246
248
/ПРИЕМЧИКИПОДМАЖЕМ - И ПОЕДЕМКЛЕИМ И ГЕРМЕТИЗИРУЕМТЕКСТ / АНАТОЛИИ СУХОВКлей и герметик порой незаменимы в пути: они позволят доехать до места ремонта даже с пробитым радиатором или бензобаком. Более того, склеенные детали или «жидкие прокладки» нередко переживают заводские. Но инструкции на упаковке не передают многих нюансов в работе, да и неумелое использование состава порой приносит больше вреда, чем пользы.КЛЕЙ НА ВСЕ РУКИТрудно даже перечислить все узлы, которые можно отремонтировать обычной «эпоксидкой». Причем некоторые дефекты при любом другом способе «лечения» потребуют немалых затрат. Таковы трещины и пробоины блока и головки цилиндров, поддона картера двигателя, картеров сцепления и коробки передач, радиатора, коррозия по контуру отверстий в головке цилиндров, износ посадочных мест подшипников.на основе ЭД-20 - с ними можно работать в интервале 20-60°С. Но помните, что нагревание готовой смеси (смола с отвердителем) сильно ускоряет полимеризацию, поэтому израсходовать горячую смесь нужно как можно быстрее - повернуть вспять химическую реакцию не удастся. Не разводите сразу много смолы (более 100 г), особенно в компактной емкости. Дело в том, что при реакции выделяется тепло, а в большом объеме оно не успевает отводиться и смесь начинает разогреваться сама по себе. Процесс ускоряется лавинообразно, и вот жидкая минуту назад смесь внезапно превращается в монолит, а стеклянная банка может даже лопнуть от перегрева. Уж если требуется много «эпоксидки», разводите ее в плоской, лучше металлической емкости (например, консервной банке) - так меньше риск саморазогрева. Чтобы избежать пузырьков, размешивайте смесь медленно, не «зачерпывая» воздух. Образовавшиеся пузырьки легко удаляются при нагревании. Никогда не путайте емкости и шпатели для смолы и отвердителя и не смешивайте неиспользованные остатки смеси со свежей смолой. Для новой порции клея лучше взять чистую посуду, иначе в него могут попасть полузатвердевшие комки старой смолы.тывают и на ее изломах. Трещину обезжиривают, пролив ацетоном. Чтобы смола лучше растекалась, перед ее заливкой деталь нагревают до 40-60°С. Затем ввертывают шпильки и после остывания при необходимости устанавливают дополнительную накладку-стяжку на болтах (см. рис.). Для путевого ремонта очень удобна «холодная сварка» (фото 1). Чтобы устранить течь из бензобака или радиатора, достаточно отрезать кусочек «колбаски», размять его в руках и залепить дыру - через 20-30 минут можно трогаться. При хорошей подготовке поверхности заплатка прослужит годы. Тем же составом удается восстановить поврежденную резьбу в неответственном месте (крепление крышки головки цилиндров, поддона двигателя) или сломанную колодку электроразъема, уплотнить заглушку масляной магистрали. В БЕЗВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Сегодня все чаще вместо стопорной пластины и контргайки резьбовые соединения фиксируют анаэробными герметиками (фото 2) - экономится металл, узел можно сделать компактнее да и собирать его быстрее. На воздухе эти жидкости сохраняются годами, но стоит им попасть в безвоздушное пространство - между витками резьбы, как они полимеризуются, прочно склеивая детали. Процесс заметно ускоряется под давлением - при затяжке болта или гайки. Небезразличен и материал детали: сплавы меди и никеля ускоряют отверждение, железо, углеродистые стали и цинк почти не влияют на него, а высокоуглеродистые стали, титан и пластмассы - замедляют. Непременное условие применения резьбовых герметиков - отсутствие на резьбе следов масла и влаги. Для этого детали тщательно обезжиривают растворителем, лучше всего ацетоном -Среди достоинств эпоксидных композиций - их водо-, масло- и бензостойкость, твердость, хорошая адгезия к различным поверхностям, незначительная усадка при отверждении, возможность использования при низких температурах. Но в чистом виде отвержденные смолы очень хрупки, поэтому в них вводят пластификаторы. Иногда они одновременно служат и отвердиДля заделки крупных повреждений эпоктелем - таковы низкомолекулярные полисидную смолу смешивают с наполнителями. амидные смолы (марки Л-18, Л-19, Л - Они уменьшают усадку, улучшают тепло20). Можно повысить эластичность полимера добавлением в смесь Накладка-стяжка низковязких эпоксидных смол. Так, Трещина среди распространенных ЭД-16, ЭД-20 и ЭД-22 первая - наиболее вязкая, перед нанесением ее необШпилька ходимо подогреть до 60-80°С, а последнюю можно использовать и Резьбовое отверстие' при температурах около 0°С. Дпя бытовых нужд предназначены клеипроводность, термостойкость, армируют композицию. Некоторые составы и область их применения приведены в табпице (по книге В. Башкирцева «Ремонт автомобилей полимерными материалами»). В массивных деталях (блоке, головке цилиндров, литых картерах) концы трещины засверливают и нарезают в них резьбу, чтобы затем ввернуть резьбовые шпильки для большей жесткости конструкции. Если трещина длинная и извилистая, шпильки вверL /ПРИЕМЧИКИон смывает как масло, так и воду, и быстро испаряется. Анаэробные герметики подойдут не только для резьбы, но и для любых деталей с прессовой посадкой, будь то штифт или штуцер бензонасоса или карбюратора. Причем благодаря хорошей проникающей способности достаточно нанести на детали лишь каплю герметика - он свое дело сделает. Анаэробные герметики различаются по прочности фиксации. Для разборных соединений лучше ограничиться младшей и средней группой прочности. Высшая - для ответственных вибронагруженных резьбовых соединений или неразборных узлов. ТЯНИ РЕЗИНУ Порванный пыльник шаровой опоры или чехол ШРУСа - как приговор всему узлу. Конечно, лучше сразу сменить чехол - но порой свободного времени ни секунды и машина нужна до зарезу! Выход один - заклеить дырку. Благо, разбирать ничего не нужно. А уж на несколько дней - а иногда и недель! -такого ремонта хватает. Ставить заплатку можно только на ровных участках, не испытывающих больших нагрузок, иначе отлетит даже самая тонкая и эластичная резина. Но обычно дыра в самом неподходящем месте - на сгибе. Придется обойтись каплей клея. Мелкие повреских колготок (фото 3), причем достаточно одного, максимум двух слоев - иначе заплатка попучится слишком жесткой и может отлететь. НЕЛЬЗЯ, НО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ Многие «мастера» чуть не каждую прокладку норовят поставить на герметик дескать, иначе утечек не избежать. Между тем, если вовремя менять задубевшие резинки, то надобность в герметике отпадет. Наоборот, старый герметик, оставшийся на привалочных плоскостях, часто и приводит к течи: детали прилегают неплотно, вот и приходится либо долго и кропотливо чистить пазы и углы, либо вновь заполнять щели «замазкой». Но течь - полбеды. Хуже, когда герметик отправился гулять по двигателю. Недаром в инструкции по сборке, скажем, масляного насоса или карбюратора о нем ни слова. Герметик в этих узлах не только не нужен, но способен привести к серьезной поломке мотора. Поэтому, обнаружив забитые жиклеры карбюратора или задранные вкладыши, не удивляйтесь: даже внешне застывший, герметик может «потечь», особенно при высокой температуре и перепаде давлений. А уж «пробочки» из него получатся отличные, маслостойкие! Извлечь все до единой удается не всегда- проще сменить засорившийся карбюратор или коленвал, чем ездить под дамокловым мечом; заткнет - не заткнет. Бывает, поверхности деформированы или повреждены настолько, что без герметика не обойтись. В коробке передач или «раздатке», заднем мосту, рулевом редукторе его использование не возбраняется. Однако с «автоматом» лучше не экспериментировать: худо, если герметик попадет в фильтрующий элемент или в масляный радиатор, да ив самой коробке «узких мест» немало. Ту же опасность таит герметик в системе охлаждения. Причем не важно, жидкость это или порошок. Частенько под пробкой горловины радиатора у любителей дешевого ремонта ппавает здоровенный кусок слизи - застывший герметик. В какое путешествие он однажды отправится, можно только догадываться. И где осядет- в термостате, в кране или радиаторе «печки»? Результат один: ремонт с разборкой системы. И, возможно, как раз по дороге в отпуск... Хорошо уплотняет соединения выпускной системы термостойкий герметик. Но владельцам машин с лямбда-зондом нужно быть настороже - не всякий безвреден для дорогого датчика. Если на упаковке нет соответствующей надписи, лучше не рисковать. ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ Для ремонта прогоревших труб выпускной системы совсем не обязательно раскошеливаться на дорогой импортный набор. Выручит конторский силикатный клей и кусок стеклоткани. Очистив трубу от рыхлой ржавчины, обматываем ее стеклотканью, пропитанной клеем, и фиксируем бандаж проволокой. При нагреве трубы клей прочно схватывается. Чтобы исключить трещины от вибраций, бандаж можно усилить куском жести с двумя хомутами. Для временного ремонта пробитого бензобака подойдет кусок мыла. Но уже через несколько часов затычка может вылететь, поэтому периодически ее нужно проверять и уж во всяком случае не оставлять такой автомобиль без присмотра. Неплохой клей для пластмассы получается из пенопласта и дихлорэтана (или хлороформа), он хранится много лет. А защитить свечные колодцы от грязи поможет любой герметик: после затяжки свечи достаточно обмазать им край отверстия - секундное дело. |ЗР|ждения хорошо лечат «Уникум», «Мастер», несколько хуже «Момент» - у него тоньше пленка, хотя и держится она лучше. Главное - тщательно обезжирить место повреждения. Для этого можно воспользоваться самим клеем: слегка размазываем его и через минуту снимаем пленку тонкой палочкой или ножом. Зашкурить поверхность часто не удается из-за ограниченного доступа, поэтому обойдемся простейшим испытанием - если свежая пленка клея не сдирается, оставляем ее сохнуть 10-15 мин, а затем наносим второй слой. Много клея не нужно - он долго не высохнет. Если чехол при работе растягивается, лучше наносить клей на уже растянутый участок (выверните колесо, проверните ШРУС). А для прочности его неплохо армировать кусочком сетки от женСОСТАВЫ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЭПОКСИДНЫХ КОМПОЗИЦИЙСостав композиции, массовые части Смола ЭД-20-100* Смола ЭД-20-100 Пластификатор (полиэтиленполиамин) - 20.. .25 Отвердитель-11...12 Алюминиевая пудра- 7...10 Пластификатор (полиэтиленполиамин) - 25 Отвердитель-11... 12 Железный порошок — 150.. .200 Алюминиевый порошок - 1 0 Пластификатор (полиэтиленполиамин) - 20...25 Отвердитель-11...12 Железный порошок - 70 Молотая слюда - 80 Алюминиевый порошок - 7 . 10 Пластификатор (полиэтиленполиамин) - 25 Отвердитель - 11... 12 Чугунный порошок - 60 Молотая слюда - 30 Газовая сажа - 30 Пластификатор (полиэтиленполиамин) - 20.. .25 Отвердитель - 1 1 ...12 Молотая слюда- 80...100 Алюминиевый порошок - 1 5 . .25 Устраняемые дефекты Течь топливного бака (дефекты сварных швов, коррозия, пробоины), износ посадочного места подшипника до 0.1 мм Трещины, пробоины блока и головки цилиндров, коррозия по контуру отверстий рубашки охлаждения головки цилиндров, износ посадочного места подшипника более 0,1 мм Трещины, пробоины блока и головки цилиндров, коррозия по контуру отверстия рубашки охлаждения головки цилиндров. трещины и пробоины картеров сцепления и коробки передач Трещины и пробоины блока цилиндровСмола ЭД-20-100Смола ЭД-20 - 100 Смола ЭД-20 - 1 00Трещины и пробоины радиаторов, трещины и сколы пластмассовых деталей электрооборудования'ЭД - смола эпоксидно-диановая. индекс указывает примерное содержание эпоксидной группы в процентах.