86
87
88
РЕЖЕМ, ПОЛИВАЕМ, УКЛАДЫВАЕМ СЛОЯМИ... ГОТОВИМ «НАПОЛЕОН»? НЕТ, РЕМОНТИРУЕМ АВТОСТРАДУогда мы видим перегородившие дорогу огромные агрегаты под сполохами рыжих проблесковых маячков, невольно раздражаемся: ну, вот, опять ремонт! Между тем мало кто представляет, как именно работают дорожники и почему доставляют остальным заметные неудобства. Современное шоссе в разрезе действительно напоминает слоеный торт. И чтобы он удался, надо строго следовать рецептуре. Если дорога пошла трещинами, появились ухабы, нельзя просто положить сверху свежий асфальт - такой пирог скоро рассыйлется! Приходится возвращаться к технологии благородного «Наполеона». Только в роли кондитеров дорожные машины - грейдеры, асфальтоукладчики, гудронаторы... Каждый прибавляет (или отрезает) по несколько миллиметров или сантиметров. Понаблюдать за послойной технологией капитального ремонта мы отправились на смолен; скую дорогу. Наполеоновские места, кстати...К2Минус 15 см.штат1 Ноль плюс-минус ухаб. Бух! По федеральной трассе М1 народ ездит быстро ив ямки, притаившиеся в намятых колеях, влетает со всего маху. Клацают не только подвески, но и зубы...Чтобы отремонтированная дорога прослужила долго, поврежденный слой срезают: за машиной с прозаичным названием «холодная фреза» остается продольная гре бенка, на которую прочно ляжет новое полотно. 533 сильный «ВиртгенW2000» ползет на четырех гусеничных лапах со скоростью Зкм/ч. пере правляя выгрызенный на ширине 2м асфальт в ку зов самосвала. Глубину фрезерования(до 320 мм) задают с пульта: индивидуальные гидроопоры гу сениц позволяют автоматически выдерживать уровень и на неровностях. " -*vV*;•QD Плюс 1-2 мм. До асфальтобетона дорогу обильно поливают битумом. Без этого крема дорожный «Наполеон» расклеится, так что битумом последовательно сдабривают все слои покрытия. Автогудронатор ДС-142Б на шасси КамАЗ53215 (176 кВт/240 л. с. 80 км/ч) разливает 7500 л битума, нагретого до 200 градусов (цистерна термоизолирована и снабжена горелками на дизтопливе). ( 5 : Минус 2-5 см. Следом идут средний и тяжелый катки (роль легкого выполняет сам асфальтоукладчик). У 8- и 14-тонных американских машин «Хайпек» автоматически меняется привод - ведет всегда валец впереди. чтобы не накатывать бугор. Утрамбовывая небольшие неровности. водитель включает вибратор - земля дрожит на несколько метров вокруг. Первый, выравнивающий слой нового асфальта занимает нулевой уровень тот. на котором начинала работать фреза. Ухабов уже нет. но ремонт еще далеко не закончен.(4)Плюс 15-20 см. Асфальтоукладчик «Блоу-Нокс PF-510» с двигателем мощностью 131 кВт/178 л. с. принимает из кузова самосвала 10-тонную кучу горячей смеси (асфальтобетона) и превращает ее в первый «корж» дорожного торта.®3,75 м вбок.Настало время облагородить обочину - на дорогах первой категории она должна быть широкой и твердой. Доставленный самосвалами гравий разравнивает пара грейдеров ДЗ-122Б и ДЗ-180. оснащенных дизелями по 100 кВт/135 л. с За ними обочину уплотнит каток. Откосами занимается машина, называемая дорожниками «планировщик». Немецкий «Атлас» удивительно ловко приглаживает бугры и канавы. ( f fi ) Плюс-минус 3 CM Дорожники прокладывают и пешеходные тропы. Агрегат, оснащенный бензино вой «Хондой», уплотняет выходы к будущей «зебре». Интересно, что трамбует эффективнее - его пневма тическая пятка или башмаки подпрыгивающего «оранжевого жилета»?(11) Высота 15 м. Сердце дорожной кухни - американский завод асфальтобетонной смеси. Или. вернее, смесей - по разным рецептам в зависимости от конкретных дорожных работ. В 15-метровом цилиндре готовый асфальт томится в ожидании очередного самосвала. Кстати, завод - мобильный и может перемещаться следом за строящейся трассой... (J3) Плюс 3-6 мм. Последний слой дороги - разметка. Этот «Наполеон» должен прослужить без крупных ремонтов четыре года, пока верхний «корж» будут изъедать колеса автомобилей. Если дорожники поработали хорошо, «торт» примут с удовольствием, если неважно - чувствуя горечь трещин и выбоин. На этом участке интенсивность движения - до 16 тысяч машин в сутки, в ближнем Подмосковье - 90 тысяч автомобилей. Всем приятного аппетита!РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ МАГИСТРАЛИ МОСКВА-МИНСК И ФИРМУ «ТРУД» ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.