110
111
/ТЕНДЕНЦИИ^ i * t eя_sТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЮРЬЕВIя йbgwПОСЛЕДНИЙ ВАГОН ДЛЯ МИЛЛИОНЕРАШАЛЬНЫХ ДЕНЕГ В АВТОБИЗНЕСЕ ВСЕ МЕНЬШЕ И МЕНЬШЕИ'200210стории обогащения бизнесменов первой волны вошли в фольклор. Про их состояния, сколоченные «в сжатые сроки», сложены легенды. Все мы слышали, как за полгода хваткие парни, торговавшие «мерседесами» в грязных гаражах и ангарах, превращались в миллионеров. Успех выскочек не дает, однако, покоя амбициозным молодым людям новой волны, тоже жаждущим разбогатеть на торговле автомобилями. Очень многие из них опоздали - правила игры в автобизнесе уже не те. Поезд удачи фактически ушел - в последний вагон запрыгнут только несколько счастливчиков. Конечно, у большинства легенд о моментальном и легком обогащении мало общего с реальностью. И все же любой, посвященный в тайны российского автобизнеса, запросто назовет десяток людей, сумевших сделать первые миллионы так быстро, что окружающие и глазом моргнуть не успели. Самое удивительное, что миллионеры той первой волны сказочно разбогатели, практически ничего не вложив в свой бизнес,если подходить к этому с западными мерками. Торговали шикарными автомобилями в помещениях, скорее напоминавших сараи, чем дилерские центры. Уровень персонала, особенно технического, мягко говоря, был далек от западных стандартов. Тем не менее, прибыль (как правило, здесь предпочитали «серые» схемы) была действительно фантастической. Представительства ведущих мировых концернов и корпораций при этом закрывали глаза на подобного рода «сервис». Резкие изменения на рынке начались около трех лет назад - автопроизводители ужесточили требования к российским дилерам. Для получения контракта недостаточно было одного желания - требовались значительные денежные вливания в оборудование автосалонов и технических центров. «Серым» дилерам вообще объявили беспощадную войну. Многие московские представительства зарубежных автогигантов добились специальных пен для «белых» партнеров, основательно подорвав тем самым рентабельность «серых» конкурентов. Затем договорились с таможней осовместной борьбе против неофициалов. Правда, «белым» тоже не дали скучать. Более жесткие условия работы были объявлены в прошлом году, и те, кто вовремя не сумел подогнать свои торговые площади под стандарты корпораций, просто-напросто лишились дилерства. Что говорить о тех, кто только намерен стать дилером: претендующим на контракт с зарубежным автопроизводителем не приходится рассчитывать даже на небольшие поблажки. А это значит, что нужно привлекать солидные инвестиции. В итоге увеличивается не только стоимость, но и срок окупаемости проекта - вернуть вложенное в автосалон сейчас удастся не скоро. На какие же сроки ориентироваться инвестору/ Раньше проекты окупались за год-полтора, теперь нужно рассчитывать как минимум на три. Некоторые крупные игроки на авторынке и вовсе готовы инвестировать крупные суммы, чтобы «отбить» их через пять-семь лет. Впрочем, есть и исключения. Назовем в качестве примера компанию Major Auto - мультибрэндового дилера.- Очевидно, что сроки окупаемости увеличиваются, - соглашается директор компании Михаил Бахтиаров. - Но все же многое зависит и от конкретного дилера. Нам удалось окупить несколько проектов всего через год после их запуска. Скорее всего, сыграло роль то, что в свое время мы начинали в разгар финансового кризиса. Считали каждый цент, вложения были лишь самыми необходимыми. Плюс повезло с местоположением наших салонов - это также играет большую роль для сроков окупаемости. Если салон на оживленной трассе, то и окупаемость быстрее. Скажем, открывая бизнес в районе МКАД, вы получаете бесплатную рекламу 24 часа в сутки. Чуть больше двух лет потребовалось для возврата солидных инвестиций - около $3 000 000 - «Автоспеццентру «Ауди» на Таганке». Это абсолютный рекорд для больших центров: здесь площадь автосалона и техстанции составляет около 3000 м2 . - Такой короткий срок окупаемости можно объяснить все тем же кризисным периодом, в условиях которого мы начинали, - гово- На правахрекламырит директор «Автоспеццентра «Ауди» на Таганке» Владимир Моженков. - Тогда были другие цены на стройматериалы и рабочую силу. К тому же мы не строили новое здание, а капитально отремонтировали старое. Если начинать проект сегодня, то нужно рассчитывать уже не на два года. Впрочем, есть игроки в автобизнесе, которые называют инвестиции в неэкономичные и быстроокупаемые проекты «стратегической ошибкой». К таким относится «Рольф-Холдинг», успешно продающий автомобили нескольких марок. В последние годы компания отличалась амбициозными проектами. Новые техцентры «Рольфа» по масштабам и техническому оснащению идут в ногу с лучшими европейскими аналогами, а «Рольф-Юг» даже превосходит их. Здесь не скупятся на инвестиции. Эксперты оценивают стоимость нового техцентра «Ауди Центр Север» (одна из структур холдинга) в семь-восемь миллионов долларов, которые не удастся вернуть в короткий срок. Злые языки (конкуренты) вообще говорят, что маловероятно «отбить» вложенные суммы в ближайшем десятилетии. У «рольфовцев» оптимизма больше. По мнению руководства «Рольф-Холдинга», проект окупится в течение пяти лет. Конечно, и это большой срок, но нужно учитывать, что, сделав крупную инвестицию, топ-менеджерам компании в ближайшие 25 лет не надо думать о затратах на ремонт и можно целиком сосредоточиться на автомобильном бизнесе. В «Рольфе» подчеркивают: мы вкладываем деньги в будущее, строим планы на десятилетия. В самом деле, тот, кто тратится на ремонт старых зданий, через несколько лет неизбежно столкнется с проблемой реконструкции. Впрочем, часто срок окупаемости проекта зависит и от марки, с которой связывает свои надежды начинающий дилер. Ряд автопроизводителей создает своим партнерам наиболее благоприятные условия для возврата инвестиций. В секторе автомобилей престижных марок это прежде всего «Ауди». Специальные цены для России - ниже обычных заводских на 20%, так что дилеры имеют возможность получать солидную прибыль и вкладывать ее в развитие бизнеса. Хотя о «моментальной отдаче» и тут не может быть речи. «Отбивка» немыслима без крупных инвестиций, поскольку торговать своими машинами в плохих условиях «Ауди» не позволит даже партнерам в глухой российской провинции, если бы такие нашлись. Представители дилерских компаний, занятых реализацией фазу нескольких марок, считают, что в секторе машин для среднего класса быстрее удается возвратить вложения, работая с «Фордом». Корпорация предоставляет почти идеальные условия для новых дилеров (кстати, ее дилерская сеть будет активно расширяться ив этом, и в следующем годах). Дилерам особенно по душе возможность получать большие партии автомобилей фактически в кредит, без предоплаты. Однако при всем этом желающим работать с «Фордом» потребуется найти минимум миллион долларов на новый техцентр. Вернется он в лучшем случае через пару лет. А может быть - чуть позже. Как фишка ляжет. Так что новым бизнесменам придется набраться терпения - на поезд с шальными миллионами билетов давно нет. 1»1EXCEHENTЭТАЛОН ЗАЩИТЫ АВТОМобиЛЯМосква Авто'кей Автопрестус Арлан Моторс Ауди Центр АЦ Север Диамант Карат МБЛ-моторс Николь-моторс Пеликан Рольф-центр Рольф-юг Роскон-моторс ФК-моторс Элекс-полюс АПИС-М Бизнес-спектр Борт-07 Варс-С ЛОС Луидор-сервис МПАС Сев АвтоВАЗ Паритет СТ-Вариант Фазис Орбита ТАИР ЦЛОС 67-17-44 79-13-99 33-11-31 76-31-42 23-03-86 76-62-55 27-97-96 269-3252 37-00-77 30-27-88 30-60-90 Новосибирск 10-29-19 Норильск 35-00-60 Орел 5-25-35 Ростов-на-Дону 252-701 С.Петербург 251-5820 166-4206 256-2012 Ташкент 36-42-70 Тверь 42-04-02 Тула 36-17-18 24-95-61 Уфа 23-59-88 Химки 363-1253 Хабаровск 71-41-72 36-07-46 36-10-14 Алма-Ата Брянск Владивосток Днепропетровск Донецк Казань Калининград Киев Киров Н.Новгород 977-9110 728-4306 760-3646 797-9090 974-3700 785-1975 264-9592 900-1101 976-8530 157-9813 785-1956 788-6262 256-1256 460-9020 243-3160 480-9293 207-6371 135-2530 487-2001 742-5411 283-5101 181-0407 183-4919 176-0551 361-9965 184-2018 365-5683 208-6024N4s>MACIC RING, LTD. (095) 924-1779,92J-0271WWW.EXCEIUNT.RU