188
189
190
191
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ | /ЭКСТРИМАКВАКРЭШ ИЛИ КОНЦЫ В ВОДУтъТ КТ / ВЛАДИМИР АРБУЗОВ, АНДРЕЙ ЕС СИДОРОВ *ОТ0 / АЛЕКСАНДР БАТЫРУСреди предупреждающих дорожных знаков есть такие, которые обязательно дублируют, то есть перед опасным местом устанавливают дважды. «Выезд на набережную» один из них. Очевидно, делают это неспроста - падение автомобиля в воду очень часто заканчивается трагически. Люди гибнут иной раз уже на мелководье, когда вода едва скрывает крышу машины. Казалось бы, все знают, что автомобиль, упав в воду, тонет не фазу, а еще некоторое время сохраняет плавучесть. Множество печатных изданий и фильмов авторитетно мусолят одну и ту же легенду о воздушном пузыре, остающемся под крышей терпящего бедствие автомобиля. В нем будто бы достаточно воздуха, чтобы собраться с мыслями, вдохнуть напоследок поглубже и, открыв дверь, благополучно покинуть железный склеп. Оставим эти рекомендации на совести авторов. Они, видимо, начитались детективов с погонями. Чтобы понять, что же происходит на самом деле, нужно самому побывать в шкуре утопающего. Подчеркнем, именно человека, реально попавшего в такие обстоятельства, а не каскадера из боевика. У того в машине припрятан баллон с воздухом, за кадром уже стоят наготове подъемный кран, катер, а на дне - пара водолазов. Учебные пособия тоже зачастую опираются на опыт, полученный в щадящих условиях: кафельный бассейн, тепленькая прозрачная вода и очень неспешное развитие событий. В жизни все происходит иначе. А как?СЦЕНАРИЙ ДЛЯ КАСКАДЕРА Нужно поставить эксперимент без всяких натяжек, на серийном автомобиле сделать так, чтобы успеть отснять все детали на фотопленку. Поэтому сценарий разбили на две части. Первая - погружение с пологого берега, без прыжка, когда можно оценить поведение автомобиля на плаву и выработать алгоритм спасения экипажа, вторая - реальный прыжок с трамплина и дальнейшие действия с учетом полученного опыта.•ГЕРОЙ ДНЯ Исполнить задуманное вызвался наш коллега Петр Торичный. В прошлом моряк, служивший срочную на Тихоокеанском флоте, он еще тогда вдоволь хлебнул романтики суровых флотских будней. Тонул на корабле, участвовал в спасении подводной лодки. После службы колесил на фуре по горным серпантинам Тянь-Шаня, благополучно выбрался из ушедшего под лед «Урала» на реке Печоре (см. ЗР, 2001, № 1, 2, 3, «Евразийский путь»). Кому, как не ему, человеку с железными нервами и абсолютной невозмутимостью, можно было претворить в жизнь рискованную затею! И сделал он это в высшей степени профессионально.+?К№ ПОГРУЖЕНИЕ Батискафом назначили «Оду». Она, как нам показалось, максимально сочетает в себе особенности всех отечественных легковушек - кузов хэтчбек, задний привод, карбюраторный двигатель и отсутствие электроники. Итак, оборудовав пологий съезд в воду, ставим «Оду» «на ход» и в последний раз обговариваем порядок действий водителя. Опыта подобных погружений пока, естественно, никакого, поэтому ориентируемся на ранее известное нам о том, как следует от-крывать под водой дверь, набирать в легкие воздух и не спеша, без суеты покидать машину, плавно идущую ко дну. В воде уже сидит фотограф с аквалангом ис нетерпением ждет добычу. Когда солнце расположилось наилучшим образом, он сигнализирует о готовности, и мы, дружно навалившись, отправляем Петра в недолгое плавание. Едва вода скрыла колеса, машина неожиданно легко всплыла и по инерции направилась в заданный квадрат акватории. На берегу пустили секундомер. Вот уж не думали, что наш «ще-леватый» отечественный автомобиль окажется столь плавучим! Первую минуту его погружение было едва заметным, через две на поверхности еще маячила корма и задние колеса, и лишь через 2 мин. 34 сек., со свистом выпустив оставшийся воздух, «Ода» встала вертикально и камнем ушла на дно. Потянулись самые долгие секунды ожидания. На берегу солнышко, травка, птички чирикают, а каково там, на пятиметровой глубине Петру?ИЗ ПЕРВЫХ УСТ ...Поначалу было забавно. Машина, покачиваясь, неспешно плывет по озеру, не реагируя на руль, газ и тормоз. Сижу как подопытный кролик не в силах что-нибудь изменить. Вода меж тем бьет струйками изо всех щелей и уже подбирается к сиденью. Но воздуха еще много, да и пузырь под крышей обещали - чего волноваться-то? Тем временем вода уже основательно затопила салон и прибывала все быстрее, машина стала быстро заваливаться на нос. Оставшийся воздух скопился возле пятой двери и со свистом вырывался наружу. Дальше события развивались гораздо стремительней, чем ожидал - пора бы и на поверхность. Переплываю на заднее сиденье поближе к остаткам воздуха, едва успеваю последний раз вдохнуть, как чувствую, что машина пошла ко дну. Пробую открыть заднюю дверь - не получается: ощущение такое, будто слетела тяга замка. Пытаюсь опустить стекло, но вовремявспоминаю, что на «Оде» в эту пятнадцатисантиметровую щель не протиснешься. Ныряю на переднее сиденье в надежде выскочить через переднюю дверь. Но и она не открывается. А воздуха в легких осталось, кажется, на несколько секунд, что совсем не располагает к размышлениям. Кое-как сообразил, что замок двери в порядке и рвать его рычаг совсем не обязательно. Удерживаю его в открытом положении, упираюсь плечом в дверь, а ногами во что-то справа и посухих. Но мало-поманемногу выжимаю дверь наружу. Путь лу под воду ушел сначала нос, а вскоре свободен и как нельзя кстати - очень хои корма. В этот раз Петр, осмелев, речется дышать! шил спасаться через стекло передней Накинув трос лебедки на буксирное двери. Едва «Ода» пошла ко дну, он быустройство, машину подтянули к бестро опустил его, дождался, чтобы не регу, чтобы еще раз отснять погружеплыть против потока, когда вода оконние, но уже с поверхности воды. чательно заполнит салон, и относительВторой раз тонуть машина решино легко выпорхнул на поверхность. тельно не хотела и дрейфовала на плаТретий и четвертый дубли были для ву вместо двух с половиной четыре минего уже развлечением, однако помогнуты! Намокшие уплотнения дверей, ли выработать оптимальный алгоритм оказалось, держат воду гораздо лучше спасения. Конечно, советовать легко, но, вопервых, мы все это проделали сами, а во-вторых, если не следовать этим несложным правилам, то шансов выжить в такой ситуации у простого смертного немного. Выбор по сути сводится к двум вариантам - спастись или утонуть. Кстати, не так давно из неглубокого подмосковного водоема выловили «Волгу», а в ней - утонувший водитель. И вырванные с мясом и обломанные ручки замков дверей... Но не будем о грустном, предположим - спаслись, пришли в себя и вновь способны адекватно мыслить. Самое время подумать о спасении автомобиля. J^j Ну не бросать же его на дне-он еще по- - « • служит. Здесь тоже есть свои хитрости. .ЧТО ДЕЛАТЬ? есть сил ударить в центр верхней Не следует ждать, пока вода заполкромки. нит салон. Чем меньше в нем воды, Если же время упущено и вода подбитем больше у вас времени прийти в серается под потолок, выбить даже полубя после приводнения, скорее опусоткрытое стекло довольно трудно - вотить стекло двери и выбраться через да хорошо амортизирует удар. Тогда него сначала на крышу машины, опренужно постараться набрать в легкие поделить, в какой стороне берег, и вплавь больше воздуха и, удерживая ручку замдобираться до него. ка двери в открытом положении, сильТо же самое должны сделать и пасно и непрерывно давить на дверь плесажиры. Если стекла задних дверей чом: через несколько секунд она сначаопускаются недостаточно - их надо ла медленно сдвинется с места и дальше разбить. Сделать это непросто - калепойдет уже легче. Главное здесь не паное стекло довольно прочное, поэтониковать и помнить, что даже соверму, не дожидаясь, пока вода дойдет до шенно нетренированный человек без него, стекло нужно опустить на неособого труда может задержать дыхасколько сантиметров, чтобы его верх ние и пробыть под водой 15 секунд. Чтовышел из паза двери, и локтем что бы спастись, этого вполне достаточно. I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |С МЕСТА В КАРЬЕР Карьер этот кощато снабжал глиной небольшой кирпичный заводик. Завода давно уже нет, а на месте карьера образовалось болотистое озерцо. Обрывистые берега, достаточная глубина - лучшего места для второй части эксперимента не сыскать. По нашим расчетам, машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч, вылетая с полутораметрового парапета с небольшим, около пяти градусов, трамплинчиком, ударится о воду со скоростью около 17,5 м/с. При этом на ветровое стекло, даже с учетом его наклона, будут давить несколько тонн воды. Стекло, конечно же, не выдержит, провалится в салон и обрушится на водителя. Чтобы его обезопасить, ставим под стекло между «Торпедо» и крышей широкую доску и фиксируем ее распоркой под заднее сиденье. Рядом с рычагом коробки передач закрепляем острый нож (перерезать ремень, если вдруг откажет его замок) и молоток (разбить окно двери, если ее заклинит или сломается стеклоподъемник). Вот и все, что мы позволили себе в части доработки автомобиля. Согласитесь, не так уж много, чтобы эксперимент нельзя было считать чистым. Дублей прыжка не планируем, поэтому стараемся все предусмотреть заранее. Фотографы встали на «номера» и замерли в предвкуоставив на поверхности фонтан брызг. Не успели упасть последние капли, как ИЖ, словно пробка, выскочил и закачался на воде с беспомощно повисшим на распорке раздробленным ветровым стеклом. Еще несколько секунд, и в открывшемся окне появляется Петр, не торошении эффектных «выстрелов». «Ода» резво стартует по своей взлетной полосе, эффектно взмывает в воздух и отрывается от шлейфа пыли. Пролетев метров десять, врезается в воду и ныряет,пясь залезает на крышу и вплавь отправляется к берегу. «Ода», даже изрядно хлебнув воды, держится на плаву. В таком положении ее и подтащили к берегу.ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ГРУЗОВ Если машину вытаскиваем буксиром, то, как только крыша покажется на поверхности, откроем одну из дверей, лучше ту, которая глубже. Не сделай этого, и вода, уходя через щели кузова, создаст в нем разрежение, достаточное для того, чтобы крышу всосало внутрь сантиметров на десять, что, кстати, едва не случилось с нашей «Одой». Если для подъема привлечен кран, лучший вариант строповки таков: закрыть двери, опустить стекла дверей, просунуть в окна две широкие прочные доски и под их выступающие концы завести чалки. Поднимать машину нужно очень медленно - в ней плещутся две-три тонны воды, и если она не будет успевать стекать, кузов деформируется. Пропустить трос под крышу без досок - верный способ сложить ее домиком и подвести кузов под списание. ПОСЛЕ БАЛА Прыжок состоялся, зрители, довольные потехой, стали понемногу расходиться, а мы, погрузив «субмарину» на прицеп, доставили ее в гараж, отмыли от ила и песка и принялись подсчитывать боевые потери. Кроме очевидных - стекло, фара, сорванный и утонувший передний номер, выявляются и другие. Грязь просочилась всюду - в многочисленные коробочки реле, в стартер, в ступицы колес и даже в подшипники! Радиатор загнут в дугу, однако герметичности не потерял. Лопнула правая опора двигателя. Отметим, что гидроудара мотор счастливо избежал - перед самым касанием воды Петр, не выключая передачу, вдавил педаль тормоза в пол и таким образом почти мгновенно остановил двигатель. Что касается впечатлений от самого полета, то удар о воду водитель почти не почувствовал - машина вошла под острым углом. Ударься она плашмя, всем днищем и без скольжения - результат был бы иным. Самое яркое воспоминание - вдруг затрещавшее и вваливающееся внутрь ветровое стекло, а за ним столб воды. Спасла подпорка, иначе удар стеклом пришелсябы как раз по голове. Возможный вариант поведения в такой ситуации, обеспечивающий хоть какую-то защиту, - максимально наклониться вперед или вбок и закрыть голову руками. Конечно, шансов уцелеть при падении в воду с высокой скорости немного, но они есть. А если не паниковать, действовать четко и осмысленно, то вероятность остаться в живых существенно увеличится. Однако истинное мастерство вождения заключается не в знании приемов самоспасения, а в предвидении неблагоприятных событий и умении их избегать. 1»1till? •шW