МЫ И АВТОМОБИЛЬ/ФЕСТИВАЛЬНА ВОЛНЕ•гЛр&£«ЭКЗОТИКА-2002» СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ&&.•я•1 И дМИТгОЬЬТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН , АЛЕКСАНДР САДОВНИКОВныи автомобиль впервые дал возможность стать «частником». Немного машин с тех пор сохранилось в первозданном виде. Увы, теперь на «Экзотике» почти не увидишь тех, кто прожил с авто полвека, сумев поддерживать его на ходу, почти не используя современные узлы и детали. Потомки первых владельцев относились к наследству проще: пристраивали под капоты моторы «Волги» и «газона», под кузов С таким матеновые мосты, а в салон - «москвичовриалом работают реставраторы. ские» и «жигулевские» сиденья. КузоПройдет время и «Хорьх-951» обретет ва перекрашивали (в последние годы вторую молодость. все больше металликом, запасы котоВо второй половине 40-х такие марого у «реставраторов», похоже, неисшины поражали наших дедушек комсякаемы) и «украшали» хромом. фортом, надежностью, красотой. Для Но времена, когда «старичок» слукого-то из вчерашних солдат трофей- жил единственным транспортным - н емецкийпотомок англии- в 1933-1936 гг. было сделано чуть больше 3500 «мерседес-бенцев средством деду, отцу, а затем и внуку, ского «Остина» и миниатюр - 290» на стандартном (не удлиненном) шасси. Этот «кабриолет В» к счастью, уходят, да и «реставрация» н ый кабриолет НСУ - Ф ИАТ восстановлен мастерской «Техноклассика». путем имплантации современных уз500 - германская версия зналов, похоже, уже не в моде. Нынче менитого итальянского «Тона «Экзотике» дебютировали неполино». По соседству высосколько профессионально восстакая экзотика - гоночный новленных машин родом из 30-х. французский «Делаэ-135 MS» Качество работы их реставраторов - 140 породистых «скакунов» способно привлечь внимание даже под капотом и изящный «МерI на солидных международных выседес-Бенц 230», помнящий ставках. еще страшные времена расцвеМашины 40-50-х совсем недавно та «тысячелетнего рейха». числили не заслуженными ветерана-а стоянке перед въездом на Тушинский аэродром в Москве «дачная», с обширным багажником на крыше, «четверка» расположилась бок о бок с чопорным «Бентли». А на самом поле обвешанная, как новогодняя елка, «красивостями» «Ока» мирно соседствовала с великолепно отреставрированным «Майбахом». Это - «Экзотика» - шумная и сумбурная, эклектичная и народная, немного обалдевшая от палящего зноя, пива и... как никогда, интересная. Мало кто ожидал, что представляемый здесь из года в год «дежурный» набор экспонатов вдруг взорвется неожиданными премьерами - такими, которые дают счастливую возможность прикоснуться к истории автомобиля. И не по-книжному, а ощущая дыхание времени, ска жем, через причудливые изгибы крыльев, к которым можно притронуться, через воздух кожи и дерева салонов, которым можно подышать. Московскому фестивалю нынче стукнуло шесть лет. «Экзотика» - не только «колеса», 1 а еще и летопись прошедшего века - история взаимоотношений автомобиля и нескольких поколений наших автомобилистов... Романтические 30-е - первый золотой век автомобиля. Вот представители народных машин: простенький, тесный, но обаятельный «БМВ-Дикси»НОдна из самых заметных премьер «Экзотики» - герой спортивных трасс «Делаэ-135 MS» 1936 года с 3,6-литровой «шестеркой», позволяющей развивать 150 км/ч. МЫ И АВТОМОБИЛЬми, а просто престарелыми тружениками. Где-нибудь в глубинке четыреста первые «москвичи» и «победы» и сегодня неторопливо возят своих владельцев по будничным делам. Еще пару лет назад в Тушине стояли длинные ряды разрушаемых ржавчиной, неухоженных машин. Нынче таких почти нет. Лицо сегодняшней «Экзотики» - аккуратно, близко к оригиналу, восстановленные отечественные автомобили. Рядом с ностальгическими «волгами» и ЗИМами шикарные заокеанские гости - свидетели эпохи, когда мы верили, что скоро «догоним и перегоним Америку». Отпрыски тех, кто с замиранием сердца рассматривал абсолютно недоступньге «кадиллаки» и «форды» на московской выставке 1959-го, до дыр залистывал красочные заморские проспекты, сегодня привозят в Россию и выкатывают на всеобщее обозрение те самые дорожные крейсеры. Необъятные мягкие диваны, гигантские моторы, увенчанные огромными «шляпами» воздушных фильтров, и килограммы хрома, блестящего на сегодняшнем московском солнце, как некогда на калифорнийском.Стопроцентный американец - «Шевроле-Импала» 1958 года - 8 цилиндров, 6 литров, 250 «лошадей».В мире осталось совсем немного «живых» «майбахов» Из них несколько в России, в том числе 120-сильный SW 42 с кузовом прославленного немецкого ателье «Шпон».Бабушка нынешней «Шкоды» - «Фелиция» 1959 годазрителей полноприводным монстром с кузовом «Волги» или оглушить публику сверхмощной самодвижущейся аудиосистемой. Но далеко не всех это волнует. Те, кому сам по себе автомобиль все же интересней, находят на московском фестивале бальзам для души. Кого-то привлекают шведские оригиналы - СААБы, иных очаровывают итальянки от «Альфа-Ромео», а истинные «жуководы» не изменяют народному немцу. Заметим, между прочим: толчок клубному движению (теперь в столице несколько десятков нефор-т— f e »-.Машины 60-70-х тоже становятся историей. Много ли вы встречали оригинальных, а не «улучшенных» поздними наслоениями «горбатых» «запорожцев» и несгнивших «мерседесов» тех лет? Нынче их легче всего увидеть на «Экзотике». В век массовых моделей нам, конечно, хочется чего-то индивидуального, необычного. Каждый решает эту проблему сообразно своим возможностям и пристрастиям. Можно ошеломитьПервый владелец «Альфа-Ромео Джулия» со 130сильным мотором и кузовом «Бертоне» вывел ее из римского автосалона на улице Грегорио VII дом 392 (на машине сохранилась соответствующая табличка) 30 лет назад. Спортивная «Альфа» по прежнему в полном здравии и даже приехала в Москву с Украины.Оттепель, кукуруза, курс на и... ЗИЛ-111. Лимузин с 200сильным двигателем представила мастерская «Молотов-Гараж».мальных объединений!) в свое время дала именно «Экзотика...» Говорят, рижский «Мотор-музей» приобрел недавно хорошо сохранившийся ВАЗ-2103, не дожидаясь, когда самые престижные некогда «Жигули» придется поднимать из руин. Судя по нынешней «Экзотике», мы тоже сможем показывать детям 40-е «москвичи», первые «двадцатьчетверки» и даже ЗИСы не только на фотографиях. 1»1