192
193
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |ГОЛУБОЕ ПЛАМЯВМЕСТО БЕНЗИНА - ПРОПАН/ПОД ГАЗОМ«стареет»: разбалтываются оси заслонок, протирается поплавок, сохнут резинки. Но не будем дальше нагонять страх лучше порадуем читателя: с исправной газовой аппаратурой двигатель ходит раза в полтора дольше. Нет капелек бензина, смывающих масло со стенок цилиндров холодного мотор», нет осмоления карбюратора, впускного тракта и клапанов. Моторное масло не разжижается, меньше загрязняется продуктами сгорания и ходит на 30% дольше. А так как скорость сгорания смеси ниже, мотор работает мягче и тише. ПРО ЗАПАХ Его пропан-бутану придает специальный одорант - этилмеркаптан. Мал его процент в топливе, но вонюч же он... Благодаря этому удобно контролировать утечки. Этот запах, сопутствующий работе двигателя, часто принимают за СО, СН и NO x вместе взятые. На самом деле токсичность отработавших газов у двигателя, работающего на СНГ, почти в два раза меньше, чем у бензинового «под Евро IV». И придраться к выхлопу не смогут не только инспекторы ГАИ при техосмотре, но даже украинские «экологи» на въезде в Крым. КУПИТЬ И ПОСТАВИТЬ Десять-пятнадцать лет назад купить и установить ГБО (газобаллонное оборудование) можно было только в крупных городах. Редко располагались и заправки. Сейчас не то. Купить аппаратуру и заправить машину газом можно, наверно, в каждом райцентре. Если с ГБО что-то случилось, на заправке подскажут, где ее отремонтировать, хотя запчастей к экзотической корейской и более распространенной голландской аппаратуре в глубинке может и не быть. Повсеместно можно найти итальянские «Тартарини», «Ловато» и отечественные - рязанские и новогрудские. Покупая итальянское оборудование, не удивляйтесь, что родным для него будет только редуктор и один-два электромагнитных клапана. Баллоны, трубки, провода и заправочную арматуру давно устанавливают нашенские - их цена и качество устраивают многих. Редки и дороги стеклопластиковые и тороидальные баллоны, но даже их можно подобрать, причем по приемлемой цене, там, где разбирают иномарки. ПокупаяТЕКСТ / НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВногам россиянам уже сейчас проще наполнить бак под пробку слезами, чем бензином - а он все дорожает. Каждое повышение цен повышает и спрос на карбюраторы «Солекс». За 15 лет они обросли мифами о сумасшедшей экономичности, и те, кто верит в это, готовы отдать за «чудокарбюратор» 1500-2000 рублей в надежде сэкономить на пару бутылок пива с сотни километров.МЗдесь один выход - урвать полезное пространство у багажника. А у того грузоподъемность редко больше 50 кг - и выходит, что рядом с баллоном, вес которого тоже почти такой же, много не повезешь. Но мы народ смелый - и сколько машин гробим «перегрузом», знает только бог. Разумный выход для любой машины, не только «газовой», - груз в прицепе. НЕ СГОРИТ НА РАБОТЕ При ремонте мотора, работавшего на газе, не найдешь лопнувших поршневых колец и перемычек. Октановое число 95-115 единиц позволяет избежать детонации даже двигателям со степенью сжатия 10-12. Но у наших она только 8,2-9,5, из-за чего скорость сгорания газовоздушной смеси ниже, чем бензовоздушной. К тому же в «газовом» моторе не происходит дополнительного охлаждения деталей в камере сгорания от испарения капелек бензина. Все это повышает теплонапряженность выпускных клапанов и их седел. Так что совсем не будет лишним несколько (на 4-5°) увеличить угол опережения зажигания и чаще проверять его. А еще желательно увеличить на 0,05-0,075 мм тепловые зазоры клапанов.АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОПЛИВО А между тем можно уменьшить расходы на топливо почти в два раза, и не думая о карбюраторе. Примерно полвека ездят у нас на сжиженном нефтяном газе (СНГ) - пропан-бутане, который всегда стоил вполовину дешевле «76-го» бензина. Выигрыш очевиден, даже при том, что расход его на 10-20% выше, чем бензина, - результат более низкой теплоты сгорания и худшего наполнения цилиндров рабочей смесью. Немного снижается мощность, а вместе с ней максимальная скорость и динамика. Но часто ли они нам нужны? Обычно переходят на газ, чтобы на дачу ездить или сделать машину рабочей лошадкой, а не в дворовых гонках участвовать. Заметим попутно, что нагазеездит вся Европа - с гоТемпературный режим зависит и от раздо более высокими скоростями состава газовоздушной смеси. За это оти лучшими, чем в России, дорогами. вечает редуктор. Как ив бензиновом моОбъективный недостаток газа - необторе, здесь недопустимо чрезмерное ходимость где-то разместить баллон. обеднение или обогащение смеси. По требованиям прочности и веса он Нелегка жизнь карбюратора на «газоне может иметь «вольную», как у бензовом» двигателе. Служа в роли подставки бака, форму, а значит, и занять его место. для смесителя, он без бензина быстрее ВАЗ-2106. Дорогой «Тартарини» и дешевые хомуты Трубка от клапана к редуктору без петли может лопнуть, а в ней 16 атмосфер.Укатанную работой «Газель» хозяин продал. Но проверенную аппаратуру снял, чтобы установить на новый автомобиль.Смеситель лучше поставить сверху - не придется лишний раз лезть в карбюратор.подержанную аппаратуру, не поленитесь проверить герметичность баллона. Сделать это можно на газонаполнительных станциях - там, где заправляют бытовые баллоны. Стоит это недорого, а полученный сертификат пригодится и при техосмотре. Выполнить же эту операцию в домашних условиях вряд ли удастся - баллон опрессовывают водой под давлением около 40 кгс/см2. Чаще всего монтаж ГБО производят фирмы-продавцы. Цена зависит от марки автомобиля: ВАЗ и «Москвич» около 1100 рублей, «Волга» и «Газель» 1500 руб., ЗИЛ-130 и ГАЗ-53 - 2000 руб. Отказываются или с явной неохотой берутся переоборудовать на газ автобусы и пассажирские «газели», принадлежаНа правая рекламыщие частным лицам. Газ - вещь опасная - тут самое время посмотреть, в каком непотребном состоянии находятся частные «газели», занятые перевозками пассажиров! Справедливости ради отметим, что и мастера, установщики ГБО, бывают разные. Сплошь и рядом приходится сталкиваться с халтурным монтажом: турецкие хомуты на шлангах затянуты вполсилы (иначе порвутся), на газовых магистральных трубках не сделано компенсационных петель, в цепи электроснабжения бензинового и газового клапанов нет предохранителей. Не ломая голову и не царапая рук, нередко врезают подогрев редуктора в шланги отопителя. Зимой такие машины легкоузнать по обмороженным ушам владельцев и замерзшим стеклам. Задавшись целью проверить, с чем в наши дни столкнется автомобилист, отдав предпочтение газу, мы решили перевести на него редакционную «Оду», но так, чтобы уложиться в 2-2,5 тыс. руб. Напомним, цена «Солекса» с установкой и различными мелочами -1300-1500 руб. Начали с того, что обзвонили с десяток московских фирм. Оказалось, что новую аппаратуру дешевле 5 тыс. руб. купить весьма трудно. По газете бесплатных объявлений стали искать бывшую в употреблении. В конце концов нашли устроивший нас вариант, хотя за пределы сметы пришлось выйти. О том, как она повела себя на нашей «Оде», мы со временем расскажем. 1*1BONANZA9ЛЕКТР0НИКИ IE4T4HX ФИГИ МИМтел.: (095) 775 4475 (многоканальный). факс: (095) 940 5936,775 8790 raceptranebonanza-systoms.ru www.bonanza-ayeteme.ru Розничная продажа:M KDI . ТВЦ «Горбуши.. т. И.21, №48. Mton.i3i«t^nMh».m.pjtS15.k>3B10.приЛатаауааащмтр. (09S) 974-10-10777-777-5«Хош-Ти Тонд>. (8442) 33-06-03 Ешвщбург. «Angina». (3432) 33-91-10 Ешврадпуаг. «Кяпрп-Сдрго. (3432) 43-24-70 ЬтщшшгР. « • w im . (3432) 29-47-49 bsreanajygf.««kaya». (3432) 12-13-03 1Мд>д»|.« Ч аш . «bat*». (8552) 59-84-87 Набережные Чаш . ТСЦ «Злиав. (8552) 59-97-61 Новосабавсж. я-а «ABTOTPI». 1383-2) 216-204 Hagacaiaaci а-а «Аатоаудаоцглтр». (3832) 224898 Ндддсададп. «ОЗАР. (3832) 89-40-11 Миаии ОООиСтд». (08439) 3-38-34 Паттерн. «Тдшна-ЭП». 8-901-498-16-72 Саратдд. 000 «Лааузм». (8452) 73-38-95 Сургут. а-> «Завда — Кую. 0462) 32-34-49 Taatm. «Цент» agraanhuanaa жнгтаоааи Даааашкх (3452)33-38-02Нашидилеры:Tiaarn. «Аатованс.. (8462) 33-39-40 Тааыпта. 000 «СТК». (8482) 40-73-71 Сааааа. «Лааеаатдаи Аатаяуи. (8462) 73-92-29 « C ruAin . (B462) 16-51-15