54
56
58
I ТЕХНИКА |ФОРМУЛАККОРОСТПКОНСТРУКЦИЯ БОЛИДОВ ФОРМУЛЫ 1/пит-стопТЕКСТ / МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ •ОТО / DPP1, «РЕНО», «ФЕРРАРИ»Раскаленный асфальт и толпы фанатичных поклонников; красотки в униформе команд и бесчисленные журналисты; сумасшедшие скорости и адреналин; заоблачные цены на билеты и знаменитые гости... За полвека существования гонок первой формулы их популярность сравнялась с футбольными баталиями. Выставить на столь престижные соревнования машину хотела бы, наверное, каждая автомобильная фирма, но колоссальные расходы по плечу немногим. Избранные держат информацию о болидах за семью печатями. Но кое-что о конструкции самых быстрых и дорогих гоночных машин все же известно.ТРЕХЛИТРОВЫЙ ТАБУНговооруженности болида. При разрешенном объеме 3л мощность достигает 900 «лошадей», масса -100 кг с небольшим, а размер сопоставим с... кокерспаниелем (сравнение от команды «БМВ-Вильяме»). «Раскрутить» мотор еще сильнее в принципе можно, но... бессмысленно. Во-первых, с ростом оборотов лавинообразно увеличиваются потери на трение: наступает момент, когда они попросту «съедают»прирост мощности и КПД мотора падает. Во-вторых, при разгоне болида до 360 км/ч силы инерции, действующие на поршень в нескольких направлениях в каждом из 10 цилиндров, уже достигают 11 тонн, грозя разорвать двигательЗа всю историю гонов грормулы на «Феррари» ставили четырех-, шести-, восьми и двенадцатнцмлиндровые моторы. С введением современного регламента рабочий объем мотора уменьшили с 3,5 до 3 л, а число цилиндров - до десяти. Мощность этого красавца - свыше 800 а с.Характерный визжащий звук формульного мотора нельзя перепутать ни с чем. Если максимальные обороты двигателя обычной легковушки редко превышают 6000-7000 об/мин, то пульс формульного сердца достигает 18 000 об/мин. В такой «раскрутке» мотора кроется один из главных секретов энер ТЕХНИКАКРЕПЧЕ ЗА БАРАНКУ ДЕРЖИСЬЕстественно, гонщику не по силам проанализировать все данные, да в этом и нет необходимости. Основным источником информации для него служит... рулевое колесо! Функции управления электронным приводом газа, распределения тормозных сил по осям и даже управления сцеплением - под ногами у пилота всего две педали, хотя сцепление и не автоматическое - тоже возложены на рулевое колесо. Человеческий фактор в формуле значит очень многое: инженеры идут на поводу у пилотов и подгоняют машину под их вкусы и характер. Поэтому у каждой команды свой взгляд на то, какими функциями должен обладать «компьютерный руль». Роднит их, пожалуй, одно - цена. Современная формульная баранка, даром что весит чуть более килограмма, стоит как приличный легковой автомобиль, а ее обслуживание отнимает у специалиста не один день.БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВность с высокой точностью восстановить картину аварии и предотвратить трагедии в будущем. Нынче, согласно регламенту соревнований, каждый сезон предваряет серия крэш-тестов, позволяющих оценить уровень безопасности формулы.ТВЕРДАЯ ПОСТУПЬОдин из первых многофункциональных рулей «Феррари»: «лопатки» переключения передач и сцепления соседствуют с кнопками радиосвязи и включения дисплея. На руле также кнопки «нейтрали» и ограничителя максимальных оборотов для соблюдения скорости на пит-лайн.на куски! Эти силы практически «убивают» мотор всего за одну гонку. Наконец, третьим камнем преткновения стал механизм газораспределения, просто не успевающий наполнить цилиндры топливной смесью. Ведь на 18000 об/мин время открытия клапана ничтожно мало - тысячные доли секунды.ЭЛЕКТРОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯК началу 90-х «начинка» болидов приобрела нынешний вид. Главный бортовой компьютер отслеживает и корректирует положение дроссельной заслонки, дозировку топлива, давление масла и температуру охлаждающей жидкости, степень сжатия... Это лишь часть из более чем двух десятков ключевых параметров, за которыми в течение всей гонки следят механики в боксах. Помимо информации, переданной пилотом по радио, команда получает телеметрические данные о состоянии автомобиля. Когда болид проходит вдоль линии пит-стопа, сигнал от бортового компьютера за доли секунды передается на командный. В общей сложности о здоровье машины сообщают свыше двухсот датчиков, а суммарная длина проводов, «расползшихся» по болиду, достигает 1000 м. За редким исключением гоночные «конюшни» доверяют разработку электронных систем специалистам - например, фирмам «Маньети Марелли» или TAG.ЗА ОДНУ СЕКУНДУ ГОНКИ...Гибель в 1994 году одного из самых ярких пилотов формулы - Айртона Сенны стала вехой в истории гонок. С этого времени их обязательным атрибутом стал дополнительный компьютер, выполняющий роль «черного ящика» - аналога самолетного бортового самописца. Появилась возможИдеально ровное покрытие трассы, казалось бы, снимает необходимость ломать голову над хитроумными подвесками. На практике все иначе: над элементами шасси конструкторы бьются с не меньшим упорством, чем над двигателем или коробкой передач. Хотя уже трудно удивить мир новой схемой расположения узлов, каждый сезон привносит конструктивные изменения. Например, в нынешнем сезоне «Феррари» подготовила чрезвычайно компактную коробку передач, освободившую пространство в районе задних колес. Этим не преминули воспользоваться инженеры-подвесочники: установили амортизаторы не вертикально, а горизонтально, подвесив их к углепластиковым рычагам. Кстати, почти все детали сделаны из композитных материалов и титана. Изюминка формульных подвесок - возможность быстро изменить настройки под конкретного пилота или трассу.Механики «Мак-Парен - Мерседес» настраивают машину перед гонкой... .коленчатый вал совершает 300, а колесо 50 оборотов; поршни преодолевают дистанцию в 25 м; в мотор подается 450 л воздуха; в системе зажигания происходит 1500 вспышек; бортовой компьютер просчитывает 150 000 параметров; пилот успевает переключить пять передач вниз и может сбросить скорость с 310 до 185 км/ч; болид разгоняется до 40 км/ч, для чего ему требуется дистанция длиной в полтора собственных корпуса; движущийся со скоростью 350 км/ч автомобиль пройдет 100 м.По правилам гонщик должен выбраться из кокпита длиной 850 мм максимум за 10 с. I ТЕХНИКАСТОП, МАШИНА! ...Стартовая прямая неожиданно переходит в крутой поворот - гонщик сбрасывает скорость с 300 до 50 км/ч на участке всего в сто с небольшим метров. В этот момент он испытывает перегрузки до 4g, кровь приливает к глазам с такой интенсивностью, что на долю секунды пилот даже может потерять зрение. Тормозам машины здесь тоже приходится несладко. Несмотря на температурную стойкость, карбоновые диски, раскаляющиеся до 750°, за гонку из 28-миллиметровых превращаются в 20миллиметровые. Осадить разогнавшуюся машину по силам лишь суппортам с шестью поршнями в каждом. НА ДИЕТУ Все технические нововведения, будь то изменение конструкции двигателя или шасси, последние пятьдесят лет преследовали одну основную цель сбросить вес.В БОКСАХ В каждой команде работает около 70 человек. На пит-стопе автомобиль обслуживают 22 механика. Для участия в Гран-при команды привозят 30 тонн оборудования, в том числе 3 машины, 10 двигателей и 21 компьютер. ких технологий. Особую «ткань» из кевларовых и углеродных нитей, пропитанную клеящими составами, накладывают на шаблон детали и обрезают. Затем прессуют «выкройку» с каркасом из алюминиевых сот и отправляют в автоклав для окончательного застывания. Предварительно модель кокпита в масштабе 1:2 продувают в трубе - ведь аэродинамика машины не менее важна, чем сверхмощный силовой агрегат. СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ Недавняя реконструкция центра проектирования формулы 1 фирмы «Тойота» обошлась в четверть миллиона евро, зато теперь в распоряжении команды 35 000 м2 производственных и исследовательских площадей. Но эти деньги не потрачены напрасно, и дело даже не в рекламе посредством гонок. Опыт, полученный при создании формульных автомобилей, пригодится в «гражданском» автомобилестроении. Недаром, кстати, механиков «конюшни» «Хонда» с удовольствием берут на работу в легковое отделение фирмы... Без формулы 1 была бы скучна не только спортивная жизнь. Быть может, мы еще долго не увидели бы на серийных машинах 1гротивобуксовочнь1е и иные электронные системы, пластики и композитные материалы оставались бы прерогативой авиаторов, а активные подвески так и не сошли бы со страниц научно-популярных изданий... 1»1Благодаря сверхпрочному монококу и ремням безопасности Ральф Шумахер не пострадал в серьезной аварии на старте Гран-при Австралии.1 27 % регулярно 40 % от случая к случаю 133 % не интересуюсьСегодняшние правила предусматривают минимальную массу заправленного автомобиля с гонщиком - не менее 600 кг. Большинству команд по силам сделать менее тяжелую машину: испытания легких сплавов и пластиков не прекращаются ни на один день. Зачем? Если конструкторы сумели максимально облегчить машину, у них появляется возможность распределить оставшиеся килограммы балласта так, чтобы добиться лучшей развесовки и, как следствие, управляемости. Процесс строительства кокпита очень затратен и сложен, требует высо