202
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |««law*4та»1ВОЗДУХУ!ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ ВАЙСМАН/МАСТЕРСКАЯW\L3^M\ВПРЫСКОВЫЕ «ЛАДЫ» В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕСпоявлением вазовских впрысковых автомобилей, вроде бы избавивших нас от традиционных капризов карбюраторного мотора, жизнь ремонтника-профессионала проще не стала - работы (спасибо АвтоВАЗу!) не убавилось. Современная электронная система впрыска должна быть не только умной, но еще и надежной, безотказной. А этого-то нашей зачастую не хватает. С какими только претензиями не обращаются ко мне владельцы «десяток» и «самар»! Недавно прибыл клиент, умудрившийся наездить без малого 80 тысяч при среднем расходе бензина 10 л на «сотню». Трудно поверить? Видели бы вы, какая черная копоть валила из выхлопной трубы...ют по показателям других датчиков системы - через расход воздуха и его температуру, давление и расход топлива и т. д. И вот туг-то машины порой сильно отличаются! При проверке системы впрыска такого автомобиля сканером мы оцениваем так называемый коэффициент коррекции СО. И получаем интересную картину. На заводе, очевидно, никому не придет в голову возиться с каждой серийной машиной. Все они к нам попадают с коэффициентом коррекции -0,003 (фото 1), но с совершенно разной токсичностью выхлопа - от 0,5 до 10% СО, - здесь уж не всякий газоанализатор долго прослужит. Вот вам и черный от сажи дым выхлопа!Шашш^^^вЛМаГ^;Почему не обратился раньше? «Гаражные» друзья не советовали. На этой, мол, машине ничего не отрегулируешь, винтики количества-качества не подкрутишь! Какую купил, на такой и катайся - надо было брать с карбюратором. Такой вот вердикт. Я собрал любопытную статистику неполадок на впрысковых «ладах». Жаль, нет места, чтобы ее привести здесь. Читатели, вероятно, знают, что завод освоил несколько различных вариантов впрыска для одного только восьмиклапанного мотора. Можно встретить, например, с каталитическим нейтрализатором и, соответственно, датчиком кислорода в выхлопных газах (лямбда-зондом). С позиций экологических этот вариант вполне передовой. Обратная связь от лямбдазонда к электронным мозгам машины обеспечивает подачу в цилиндр такой бензовоздушной смеси, продукты сгорания которой наименее токсичны. Одновременно, как бы «автоматически», решается и задача экономичности двигателя. Другой вариант - без нейтрализатора и лямбда-зонда. Попроще, подешевле. Состав смеси оптимизируют сами мозги машины, теперь уже не знающие о фактическом составе выхлопных газов. Они его косвенно оцениваО том, как АвтоВАЗ «заботится» об экологической чистоте своих машин, говорит еще один факт. В сервисных книжках для восьмиклапанных впрысковых машин не предусмотрен контроль токсичности ни на ТО-1, ни на ТО-2. Словно тема закрыта. Из-за этого многие сервисные предприятия, обслуживающие впрысковые «десятки», таким контролем тоже не занимаются. Мы ввели в перечень работ (в обязательном порядке!) проверку токсичности на всех впрысковых машинах, включая и «катализаторные». В последнем случае отклонения от нормы могут указывать на серьезные неисправности, требующие срочного вмешательства. На машинах без нейтрализатора, при необходимости, регулируем токсичность. Как мы это делаем? Подключив скаQD • нер и прогрев двигатель до рабочей температуры, на холостом ходу изменяем величину коэффициента кор• рекции СО, одновременно контроли1. Привычная картина! руя токсичность газоанализатором. 2. Вот теперь - порядок. Получив значение СО около 0,8±0,1%, даем небольшую выдержку и, убедившись в стабильности показателя, фиксируем подобранное (новое) значение коэффициента коррекции в памяти ', СНхЮми1 ОЗУ-контроллера. Затем, как того требует ГОСТ, устанавливаем повышенные обороты холостого хода - около А тут еще одно: на прежних «десят3000 об/мин. Вновь проверяем параках» с восьмиклапанным двигателем метры токсичности и, при необходиприсутствовал такой полезный элемости, корректируем. мент, как СО-потенциометр, нынче же Кстати, в отдельных случаях предлаего упразднили. Возможности напрягаем автовладельцу вернуть на машимую отрегулировать содержание окину СО-потенциометр. На разъеме конси углерода теперь нет. Кстати, к светроллера «Бош М1.5.4» и «Январь 5.1» дению начинающих мастеров: потен(без нейтрализатора) есть 44-й конциометра нет, а в памяти системы он такт, соединенный с колодкой диагновсе еще есть. Не зная этого и доверивстики. Вытаскиваем провод из колодшись сканеру, искать потенциометр ки, надеваем и обжимаем наконечник можно долго. На деле же, если он при- и соединяем с потенциометром. Друсутствует, то располагается в одном гой провод от потенциометра соединяместе - на левой крышке «бороды», ем с «массой». И все. Можно регуливыше педали акселератора. В других ровать токсичность старым, испытануголках искать нет смысла. ным способом. |»|1шЯmсе ГТтт4Ин(|U'l II 1 —