I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ | /ДИАГНОСТИКАДИСКЕТА ВМЕСТО ТЕСТЕРАКОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА ДЛЯ РОССИЙСКИХ АВТОМОБИЛЕЙТЕКСТ, ФОТО / АНАТОЛИЙ СУХОВПереход отечественного автопрома на впрыск заставил раскошелиться и владельцев машин, и ремонтников. Первым приходится привыкать, что цены на ходовые запчасти для новых народных автомобилей догоняют иные иномарочные (только тревожный чемоданчик с деталями первой необходимости тянет на полторы тысячи рублей!). Вторые быстро усвоили, что бортовой компьютер поведает о своих бедах только другому компьютеру и ковырять в нем пробником - то же, что зубочисткой в сейфовом замке. А посему, чтобы клиент пошел, нужны специальные диагностические приборы. Но первые отечественные мотор-тестеры охотнее общались с бортовым компьютером, чем с механиком, - информацию выдавали в виде кодов, которые приходилось расшифровывать, пользуясь таблицей. К тому же для работы с разными блоками управления требуется несколько картриджей, а они недешевы - для распространенного ДСТ-2М каждый стоит около 75 долларов при цене самого прибора 350 «зеленых». ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР ИЛИ СКАНЕР Между тем все эти задачи по силам обычному персональному компьютеру (ГС), и даже не последнего поколения такие используют в офисах средней руки как пишущие машинки. У ГС-мотор-тестера, в сравнении со сканером, много преимуществ. Во-первых, информацию можно выводить на большой экран, в цвете, с комментариями и подсказками, запоминать ее, рисоватьграфики и т. п. Во-вторых, несложно создать и вести клиентскую базу: какие машины ремонтировали, диагностика до и после ремонта, статистика отказов. Отпадает и проблема с выводом результатов - простенький принтер ныне недорог. Не нужны и сменные картриджи - одна программа сможет работать со всеми известными блоками управления, а при необходимости ее можно обновить, например, через Интернет, даже не выходя из мастерской. ЧЬЯ ПРОГРАММА ЛУЧШЕ Сегодня самые популярные на рынке программы - «Мотор-тест» самарского НТС и «Автоас-скан» из Ростова (ACE-Laboratory). Обе - для диагностики систем управления двигателями ВАЗ, ГАЗ, УАЗ («январи», «боши», МИКАСы, АВТРОН). Обе работают под Windows 95/98, но самарская довольствуется «486-м процессором, тогда как ростовская требует Pentium 100. Для связи с автомобилем прилагается специальный разъем-ключ и кабели с адаптером для согласования сигнала. Сразу же после загрузки станет ясно, что самарская программа ориентирована на образцовый сервис: на первой странице - список механиков, возглавляемый администратором. Компьютер помнит настройки конкретного мастера, его клиентов, методику тестов (ееСлева направо: Графическое отображение параметров в самарской программе. «Автоас» может рисовать не только графики (частота вращения в левом верхнем углу - в виде закрашенной области). Ростовчане предусмотрели и режим наложения графиков.Таблица коэффициентов топливоподачи блока МИКАС N11.5.4 в трехмерном изображении нагляднее.можно изменять). Словом, каждый может настроить программу под себя, организовать свое рабочее место. Можно распечатать и свободную таблицу результатов диагностики до и после ремонта - пусть клиент убедится, что не зря платит деньги. «Мотор-тест» умеет рисовать графики, отслеживая фазу несколько параметров (по выбору) - например, обороты двигателя, сигнал кислородного датчика, угол опережения зажигания, длительность впрыска, расход воздуха и т. п. Разумеется, присутствует и весь набор стандартных функций: считывание и стирание текущих и сохраненных кодов неисправностей, управление бензонасосом, форсунками, регулятором холостого хода, вентилятором. Короче, возможности ДСТ-2М программа перекрывает с лихвой. Да и обойдется дешевле, чем тестер с набором картриджей, - всего «440 долларов. Ростовский «Автоас» еще дешевле 380 долларов, но во многом даже превосходит самарскую программу. Первое, что бросается в глаза - простота общения: кнопки снабжены всплывающими подсказками (при желании их можно и отключить), есть режим помощи. Коды неисправностей выдаются либо как в ДСТ-2М (и «Мотор-тесте»), либо в виде более удобочитаемых русскоязычных сокращений. Вообще, возможностей для настройки в ростовской программе намного больше. Формы с данными о владельце авто тоже удобнее (причем отдельные для физи- ^•_ ^ 3ческих и юридических лиц). Можно вести складской учет, называть признаки неисправностей и методику их поиска, поместить в специально предусмотренный раздел справочную информацию (например, монтажные зазоры и моменты затяжки). Таким образом, «Автоас-скан» - больше, чем просто тестер, это диагностический комплекс. Ростовская программа сама определяет тип блока управления (хотя можно задать его и вручную). Самарская требует помощи оператора. Если механик вычислил тип блока по косвенным признакам (датчики, жгуты проводов и т. п.) - можно работать. Если не угадал снимай блок или зови старшего товарища. Неудобно. Вывод информации у ростовчан тоже организован нагляднее. Как изменяются параметры при работе двигателя, можно увидеть не только в виде графиков, но и столбиков разной высоты, к тому же графики легко наложить друг на друга. Самарская программа не способна отслеживать взаимное влияние двух параметров. Ростовской же под силу строНа правах рекламыить графики «y=f(x)>> для расхода воздуха, угла опережения зажигания, длительности впрыска, расхода топлива в ark. ' ^ ^ 3 зависимости от частоты вращения ко^ * ленчатого вала и частоты вращения - от положения дроссельной заслонки (0-10% открытия). Кроме того, «Авто^ат^шшЯА 1 ас» может построить трехмерный граКомплект «Мотор-тест» самарского НТС. фик данных таблицы коэффициентов ных, но в мозолистых руках механиков топливоподгми блока МИКАС Ml .5.4 долго не живет. Ну в самом деле, дер(таблицу можно посмотреть и отдельнуть за шнур проще, чем за колодку! но) и изменять некоторые настройки Бывает, и колесом наедут. Безусловно, блока. «Мотор-тест» таких графиков не ремонтную культуру надо прививать, строит, ограничивается таблицей. но не такими методами. Вроде бы меПохоже, разработчики из НТС, созлочь, а время (и деньги!) отнимает. Продавшие хороший сканер ДСТ-2М, не ще всего фазу заменить кабель, не досмогли расстаться с его стилем. Хотя, по жидаясь пока он оборвется. большому счету, упрекнуть их не в чем - программа работает четко. А скоро К ВАШЕЙ ВЫГОДЕ Профаммы обладают существенно появится и ее обновленная версия - самарцы готовят ответ конкурентам. Но и большими возможностями по фавнеростовчане не дремлют - разрабатыванию с портативными мотор-тестерами, ют программные модули для диагнооставаясь заметно дешевле их. Поэтому, если компьютер в мастерской уже есть, стики иномарок. Досадный недостаток комплекта можно долго не раздумывать. В круп«Мотор-тест» - хлипкий кабель. Тонкий ном автосервисе такой комплекс пригочетырехжильный провод, конечно, дится в любом случае (и быстро себя 1»1 вполне справляется с передачей дан- окупит).~к^BOSCH — программа свечей зажигания для России• • • • •Медный сердечник Высокая износоустойчивость Надежная защита от помех Быстрое достижение температуры самоочистки Защита от температурных перегрузокП р едставительство ООО «Роберт БОШРоссия, Москва, ул. Ак. Королева, 13 Тел: (095) 935-7195 Факс:(095)935-7198 www.bosch.ruBOSCHАвто49, Москва, Тел.(095)787-61-17 Автолига, Ростов-на-Дону, Тел.(8632)92-59-03 Автомиг. Нижний Новгород, Тел.(8312)33-78-53 Автоопт Саратов, Тел. (8452)64-50-68 Автопульс, Челябинск, Тел.(3512)60 8487 Автосфера, Москва, Тел.(095)377-37-12 Ай-Джи-Ай, Москва, Тел.(095)742-93-22 Алиас-авто Москва, Тел.(095)369-01-40 Дождь, Москва, Тел. (095) 311 -76-77 КедрАвто, Томск, Тел.(3822)63-48-99 Кемп, Москва. Тел. (095) 996-00-00 Костек, Санкт-Петербург, Тел.(812)324-69-37 Маяк, Новосибирск, Тел.(3832)10-62-11 Микас-Сераис, Москва, Тел.(095)167-02-44 Сидарчев ПБОЮЛ уфа. Тел.(3472)74-69-50 ПрайдСамара, Самара, Тел.(8462)92-69-78 Санкат. Москва, Тел. (095) 204-13-51 Сардортраст, Саратов, Тел. (8452) 64-84-39 Смет, Нижний Новгород, Тел.(8312)66-55-01 Стройпромкзпитал. Москва, Тел.(095)958-91-78 Ton-сервис, Санкт-Петербург, Тел.(812)326-42-48 Чита главе наб г. Чита, Тел.(3022)21-26-40 ЧП Сура лев, Ростов-на-Дону, Тел.(8632)95-53-25 ЧП Мавлюбердинова Орел, Тел. (0862) 47-07-90 ЧП Матеяосян Ставрополь, Тел.(8652)94-55-15 ЧП Юрченко, Новочеркаск, Тел.(8632)47 62-5920