ТЕХНИКА /ДИНАСТИЯ СОВРЕМЕННЫЙ МОТОР «ФОРДА-ТРАНЗИТ» И ЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИКИТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ-ФйШьиБУКВУ«Форды-Транзит» от рождения до наших дней (сверху вниз): 1965-1977; 1978-1985; 1986-1994; 1995-2000; с 2000-го.ервое знакомство «Транзита» с дизелем состоялось в 1972 году. Четырехцилиндровый рядный двигатель марки «Йорк» рабочим объемом 3 2360 см обладал по тем временам очень неплохими показателями, развивая максимальную мощность 51 кВт/ 70 л с. и момент 131 Н-м. В то же время был довольно прост и неприхотлив предкамерный, без наддува, с механическим ТНВД (топливным насосом высокого давления). Он дожил до середины 80-х, когда на смену пришел агрегат с непосредственным впрыском топлива. Постоянно совершенствуясь, этот двигатель удерживал место под капотами «транзитов» вплоть до 2000 года, пока его не вытеснил дизель дня сегодняшнего - «Дюраторк» (CHiratorq). Рассмотрим конструкцию нового 2,4-литрового дизеля «Дюраторк». А чтобы оценить технический прогресс и работу, проделанную его создателями, сравним новичка с агрегатом из прошлого, объем которого на сотню «кубиков» больше (см. таблицу). Молодой и тем более старый двигатели хорошо известны в России - «транзитов» четвертого и пятого поколений немало на наших дорогах.Псовременной схемы непосредственного привода, они позволяют снизить габаритную высоту мотора. Чтобы уменьшить трение и увеличить ресурс, в местах контакта коромысел с кулачками распредвала установили ролики. В отличие от предшественника, на «Дюраторке» не нужно регулировать тепловые зазоры - их выбирают гидротолкатели. Маслу доверили еше одну регулировку: оно давит на шток гидронатяжителя цепи. У предшественника был литой чугунный коленвал, в «Дюраторке» онМОТОРНЫЙ «ЛИВЕР» «Дюраторк» открыл новую страничку в истории «Форда», изменив без малого тридцатилетней традиции, - зто первый дизель марки «Форд» с четырьмя клапанами на цилиндр. В камеру сгорания поступает больше воздуха растут мощность и крутящий момент, снижается количество вредных веществ в отработавших газах. При многоклапанной схеме проще закрутить заряд, создать «вихри», способствующие лучшему сгоранию смеси. Вместе с клапанами удвоилось и количество распредвалов. Главное - они переместились наверх, в головку блока, что позволило уменьшить инерционность привода, снизить потери на трение. У прежнего дизеля распредвал находился в блоке цилиндров, а коромыслами клапанов управляли штанги. На «Дюраторке» на клапан по-прежнему давят коромысла - в отличие отстальной, кованый. Износостойкость повысили, закалив шейки током высокой частоты. Благодаря современным материалам и технологиям стальной коленвал не проиграл чугунному в прочности, заметно потерял в весе и стал более долговечным. Снизу коленчатый вал теперь фиксируют не несколько отдельных крышек, а единая рама из алюминиевого сплава. Она крепится к блоку цилиндров и, будучи опорой, одновременно увеличивает жесткость блока. Это принесло свои плоды - снизились вредные шум и вибрации. Сверху же двигатель «закрыли» похожей плитой - распредвалы уложены в жесткую двухспальную «постель». ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ На «транзитах» предыдущего поколения единый электронный блок заведовал управляющими клапанами топ- ливного насоса и системой рециркуляции. В современных моторах у ТНВД появился собственный компьютер. Он получает информацию от большего числа датчиков и быстрее реагирует на смену режима работы. В топливной системе механическую часть используют только как грубую физическую силу, которая нагнетает давление в топливных магистралях. Остальные задачи, например, когда и сколько впрыскивать топлива, переложили на электронику. Она же следит за давлением наддува и управляет рециркуляцией отработавших газов. Форсунки новых дизелей тоже не без изюминки. Инжектор сначала впрыскивает немного топлива в камеру сгорания. Через несколько миллисекунд давление в топливной магистрали достигает максимума, и форсунка вновь открывается, пропуская основную часть горючего. При таком впрыске (специалисты называют его предварительным или пилотным) давление в камере сгорания нарастает постепенно. Тем самым снижается характерный дизельный шум, уменьшается количество окислов азота (NO x ) в отработавших газах, а из трубы почти не летит копоть. ВОЗДУШНЫЙ ПУТЬ Почти на всех «транзитах» предыдушего поколения, кроме самой мощной модификации, воздух в цилиндры «засасывало» разрежение. Современные же грузовички оснащают дизелями стурбонаддувом. И не только ради мощности - атмосферный мотор трудно уложить в строгие нормы Евро III. Хотя дополнительный воздух, помимо экологии, улучшил рабочие характеристики двигателей в среднем на 40%. Задержимся немного на модернизированном турбокомпрессоре «Дюраторка». У предшественника он был отдельным агрегатом, а теперь составил единое целое с выпускным коллектором. Такая конструкция облегчает сборку и надежнее в эксплуатации. Правда, если выйдет из строя турбокомпрессор или что-то случится с коллектором, владельцу придется раскошелиться на узел в сборе. Но производители уверены, что при правильной эксплуатации детали должны отрабатывать положенный ресурс. На мощных версиях «Дюраторка» воздух, прежде чем попасть в двигатель, проходит через радиатор интеркулера. Охлажденный заряд более плотный, соответственно, в двигатель можно «загнать» большую массу воздуха, улучшая показатели мощности и крутящего момента. Впрочем, об этом убедительнее расскажут цифры в таблице. Последний рубеж, который проходит воздух, прежде чем попасть в двигатель, - впускной коллектор. На новом дизеле он пластмассовый: разра-ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ «ФОРД-ТРАНЗИТ»2,5 TD (1984-2000 гт.) Рабочий объем, см 3 Диаметр цилиндра х ход поршня, мм Степень сжатия Наддув Расположение распредвала Номинальная мощность, кВт/л. с. при об/мин Максимальный момент. Н и при об/мин 51/70 4000 146 2500 20.6:1 56/76 4000 168 2500 + 63/85 4000 200 2100 2496 93,7x90,5 18.3:1 + 73/100 4000 224 2100 + 55/75 3500 185 2000 2.4 Duratorq TD (с 2000 г.) 2402 89,9x94.6 19:1 + Два в головке блока 66/90 4000 200 1800 88/120 4000 240 2300 +Один в блоке цилиндровботчики сэкономили несколько килограммов веса. * * * «Дюраторки», которые устанавливают на «транзиты», - самые скромные в большой семье «Форд». Мотор для коммерческого автомобиля не должен быть дорогим. Поэтому новый дизель «Транзита» не назовешь «навороченным» - он довольно прост, но современен. Насколько? Сравните с предшественником. |ЗР|С