/СЕКРЕТЫ МАСТЕРАМИНУТНОЕ ДЕЛО«СХОД-РАЗВАЛ» ПО КОМПЬЮТЕРУлегко «съест» не только допуск, но и величину самого параметра. Ведь ловить-то приходится не градусы- минуты! Неплохо также заменить просевшие сайлентблоки. И обязательно выравнять давление в шинах! Базой измерений служит платформа стенда на подспущенном колесе машина встанет наперекосяк. А вот грузить балласт в салон совсем не обязательно. Специалисты, как правило, располагают базой данных, где есть величины и для пустого, и для снаряженного автомобиля. НА СТЕНД ПРИГЛАШАЮТСЯ Сегодня чаще всего это ножничный подъемник с «двойным выходом», когда основная платформа снабжена еще дополнительным домкратом для вывешивания мостов. Чтобы подвеска машины оставалась свободной, под каждым колесом предусмотрена подвижная площадка.ются они в основном не точностью, а быстродействием. Обычно датчики устанавливают только на передние колеса. Далее следует обязательный к исполнению ритуал, на что стоит обратить внимание: мастер, пропускающий ту или иную операцию, просто халтурит. Сперва необходимо компенсировать биение колеса, замерив его координаты в четырех точках - тут достаточно сделать оборот, фиксируя положение датчика через 90°.ТЕКСТ / АНДРЕИ КОВАЛЬЧУК, АВТОСЛЕСАРЬ ООО «ВЕСТ ПАРИТЕТ-М»От нарушенных углов установки колес - сплошные неприятности: покрышки стираются на выброс уже за пару тысяч километров, машину тянет то вправо, то влево, при торможении кидает в стороны, растет расход топлива. РАССТАВИМ ПО УГЛАМ Начнем с отклонений от вертикали осей поворота передних колес. Поперечное обеспечивает весовую стабилизацию. То есть, поворачивая руль, мы приподнимаем переднюю часть машины. Стоит отпустить баранку, как сила тяготения вернет все к исходной позиции.Продольное реализует принцип «рояльного колесика». В движении оно послушно катится позади ножки. Но стоит поехать в обратном направлении, как положение «колесика» станет нестабильным - оно постарается развернуться, чтобы снова оказаться сзади. То же ис автомобильным колесом. Только ножка здесь - та самая ось поворота. Следующая пара - развал и схождение. Развал, отклонение плоскости вращения колеса от вертикали, - мера вынужденная. На нее идут по конструктивным соображениям. Податлива подвеска, плюс особая кинематика. Чтобы сохранить (или приблизить) положение колес в вертикальной плоскости при движении, на пустой стоящей на месте машине их разваливают. Однако наклоненные вбок колеса норовят в движении разъехаться. Их стремление компенсирует схождение. При нарушении этого соотношения автомобиль с аппетитом «жрет» резину, чем эта «парочка» в основном и знаменита. Требуют внимания и задние подвески. Даже балка моста может оказаться сдвинутой вбок или перекошенной. Что уж говорить о современных многорычажных конструкциях, требующих регулировки всех упомянутых параметров! К замерам автомобиль нужно подготовить. Главное - убрать все люфты. Болтающаяся шароваяИдет замер биения диска. Получив эти данные, электронный мозг сам вводит необходимые поправки. В последнем положении диск надо застопорить застолбить «базу», для чего в ход идет специальное приспособление. Как правило, это регулируемая растяжка: одним концом она упирается в тормозную педаль, другим - в подушку водительского сиденья. А вот стопор на руль надевают лишь в самом конце - при установке схождения. Подготовившись, измеряют известные углы наклона, развал, схождение. Причем в указанной последовательности. Что не так приступают к регулировке. На «Жигулях» с этой целью меняют шайбы под болтами крепления оси нижнего рычага. Передними регулируют кастер (продольный наклон оси поворота), задними - развал. У «Нивы» выставляемый рычаг - верхний. Поскольку задняя точка его крепления не лежит на одной прямой с пальцем шаровой опоры, влияние толщины шайбы на параметры определяют не «напрямую», а по специальным таблицам. С переднеприводными ВАЗами иначе. Продольный наклон регулируют шайбами на растяжках, развал эксцентриками. Подобные решения встречаются и на иномарках. Всего не перечислить, но общая тенденция -«Второй выход» нужен для вывешивания моста. Линейкой и отвесом уже практически не пользуются. 'Занятие для талантливых энтузиастоводиночек, располагающих к тому же лишним временем, ушло в прошлое. При таком способе исход зависит исключительно от человеческого фактора - у мастера должна быть высокая квалификация. Новые технологии используют возможности компьютера. На базе введенных данных он строит идеальную пространственную модель, а уж потом без труда находит отклонения. Есть много вариантов исполнения, но отлича~или за полку колеса На правахрекламыКАЧЕСТВО. ПРИЗНАННОЕ ВО ВСЕМ МИРЕ Главным узлом любого автомобильного фильтра Топливного, масляного или воздушного* является его фильтрующий элемент, э основой любого фильтрующего элемента в 98 процентах является фильтровальная бумага.ции. Даже опытный слесарь на глазок ошибется на 1-2 мм, а ведь это и есть схождение! Новички же вообще умудряются путать местами тяги и верхние рычаги. После этого управление автомобилем напоминает аттракцион. Стопорим руль и педаль тормоза задать геометрию, опираясь на точность проектирования и сборки. Поэтому у многих регулируется только схождение, причем у всех одинаково Двумя вращением удается муфт на рулевых тягах. датчиками обойтись не всегда. Допустим, передок выставлен «в ноль», а машину тянет в сторону. В этом совсем не обязательно винить углы, но проверять все равно приходится. Теперь уже по четырем колесам. Есть и другие случаи например регулировки предусмотрены инструкцией. В «десятке» задний мост прикручен намертво, но точность его установки соблюдается не всегда. Приходится отпускать болты крепления кронштейнов и двигать балку, выбирая зазоры в отверстиях. А если хода не хватает, поправить дело можно напильником. (Напомним: машина была предварительно подготовлена, все паразитные люфты устранены!) Нечто похожее «проходит» и на других отечественных моделях. На иномарках только в крайних случаях. Регулируемая задняя подвеска гулировками, и колеса оказываются на месте даже в перекошенном кузове. Впрочем, если повреждения небольшие, а машина дешевая, то в «жестянку» можно и не заглядывать. Поставляет клиентов и тюнинг. Проставки под пружины, широченные колеса - все эти «красивые» штучки меняют углы, и в норму их загнать по силам лишь на хорошемстенде.Особо отмечу растяжки. «Приспособа» эта мощная - опорные чашки стоек подвески раздвигает легко. С ниСход-развал помогает поставить на ноги жертву халтурного кузовного ремонта. Недоделки жестянщиков компенсируют ре-Проиышпенно-Ъргоеая Группа БИТ • одна из ведущих в мире компаний по производств)' высококачественных топливных пластиковых фильтров для российских автомобилей и иномаро Основана в Санкт-Петербурге в 1938 г. Имеет международный сертификат качестве ISO 8002 Сегодня президент компании БИТ-ФИЛЬТР Бейпин Б. Н. рассказывает о важности качестве фильтровальной бумаги в производстве автомобильных фильтров.БЕРЕГИТЕ ЗДОРОВОЕ ДЬОиМЕВШЕГОАВТОИЮБИЛЯБорис Наумович, так ли уж необходима качественная бумага а как бумаг» впаяет на качество фильтра? Хочется ответить вопросом на вопрос. Можно ли сварить хороший, вкусный борщ из некачественных продуктов? Естественный ответ - конечно нет. То же самое ис фильтрами. Существует множество различных видов фильтровальных бумаг. Промокательная бумага, бумага для фильтрования кофе - тоже фильтровальные бумаги. Все эти бумаги выпускают множество производителей во всем мире, в том числе ив России. Однако без качественной бумаги будет не фильтр, а только его имитация. Качественный фильтр может быть только при обеспечении 2 составляющих. Первая составляющая качества - произвести фильтр из бумаги высокого качества. Вторая составляющая качества - производитель фильтров должен выбрать именно тот тип бумаги, который требуется для данной фильтрации. Например, бумага для фильтрации масла одна, а для фильтрации топлива другая. Бумага, пригодная для очистки дизельного топлива, совсем не подходит для очистки бензина карбюраторных двигателей. Обе они не подходят для инжекторных топливных фильтров. Таким образом, изготовление качественного фильтра зависит от двух производителей: завода бумаги (изготовить качественную бумагу) и завода фильтров (применить необходимую марку бумаги). Закупать импортную бумагу дорого. Разве это выгодно? Если коротко, то отвечу так: и да, и нет. Невыгодно. Бумага и ее доставка дорогая. Таможенные пошлины и масса других таможенных неформальных» проблем делают дороже бумагу. В итоге получается высокая цена фильтра. Разве это выгодно? Конечно, нет. Выгодно. Гарантия требуемого качества фильтрации и ее стабильность, независимо от партии поставки, надежность поставки в требуемые сроки, уверенность клиентов в качестве фильтров конечно, все это очень важно каждой фирме, заботящейся о качестве своей продукции ио своем имидже. Поэтому каждый производитель фильтров должен сам решить для себя, что ему выгоднее. Производить «дешевые» фильтры, которые уже изначально не могут быть качественные, или производить качественные фильтры, но частично дороже своих «дешевых» собратьев. То же самое должен решить для себя потребитель. Тысячи фары производят фильтры. Наверное, сотни фирн производят фильтровальную бумагу. Как Вы выбираете из них лучших? Во всем мире компаний, производящих признанную по качеству фильтровальную бумагу, меньше, чем пальцев на одной руке. Парадокс' Нет. Жесткие условия конкуренции заставили производителей максимально повысить качество и одновременно снизить цену. Соединить эти, казалось бы. несовместимые условия возможно при решении 2 проблем: применить самую современную технологию за счет колоссальных инвестиций и обеспечить окупаемость этих инвестиций за счет продаж десятков тысяч тонн бумаги. Продать такое количество бумаги в одной стране невозможно. Например, вся потребность СНГ в (фильтровальной бумаге значительно меньше мощностей одного завода. Таким образом, несколько транснациональных компаний удовлетворяют всю мировую потребность. Конечно, есть еще и другие компании, выпускающие фильтровальную бумагу и продающие ее дешевле, но они не в состоянии обеспечить такой же уровень качества. Всем давно известно, что дешевый сыр только в мышеловке. Здесь этот принцип очень и очень кстати По-вашему, фильтр уха хороший, если он изготовлен из бумаги этих транснациональных компаний? Конечно, нет. Об этом я уже говорил, но повторю еще раз. Существует много различных марок бумаги, применение которых зависит от того, что фильтруется. Поэтому все марки бумаги имеют различные удельные веса, например: 90,122,165 (г/cu1). Для каждого фильтра требуется строго определенная площадь фильтровальной шторы. Но поскольку цена бумаги устанавливается в расчете за 1 кг, то. применяя бумагу с различным удельным весом, можно «сэкономить-. Если недобросовестный производитель фильтров хочет любой ценой сделать «дешевый» фильтр, то он применяет бумагу с весом 90, независимо от того, какая требуется - 90,122 или 165. Таким образом, расходы на бумагу сокращаются почти в2 раза. Фильтр будет изготовлен из бумаги известной торговой марки, но, несмотря на это, будет иметь срок службы в несколько раз меньше либо вообще нанесет вред двигателю (инжекторный фильтр). Можно лк по внешний признакам отличить хорошую бумагу от плохой? Конечно, это очень тяжело, а иной раз практически невозможно. Разве можно увидеть, какая бумага в масляном фильтре. Здесь остается только доверять торговой марке. Однако на воздушных фильтрах и на прозрачных топливных фильтрах это как-то возможно. Вот несколько советов, которыми можно воспользоваться, если вы приобретаете фильтры. 1. Цвет бумаги. Бумага должна быть приятно оранжево-желтого цвета. Небольшим предприятиям подобрать стабильный цвет очень нелегко и поэтому у них бумага имеет цвет от серого до лимонного. Вид фильтровальной шторы. Зубчики должны быть остренькими, четко очерченными и аккуратно сложенными. При этом на изгибе не должно быть рыхлостей, округлостей, как на роено уложенные гофры с промокательной бумаге. Не должно быть четко очерченными пиана признак качественно* фильтакже изломов. тровальной бумаги. Конечно, эти советы очень приблизительные, некачественную бумагу но они все-таки помогут как-то предохранить от невозможно уложить покупок фильтров-подделок. ГРУГШ £Ж Моста, т.: (095)263-1420, ф.: (095) 263-1510 198099, СПб., ул. Калинина, 53 СПб., ТД «Северо-Запад», т./ф.: (812) 186-379 тел.: (812) 186-6881, Харьков, т.: (1038) (0572) 161-842 факс: (812) 252-7916 Рсчлош-на-Дриу, т.: (8632) 991-255
[email protected] Тольятти, т.: (8482) 208-664 iarww.bigfilter.con, Новосибирск, ТД «Гранд-Авто», т.: (3832) 675-322ГРУППА РИСКА Зачем и как мы регулировали теперь ясно. Осталось выяснить, когда это делать. ВАЗ, например, рекомендует раз в 30 тыс. км. Что ж, указание завода для потребителя - закон. Но это в «нормальной» жизни. Любой сильный удар - внеочередной повод для проверки. Неоспоримые аргументы - увод в сторону и характерный износ покрышек. Не оставляйте без внимания даже несимметричное положение спиц руля! Загляните на стенд после ремонта подвески. Двух одинаковых запчастей не бывает! Новый сайлент-блок или шаровая хоть чуть-чуть, но другого размера. Что уж говорить о рулевой трапеми можно добавить жесткости новому кузову или подлечить старый. Ну а промахнувшись, можно наломать дров. Ставить ее лучше под контролем датчиков. Продольный угол выставляют шайбами.СКОЛЬКО стоитВ материальном выражении все просто. 400 «рэ» по двум колесам и 600 - по четырем. С распечаткой данных и гарантией. Удовольствие от управления хорошо настроенным автомобилем калькуляции не поддается. Безопасность-тоже. i»i