122
123
124
РЫНОК ТОРМОЗЯЩИЕ Ш ЗАДОМЗНАЕТ, ТОТ УГОНИТ/КАЛЬКУЛЯТОРЧЕРНОЕ И ГОЛУБОЕ ЗОЛОТОВЫГОДНО ЛИ ПЕРЕХОДИТЬ С БЕНЗИНА НА ГАЗ?ТЕКСТ / М АКСИМ САЧКОВПо неофициальным данным, Россия входит в мировую пятерку по количеству двухтопливных автомобилей. Но если Европа, Япония, Америка переходят на газ главным образом в угоду экологии, то наших людей интересует другое: низкие, по сравнению с бензином, пены на топливо. На этот раз калькулятору поручили подсчитать, сколько можно сэкономить... разорившись на газовое оборудование.ПРЕДПОЧТЕНИЕ - ПРОПАНУ В наши дни составить пару бензину могут сжиженный нефтяной (пропанбутан) и сжатый природный газ (метан). Последний, правда, пока не заслужил большого доверия автолюбителей. Основная причина тому - неразвитая инфраструктура. В столице не больше пяти заправочных станций с табличками «Метан», в регионах ситуация не лучше. Да и 50-литрового баллона сжатого газа, отнявшего половину багажника легковой машины, хватает всего на 200-250 км. Поэтому сегодня на этом топливе чаше ездят коммерческие автомобили они заправляются на собственных или близлежащих станциях. Частники, желающие сэкономить, выбирают более распространенное горючее - смесь сжиженного пропан-бутана. Этот газ на 20-30% дороже метана в столице литр стоит 4,5 рубля, в других регионах цены обычно ниже. На 50 литрах пропан-бутана «Жигули» проезжают примерно то же расстояние, что и на баке бензина. Да и колонки, особенно в крупных городах, не редкость. ВЫБИРАЕМ АППАРАТУРУ Условно рынок газовых установок можно разбить на три ценовые группы (табл. 1). Первая - изделия отечественных предприятий и заводов из бывшего СНГ. В числе наиболее дешевых - оборудование Новогрудского завода газовой аппаратуры (Белоруссия). Невысокая цена определяет качество: некоторые компоненты отказываются нормально работать уже на первых километрах. Надежнее ведут себя более дорогие рязанские установки, а на вершине этой ценовой группы две столичные фирмы - «Автосистема» и САГА. По цене московское оборудование приближается к импортному, лишь немного уступая ему в качестве. Вторую группу составляют сплошь итальянцы: страна держит первое место в мире по количеству автомобилей, оборудованных газовыми установками. Наиболее известные у нас фирмы «Ланди Ренцо» (Landi Renzo), «Ловато» (Lovato), «Каргас» (Kargas) предлагают комплекты для всех российских моделей и многих иномарок, причем как для пропан-бутана, так и для метана. Продукция дороже отечественной, но если сравнивать с нашими передовыми изделиями - ненамного. Третья группа - голландские системы. Продукцию фирм «Некам» (Necam), «Кольтек» (Koltec), «Виалле» (Vialle) и прочих обычно устанавливают на импортные автомобили. Стоимость такого оборудования высока, как, впрочем, и качество. Системы не комплектуют баллонами - их покупатель выбирает отдельно, исходя из размеров багажника и своего кошелька. Минимальная цилиндрическая емкость, вмещающая 50 л пропанбутана, поместится в любой багажник. Если свободного места достаточно или у двигателя хороший аппетит, можно подобрать что-нибудь еще. Для универсалов и хэтчбеков предлагают 45-литровые тороидальные баллоны, которыеукладывают вместо запаски. Ее придется переселить в багажник или салон, зато сиденье можно по-прежнему раскладывать. Цена импортных «торов» в три-пять раз выше отечественных цилиндрических баллонов. Для метана нужна более дорогая емкость из композитного материала. Есть любые - от 35 ли выше, а стоимость одного литра внутреннего объема равна 150-180 рублям. Таким образом, за 50 л отдадите 7500-9000 целковых. Так что, помимо дефицита заправок, потенциального покупателя отпугивает от природного газа и ценовой фактор. ГАЗ + АВТОМОБИЛЬ Большинство автолюбителей доверяют монтаж аппаратуры профессионалам: в Москве и крупных городах установка, проверка и регулировка обойдутся в 1500-2500 рублей (в зависимости от марки автомобиля и газового оборудования). В стоимость входит и гарантийное обслуживание, и стопка документов, необходимых, в частности, для прохождения техосмотра. СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙ Установлено ли у вас газобаллоннре ,j& оборудование?110% да 10% нет, дорого устанавливать I 35% нет необходимости 117% нет, проблемы с обслуживанием I 15% нет, это опасно 13% нет, занимает место в багажнике11/2012 I РЫНОК IДругой вариант - поставить «газ» самостоятельно. Монтаж сложных электронных систем для впрысковых двигателей лучше все-таки доверить специалистам, но если под капотом карбюраторный мотор, умелый автолюбитель вполне может рассчитывать на свои силы (изучив, конечно, инструкцию). До первой заправки придется подъехать в районную газовую контору, где мастера проверят герметичность системы и выдадут положенные документы (в том числе для техосмотра в ГИБДД). За услугу в мегаполисах просят 100-150 рублей, в небольших городах - немного меньше. Кстати, проверять аппаратуру у «газовщиков» надо каждые пять лет. КСТАТИ В начале осени в ОАО «Газпром» прошло XI расширенное заседание, посвященное использованию в качестве моторного топлива природного газа. Там утвердили программу постепенного перевода автомобилей на экологически чистый и дешевый метан, а также развития сети стационарных и мобильных заправочных станций. В 2011-2020 гг. количество автомобилей, работающих на природном газе, вырастет до 1 млн., а число заправочных станций увеличится до 1000. Газовым оборудованием в основном будут оснащать легковые автомобили и малотоннажные грузовики. По расчетам специалистов, благодаря голубому топливу в 2015 году масса вредных веществ в отработавших газах снизится на 750-850 тыс. тонн, а в последующие пять лет - еще в полтора раза. После небольшой доработки решено вынести программу на рассмотрение правительства. ПОСТАВИЛИ, НО НЕ ЗАБЫЛИ Помимо ежедневного осмотра, приходится регулярно сливать конденсат. Обычно даже далекие от техники люди проделывают эту операцию без посторонней помощи. А вот самостоятельно отрегулировать редуктор решаются не все. Вместе с проверками герметичности системы и дополнительными регулировками карбюратора и зажигания за эту работу в Москве берут 200-300 рублей. Даже крепкие импортные диафрагмы не выдерживают российский газ максимум через 50 тыс. км редуктор приходится перебирать. Работа со стоимостью деталей обойдется ориентировочно в 30% от цены нового узла, в среднем 200-700 рублей.ТАБЛИЦА 2. ЗАТРАТЫ НА ТОПЛИВО И ГАЗОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, руб.Установка газового оборудования «Ловато» (включая 90-литровый баллон) Заправка газовым топливом за 70 тыс. км (15 л/100 км) Заправка бензином АИ-92 (в среднем 5 л/1000 км) Переборка редуктора (работа + запчасти) Итого: 13000 47250 332,555061132,5таксист подрабатывал на своей «Волге» ГАЗ-3110 с впрысковым мотором, оснащенным газовой аппаратурой (табл. 2). Всего на установку, обслуживание и заправки (ненадолго приходилось переходить на бензин - холодные пуски мотора, опустевший баллон и т.д.) «волгарь» потратил 61132,5 рубля. Если бы он ездил только на бензине (средний расход 13 л/100 км, цена 1л АИ-92 - 9,5 руб.), расходы соПЛЮСЫ И МИНУСЫ Сказать однозначно, полезен газ для ставили 86 450 руб. Газ за 70 тыс. км не двигателя или не очень, трудно. Но нетолько окупил расходы, но и принес которые плюсы и минусы общеизвестприбыль - 25 317,5 руб. Сколько хозяин сэкономит в дальнейшем - считайны и не подлежат сомнению. В общемировом масштабе самое те сами. Общий вывод, подтвержденный, большое достоинство газового топлива в сравнении с бензином: при сгоракстати, опытом эксплуатации редакнии выделяется меньше вредных веционных машин, таков: газ доставляет ществ. Другой немаловажный фактор некоторые неудобства, но приносит - цена. Литр пропан-бутана обходится выгоду, и она тем весомее, чем больше в 2-3 раза дешевле АИ-92, а метана - годовой пробег и аппетит вашего автовтрое, в некоторых регионах вчетверо. мобиля. Примерьте «на себя» газовую Посмотрим на обратную сторону аппаратуру, оцените свои условия медали - падение мощности двигателя и получите более конкретный ответ на 10—15%. Баллон крадет драгоценное (см. также ЗР, 2001, № 6; 2000, № 1; место в багажнике и мешает погрузке. 1999, № 8). Редакция, в свою очередь, Иногда приходится терять время намерена пополнить свой опыт в очередях на «заправку» или даже на с этой целью, как мы сообщили в № 10 ее поиски! Кроме того, нельзя не учис. г., под газ переоборудована «Ода». 1»1 тывать, что прогревать мотор нужно Следите за публикациями. на бензине, и за тысячу километров в трубу вылетают-таки литры дорогого топлива. Наконец, многим газ кажется опасным. Впрочем, о расходах лучше всего поведает жизненная ситуация, просчитанная калькулятором. БывшийТАБЛИЦА 1. СТОИМОСТЬ ГАЗОБАЛЛОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (ВКЛЮЧАЯ УСТАНОВКУ), руб.«Жигули». ИЖ-2126 Цмицрпеиий баллон 50 л Новогрудский завод (Белоруссия) САГА (Россия) «Ловато» (Италия) «Ланди Рензо» (Италия «Некам» (Голландия) 4500 6000 7500 8500 13 000 В A3- 2108.. 21099 Тороидальный банлон 45 л 8000 10 000 12 000 13 000 16 500 ВАЗ 2108. Э9к 21102-2112 Тороидальный баллон 45 л «Волга» (двигатель ЗЮ-406) Цилиндрический баллон 90 л •Газель*(бортовая. двига тель ЗМЗ-402) Цилиидричеошй баллон 130 л 6000 9000 12 500 13 500 1700011500 14 000 15 000 19 00013 000 14 000 18 000