244
245
ВОСЬМОЙ УЧАСТОК - КУЗОВНОЙ РЕМОНТЧАСТЬ I. КРАСОТА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯТ КТ / ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ ЕСАвтомобиль - вещь неодушевленная. Как эта груда железа умудряется почувствовать отношение хозяина, неизвестно. Но факт - ухоженные машины реже ломаются и лучше бегают. Хотите ощутить эту взаимность? Ухаживайте за машиной с любовью. И не тяните с кузовным ремонтом, если в нем появилась необходимость. - каждому хочется выглядеть нарядным. Ведь неличный инструмент - гордость жестянщика.большие повреждения не только портят внешний вид. Они провоцируют коррозию, ухудшают аэродинамику, а порой небезопасны для пешеходов. Да и инспекторы ДПС не упустят такую добычу. Поправить дело можно в нашем сервисе на участке кузовного ремонта. Здесь, как и на многих других, бал правит мастер - человек разносторонних талантов. Как художник, он должен видеть красоту и изящество линий, уметь придать поврежденной поверхности Сварочный полуавтомат - механизм для подачи проволоки.прежнюю форму. Как механик - разбираться в конструкции кузова. А еще уметь обращаться с металлом и понимать толк в малярке. Как-никак, подготовка поверхности - на его совести. Настоящий жестянщик может все и почти голыми руками. А оснастка служит больше для удобства - так сказать, повышает производительность труда. Кроме этого, исключает дополнительные повреждения, когда работают в скрытых полостях кузова, и способствует точности измерений. Клещи для контактной сварки. Плазменный резак. Самое ценное для мастера - личный инструмент. В нашем случае это поддержки, осадки, молотки и т. д. Поставляются обычно в наборе. Содержимое - плод нелегких трудов: ведь приспособления эти на все случаи жизни. Приходится производителю держать руку на пульсе, консультируясь ис создателями автомобилей, и с ремонтниками. Только так удается сделать кривизну рабочих поверхностей универсальной. Все это под силу лишь крупным фирмам. Случайные изделия вряд ли кого полностью удовлетворят. Но за качество надо платить - в среднем около 700 долларов за комплект. При ремонте редко удается обойтись без сварки. Обычная электрическая - с держателем и сменными электродами ныне не в почете. Ведь владение электрической дугой требует мастерства, а жестянщик все-таки не профессиональный сварщик. Поэтому на участке пользуются иными, более простыми в обращении аппаратами. Первую группу называют «Кемпи» - по имени популярного сварочного полуавтомата одноименной финской фирмы. Сварка происходит в среде защитного газа (углекислоты), проволока подается в рабочую зону автоматически. Предусмотрены различные режимы - непрерывный, импульсный, с изменяемой полярностью и т. д. Есть устройства (дорогие - от $3000), работающие не только с медной, но и со стальной проволокой. Друг от друга автоматы отличаются, в основном, сварочными параметрами: током, скоростью подачи и диаметром проволоки, временем непрерывной работы. Особняком стоят полуавтоматы для сварки алюминия. Все более популярный у автомобилестроителей, в ремонте он весьма капризен. Шов, выполненный с нарушением технологии, через пару месяцев превращается в труху (хорошо, если варили не педаль тормоза!). В целях безопасности «Ауди», например, требует для своих мастеров специальной сертификации. Второй тип - устройства для контактной сварки. Наиболее простые - сварочные клещи. Сжал ими два (или более) листа, нажал на курок - и готово! Подряд много точек не сделаешь - тяжело. Есть варианты, гдеСпоттер с обратным молотком... усилия человеческих рук заменяет пневматика. Регулируемые параметры - ток, давление, длительность импульса. В последнее время все большую популярность приобретают «споты». Это электрод, временно привариваемый к металлу для последующей вытяжки поверхности. Исполнений - великое множество. Например, сваривать с металлом можно сам электрод, а можно переходные элементы различной формы («колечки», «гвоздики» и т. п.). В последнем случае наконечник снабжен крючком или цанговым зажимом. Тянущее усилие создают либо рычагом, либо так называемым обратным молотком. Споттером с угольным наконечником можно к тому же отжигать и осаживать «хлопуны». Основное достоинство метода - возможность работать с лицевой стороны. Скрытые полости не помеха. Кроме того, часто удается обойтись без разборки салона, сэкономив на дорогостоящих услугах обойщиков. Третий тип - плазменные аппараты. Дорогого и дефицитного ацетилена им не требуется: все «расходные материалы» - электричество и сжатый воздух. Устройства взрывобезопасны и весьма производительны. Служат, в основном, для резки металла, на порядок превосходя в этом популярные в народе «болгарки» по всем параметрам. В том числе по цене, отчего у частников почти не встречаются. Запас мощности позволяет легко располовинить раму грузовика или джипа. После сварки и рихтовки наступает черед косметической доводки поверхности. Прежде очень часто прибегали к лужению. Не секрет, что таким способом исправляли дефекты штамповки даже на заводских конвейерах. Правда, было это довольно давно во времена «Победы» и «401-го» «Москвича». А в ремонте кое-кто это делает и поныне. Только все это вредно для здоровья и опасно. Ведь непременный атрибут технологии - газосварка с открытым пламенем. В нашем сервисе ее нет. У нас выправленное место защищают от коррозии цинкованием (применяя аппарат «Цинкор»), а затем покрывают слоем эластичной шпатлевки. Современные образцы «живут» столько, угольным электродом... тянущим рычагом.сколько сама «жестянка», не растрескиваясь и не отваливаясь. Выручает «химия» и при ремонте пластиков - их немало на нынешних автомобилях. Специальные наборы с армирующей сеткой и наполнителем позволяют компенсировать даже утраченные куски. Порой форму восстанавливают, прибегая к нагреву. В ход идет электрический фен. Он же предназначен для сварки пластика, поэтому максимальная температура подогретого воздуха достигает 600оС. Вот и весь перечень электроинструмента. В кузовном ремонте он применяется по необходимости, при отсутствии альтернативы. Ведь в «жестянке» кругом электропроводный металл, да еще с острыми краями. Стоит повредить изоляцию кабеля... То ли дело пневматика: абсолютно безопасна, мало весит и вдобавок обладает огромным ресурсом. Поэтому всевозможные дрели, гайковерты, лобзики, зубила и ножи для срезания вклеенных стекол у нас пневматические. На том же «сырье» работает вакуумный инструмент: держатели для стекол и присоски для устранения вмятин без повреждения краски. В силовых элементах применяют гидравлику. Но при мелких повреждениях ею пользуются нечасто. Что до крупного ремонта - о нем в следующем номере. I»IРЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ЗАО «СФЕРА-СЕРВИС» ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.