вот и весь комплект стоимостью около 200 полларов. Светодиод дублирует работу динамика и индицирует состояние системы.лом активирует систему, обращаясь к автомобилю «по имени». Вот пример из жизни: - Зайчик! - Слушаю. -Левое опусти... Загудел стеклоподъемник, и левое На правахрекламыДИЗЕЛЬ НЕ ЗАВОДИТСЯПОКА ГОТОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ НЕ СОЙДЕТ С КОНВЕЙЕРАТридцать секунд - и испытания завершены, хотя по-настоящему для новенького двигателя «Ауди» ничего не начиналось. Несмотря на то что в его насос-форсунки не подавалось топливо, контролеры ОТК на венгерском заводе в Дьёре уверены - с мотором все в порядке, можно ставить штамп и отправлять потребителю. Эта уверенность основана вовсе не на слепом доверии к сборшикам и технологам. Где-то в середине конвейера еще не собранный окончательно двигатель попадает в испытательную кабину, где ловкие руки рабочего присоединяют электропривод к коленчатому валу, а масляные магистрали - к системе смазки. Нажатие кнопки, и электромотор вращает вал: 100-1000-100 об/мин. За полминуты проверяются отсутствие подтеканий масла, степень сжатия в цилиндрах - всего снимается 60 параметров и 14 графиков. Вся процедура, включая коммутацию разъемов и магистралей, занимает две минуты вместо девяти при реальном «горячем» тесте. Разумеется, отсутствуют какие-либо вредные выбросы. Три испытательные камеры, пропускающие всю годовую программу выпуска дизелей для «Ауди-A3», А4, А6 и родственных моделей «Фольксвагена», обошлись недешево свыше 2 млн. евро. Тогда как три традиционных стенда стоят лишь 1,25 млн. Вот только понадобилось бы их не меньше двенадцати! Так что экономия налицо. А как с качеством и достоверностью результатов? Д-р Иштван Варга, руководитель производства дизельных моторов в Венгрии, рассказывает, что целых три месяца кряду здесь испытывали 66 тысяч двигателей новым и традиционным методом - хотели найти дефекты, выявляемые лишь при горении топлива в цилиндрах. И не нашли. Так что холодному тесту доверять можно. Кстати сказать, «Ауди» не единственная фирма, отказавшаяся от «горячих» испытаний новых моторов. «МерседесБенц» тоже не сжигает солярку понапрасну. Но в отличие от венгерской методики, здесь мотор поступает на стенд лишь после окончательной сборки. А на «Ауди» проверка производится «по дороге», так что разбирать мотор для устранения брака будет проще. Впрочем, это лишь гипотеза - таких случаев тут не помнят... Контролеру остается сделать несколько движений и дальше можно лишь смотреть на монитор компьютера.Настоящий аккумулятор для настоящего автомобиляВыбирая «Хоппеке». вы получаете аккумулятор. которым комплектуется «Мерседес». Каждая батарея проходит специальную систему контроля, что обеспечивает исключительную надежность. Высокая пусковая мощность и увеличенный срок службы аккумуляторов «Хоппеке» достигаются применением собственных современных технологий. Уникальная система Duplex®, особая двойная крышка с набором лабиринтных камер и фильтров гарантирует безопасность. Саморазряд сведен к минимуму. Производится только в Германии.U НОРРЕСКЕУкомплектуйте свой автомобиль, к ак «Мерседес». приглашаем к сотрудничеству региональных дилеров: Тел. (095) 737 69 37 (многоканальный) E-mail:
[email protected] • www.autounion.ru