106
107
108
ЭКОНОМИКА«ШЕВРОЛЕ-НИВА» НАЧАЛОТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО/ДЕБЮТЫСП «ДЖИ-ЭМ-АВТОВАЗ» В ТОЛЬЯТТИ ПРИСТУПИЛО К ВЫПУСКУ АВТОМОБИЛЕЙПоверили, когда этой зимой новый генеральный директор СП Джон Милонас давал интервью ЗР: «Первый серийный автомобиль «Шевроле-Нива» сойдет с конвейера точно в срок!» Поверили, несмотряестно говоря, в какой-то момент мы вообще перестали верить, что когда-нибудь это случится. Переговоры с лидером мирового автопрома «Дженерал моторе» и нашим АвЧтоВАЗом шли чуть ли не десять лет! Даже после того, как договор о сотрудничестве был подписан - сомнения оставались: а получится ли что-то путное? Вспоминали неудачный опыт «Джи-Эм» с СП в Елабуге... сколькоЗАРАБАТЫВАЕТ ДИЛЕР?ДОРОГИ БЕЗ ДОРОЖНОГО ФОНДАШона то, что возле одиноко стоявшего синего сборочного корпуса СП грязи было по колено, а фундаменты окрасочного цеха и складов только-только заложили. К чести руководителей проекта, свое слово они сдержали - точно в назначенный срок завод СП «Джи-ЭмАвтоВАЗ» был сдан и из сборочного цеха выкатили первые автомобили. И хотя работает производство далеко не в полную силу, да и нерешенных проблем хоть отбавляй - Джон Милонас по-прежнему полон надежд и оптимизма. По нашей просьбе он ответил на несколько вопросов, чтобы удовлетворить любопытство читателей ЗР.112- Пока на заводе пущен только сборочный цех. Какие будут еще цеха и когда? - Наша цель - полноценный производственный цикл: сварка, окраска и окончательная сборка. В строю уже не только сборочный конвейер, но и сварочное производство. Сама же сварка кузова идет на АвтоВАЗе, где создан специальный комплекс для новой «Шевроле-Нива». Он - составная часть совместного предприятия, хоть и расположен отдельно. Окраска кузовов временно передана в ОПП, но в марте 2003 года войдет в строй уже наш цех окраски. Не исключено, что в будущем под общую крышу перейдет и сварка. Джон Милонас: «В Тольятти внедрена та же система контроля качества, что к на заводах I Германии, установлено такое же оборудование». -А как решен вопрос с комплектующими? - Основные будет поставлять АвтоВАЗ, но, кроме него, у СП еще 125 российских партнеров. АвтоВАЗ постав-т ifА 1 ЭКОНОМИКА |месяцев, и мы тщательно «репетировали» все операции. Так что первое и главное отличие, о котором вы спрашиваете, - это качество. Внешние же отличия пока невелики. Изменена комбинация приборов, появился удобный перчаточный ящик. Панель - из более современного материала, что заметно облагородило салон. На машине - новый руль. Он меньше, удобнее, теперь его украшает эмблема «Шевроле». Другие ручки у рычага переключения пере- Кстати, каким был конкурс на дач и раздаточной коробки. Во внуткаждое место? ренней отделке салона использованы - После того как в прошлом году даимпортные ткани, что придает ему ли объявление о приеме на работу, обнарядный вид. ратились очень многие. Кандидатов А вот двигатель и коробка передач отбирала немецкая фирма ТПМ - отпока родные, вазовские, но не совсем. сеяли процентов шестьдесят. Так что Специально до установки на «Шевроконкурс - примерно два с половиной ле-Ниву» мотор тестировали на завочеловека на место. де «Опель» и внесли ряд изменений - Теперь, наверное, самый важный он, как принято говорить, доведен до для наших читателей вопрос: как орума. Совершенно новая система выпуганизован контроль качества? Кто ска позволила несколько улучшить его будет осуществлять, кто рукопоказатели двигателя. Со временем, водить? Немцы, как на сборочном закак мы и обещали, на экспортных ваводе БМВ в Калининграде, или наши риантах будут установлены импортспециалисты? ные двигатель, коробка передач, кон- Мы используем ту же систему контдиционер. роля качества, которая принята на заво- Когда же поступят в продажу авдах концерна в Европе. Директор по катомобили «Джи-Эм-АвтоВАЗ»? Их, честву в СП - из Германии, остальные - насколько нам известно, очень ждут. российские специалисты, прошедшие - Могу назвать дату с точностью до подготовку на европейских заводах дня - первые машины можно будет корпорации. Иначе говоря, в Тольятти купить 24 октября 2002 года. Продата же система контроля, что и на завовать их начнут через специальную сеть дах в Германии, такое же оборудование. СП и дилеры АвтоВАЗа (отобраны по И критерии качества те же - никаких строгим требованиям «Джи-Эм»), и послаблений, никаких скидок! дилеры «Джи-Эм СНГ». - Проектная мощность СП - 75 ты- И еще один очень актуальный для нас вопрос: чем отличается «Шевросяч автомобилей в год, но достигнут ле-Нива», которая сошла с конвейера ее только через пару лет. А сколько 23 сентября, от редакционного ВАЗ- автомобилей сойдет с конвейера 2123, выпущенного чуть больше года в этом году и сколько (с этого, наверно, и надо было начать) они будут назад в ОПП АвтоВАЗа? - Начну с того, что это разные автостоить? - В 2002 году мы планируем изготомобили. Ваш делали в ОПП по так называемой обходной технологии и уже вить всего 456 машин, из них около чев самом начале эксплуатации стали тырехсот на продажу, а остальные «вылезать» многочисленные недоделдля сертификации, тестирования и ки. Кузов же «Шевроле-Нива» сварит. д. Цена до конца года не изменится вают на конвейере роботы с изначаль8 тыс. долл. Дилеры, которые собирано минимальными допусками - все пают заявки на эти машины, говорят, что нели подогнаны идеально. Этот пропрактически все автомобили уже расцесс мы отрабатывали здесь несколько пределены. месяцев: качество сварки проверяется Что же, пожелаем новой марке со очень дотошно, на электронном стензвучным именем «Шевроле-Нива» удаде. То же и при окончательной сборке. чи и признания российских автомобиКонвейер тоже работал в течение ряда листов. 1»|ляет кузова, двигатели и трансмиссию, «АвтоВАЗагрегат» - систему выхлопа и сиденья, «Сызраньпластик» - пластмассовые детали. В общем, 98% всех комплектующих - российского происхождения. - А что же остается на долю зарубежных поставщиков? - От них - главный тормозной цилиндр, сцепление, пластик итальянского производства для приборной панели, тканевые материалы для обивки дверей и сидений, гидроусилитель руля германской фирмы ZF, решетка радиатора, наконец, шильдики «Шевроле»... Это не считая импортных прокладок, манжет, шайб и некоторых других мелких деталей. - Сколько человек уже работает на СП и сколько из них - иностранцы? - Сегодня у нас около трехсот работающих, но, когда завод начнет выпуск продукции в полном объеме, непосредственно на производстве будет 1200 человек - три смены. Кроме того, уже создано примерно 500 вспомогательных рабочих мест, в основном для сотрудников частных фирм. Они будут заняты работой в кафе, буфетах, убирать помещения и т. д. Почти 2000 новых рабочих мест создается на заводах - поставщиках комплектующих. А вот доля работающих в СП иностранцев невелика - всего 11 человек, и число их в будущем сократится. Я не назвал еще иностранных специалистов (в основном, с «Опеля» и других подразделений «Джи-Эм Европа»), занятых на временных работах наладке оборудования и других. Их число непостоянно, до 30 человек в месяц. Все российские специалисты на нашем производстве прошли обучение в Европе на заводах «Джи-Эм» в Германии, Великобритании, Польше; некоторые учились ив Штатах.