120
I ЭКОНОМИКА |ТРЕВОЖНОЕ ЛЕТО НА БАЛТИКЕТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ/ПЕРСПЕКТИВЫ«АВТОТОР» ОТПРАЗДНОВАЛ ПЯТИЛЕТИЕ - ЧТО В БУДУЩЕМ?Конец нынешней весны и начало лета выдались в самом западном российском регионе и радостными, и тревожными. С одной стороны, там шумно отпраздновали первую круглую дату начала сборки автомобилей в ЗАО «Автотор» (а это, как никак, самый успешный инвестиционный и конверсионный проект в регионе), с другой - оказались перед угрозой ужесточения пограничного и таможенного режима, исходящей от Евросоюза. Не исключено, что уже с лета будущего года, чтобы попасть из этой российской области в Москву, понадобится шенгенская виза. А это неизбежно отразится на работе местных автосборочных предприятий. Но сначала - о хорошем.ПЯТЬ ЛЕТ УСПЕХА Крупноузловая сборка легковых автомобилей из привозных узлов и деталей началась в Калининграде в мае 1997 года. Это были модели корейской фирмы КИА: «Авелла», «Рокста», «Кларус», «Спортидж» и микроавтобус «Беста». Тогда многие восприняли проект с сомнением - дескать, нашли еще один способ «ухода» от таможенных пошлин. Но сегодня на двух площадках собирают БМВ третьей и пятой серий, а также автомобили КИА: легковые «Маджентис» и «Рио», мини-юн «Карнавал», вседорожники «Спортидж» и «Гранд Спортидж». В конце прошлого года у «КИА моторе» была выкуплена генеральная лицензия на производство«Спортиджа» - его выпуск в Корее прекращен, а поставлять, в том числе и на экспорт, будут из Калининграда. Это уже своего рода прорыв. За пять лет с момента пуска конвейеров собрано 14 тыс. автомобилей почти 9 тыс. КИА и5 тыс. БМВ. Прирост производства в 2000 году составил 198%, а в 2001-м - 76%. По итогам 2001 года «Спортидж» из Калининграда вышел на второе место по продажам в своем классе на российском рынке (всего продано более 2000 «спортиджей», собранных на «Автоторе»). Сейчас идет глубокая модернизация вседорожника. За пять лет капиталовложения в производство превысили 200 млн. долл., на предприятии создано около 3500 рабочих мест. Уже этим летом в Калининграде начнется сборка пассажирских автобусов польской фирмы «Аутосан» (проектная мощность конвейера - 1000 штук в год), идут переговоры с германской фирмой о производстве сельхозтехники... Словом, поводов устроить праздник было достаточно. Он, собственно, и состоялся. В рамках торжества журналистам предложили сменить профессию - два дня поПРОДАЖИ АВТОМОБИЛЕЙ ЗАО -АВТОТОР-.2000 2001 2002 2002 (январь- (план) май) 541 102 3000 700 2000работать на конвейере, где сваривают, окрашивают и собирают «спортиджи». В итоге два автомобиля с памятными табличками о том, что собраны журналистами, торжественно покинули конвейер. Позже нам предоставили возможность протестировать «нашу сборку» в прибалтийских песчаных дюнах. Оба «Спортиджа» вели себя достойно. ВЕТЕР С ЗАПАДА «Автотор» сегодня одно из самых передовых и перспективных наших автосборочных производств. Среди основных его преимуществ - место нахождения в Калининграде, где действует режим свободной экономической зоны. Ко всему прочему, здесь своя производственная инфраструктура, крупный транспортный узел, есть рабочая сила и т. д. Но сегодня все эти плюсы могут быстро улетучиться, если Евросоюз с будущего лета введет здесь жесткий пограничный и таможенный режим. Чтобы получать машинокомплекты и комплектующие из Кореи и Германии, а затем отправлять готовые автомобили на Большую землю, потребуется регулярное морское сообщение, а может, и воздушный мост. Как быть с перспективными российскими производителями комплектующих, на которых тоже делается ставка? Не дешевле ли брать детали в Германии? Тогда - прощайте, планы локализации? В принципе, на двух площадках завода уже можно собирать до 35 тыс. автомобилей в год. Российский рынок пока не готов востребовать такое количество, но привлекательная цена позволит тому же «КИА-Рио» подобраться к лидерам продаж - «Дэу-Нексия» и «Шкоде-Фабия». Кстати, чтобы захватить еще один сегмент рынка, на «Автоторе» в ближайшее время намерены освоить еще одну модель, от нового производителя. Какую конкретно - скоро узнаем: известно только, что это европейский автомобиль «гольф-класса» и переговоры практически уже завершены. В обшем, нынешнее тревожное лето может стать для «Автотора» решающим и определить пути развития и перспективы завода на годы. l»l«КИА-Рио» «КИА-Маджентис» «КИА-Кларуо* «КИА-Спортидж» 'Выпуск прекращен.33648 194539 274560 110865477