68
69
I ТЕХНИКА | /ПО ВОДЕТЕКСТ / АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВОВАРИАЦИЯ НА ТЕМУ АМФИБИИмашинах с экзотической луноходно-бигфутовой внешностью мы уже слышали. Это «Лопасня», «Марш1922», «Трекол-39041» и, наконец, спроектированный в НАМИ «Умка». Однако представленный здесь «Альткам2992» во многом отличается от предшественников и стоит того, чтобы познакомиться с ним поближе. Снегоболотоходами на шинах низкого давления фавнительно давно занимаются фирмы «Арктиктранс» и «Трекол», накопив солидный опыт конструирования таких машин. «Альткам» оказался в некотором смысле догоняющим. Но эта роль не всегда плоха - можно учесть недостатки и преимущества предшественников, попытаться создать более совершенное изделие. Основной элемент, общий для этих машин, - шины низкого давления. Именно они позволяют уверенно двигаться по песку, снежной целине, болоту и обеспечивают машине плавучесть. А еще эти шины не наносят непоправимого вреда плодородному слою почвы в тундре, изрядно исковерканному гусеничной и обычной колесной техникой. В отличие от конкурентов, на «Альткаме» предусмотрено регулирование давления воздуха в шинах с места водителя, что позволяет подбирать оптимальные его значения для разных условий, избежать мелкого ремонта колес в поле или сохранить плавучесть. На макетном «Альткаме», цена которого еще не определена, установлены бескамерные покрышки «Трекол», тогда как на машинах «Арктиктранса» применяются камерные шины. Кузов - несущий двухобъемный, по автомобильной терминологии - трехдверный хэтчбек. Он выполнен из армированного пластика. Отказ от рамы позволил снизить массу - весьма важный параметр для машины этого класса. По сравнению с клепаными металлическими кузовами пластик технологичнее при мелкосерийном производстве. Кроме того, он обладает хорошими звуко- и термоизолирующими свойствами. Стоит отметить, что для таких автомобилей микроклимат в кабине особенно важен: ведь они призваны работать в жестких условиях с температурным диапазоном от плюс 30-40 до минус 40-50СС. На «Альткаме» проблема решена с помощью климатической установки и автоном1 ного подогревателя. Независимая подвеска на поперечных рычагах с гидравлическими амортизаторами и винтовыми пру- жинами, в отличие от «Трекола» и «Умки» с уазовскими дя из кабины. Это немаломостами, - более легкая и комфортная. Передний и задний важно при эксплуатации в мосты с гипоидной главной передачей от ВАЗ-2121. Привод северных регионах. колес - через бортовые редукторы валами с шарнирами «Альткам» движется по равных угловых скоростей. Рабочая тормозная система - открытой воде с помощью гидравлическая, двухконтурная с вакуумным усилителем; водомета, приводимого в стояночная, также с гидроприводом, действует на задние действие от двигателя через колеса. Тормозные механизмы - дисковые, с подвижными коробку отбора мощности. суппортами и автоматической регулировкой зазоров. РулеПо желанию заказчика мовое управление с гидроусилителем позаимствовано у ГАЗ- гут быть применены и дру2715 «Соболь». гие варианты движителя: Донором силового агрегата послужил серийный ВАЗ- регулируемая по высоте 21083: от него взяты коробка передач и двигатель, включая дейдвудная труба с гребным системы питания, зажигания и выпуска. Агрегат размещен винтом либо подвесной лов базе между передней и задней осью, поэтому распределедочный мотор. ние нагрузки по осям оптимальное. Водителю, сидящему Максимальное применевпереди по центру, обеспечен равноценный обзор вправо и ние серийных деталей, узвлево, что для внедорожника вполне логично и удобно. Мелов и агрегатов (за исключением бортовых редукторов и жду пассажирскими сиденьями, расположенными вдоль коробки отбора мощности) удешевляет конструкцию и левого и правого бортов, - невысокая крышка моторного обеспечивает высокую ремонтопригодность. отсека. Открыв ее, можно добраться до двигателя, не выхоЕще одно принципиальное отличие «Альткама-2992» от остальных снегоболотоходов в том, что он будет сертифицирован как вседорожный автомобиль. Значит, управлять им смогут водители с обычными удостоверениями и регистрироваться он будет в ГИБДД. Тогда как «Трекол», «Марш» и «Лопасня» допущены к эксплуатации только вне дорог, регистрируют их орга- 1 ™^69