178
180
СПОРТ |СИЛЬIV ' .КРИЗИС КАЧЕСТВАIM КОМАНДАМ СКОРО*-1.<Л/КОЛЬЦЕВЫЕГОНКИПОБЕЖДАТЬ ЬЛ Ьй^'зКЕИЬ"теУ'ШвиКжч W.БкШ:ErF? ^*J•йШвиШНвЯ$3а-•^жттШШВШШШШ^«»• тч\J-TT—iМ1 РV. «гг-,vj• wТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ ФОТО / ЮРИЙ ТЮРИНКульминацией сезона обещала стать традиционная осенняя гонка Neva Ring 2002, названная так по имени питерской трассы. В прошлые годы так оно и было. Нынче, увы, приехал лишь один зарубежный гость - эстонец Арвис Охтла. Мало того, в классе «Туринг» всего 12 пилотов и, как выяснилось по ходу двух зачетных заездов, половина отнюдь не претендовала на высокие места. Одни по состоянию техники, другие по состоянию души - они гоняются не лавров ради. А ведь пару лет назад казалось, что класс «почти серийных» машин с двухлитровыми моторами прямо-таки обречен на процветание: более двух десятков гонщиков выходили на старты этапов чемпионата страны. Хозяева «Невского кольца» всерьез заявляли о скором учреждении международной серии балтийских стран. Куда же кануло былое величие «Туринга»? Впрочем, вопрос этот можно отнести ко всему чемпионату в целом. Ни на одном из его этапов в четырех классах не набиралось в сумме и сорока машин меньше чем по десятку в каждом. А надо еще привлечь на такие гонки зрителей: «кольцо» - не кросс и не трек, где на узкой дорожке трем автомобилям тесно. Да, собственно, и календарь сезона пугал еще весной: с апреля по сентябрь - 18 (!) гоночных уик-эндов. Кажется, это абсолютный рекорд «количества» для территории бывшего СССР.Подчас собирались самые удивительные комбинации. То вместо формулы 3 - юниорский Кубок «Оки», а то вдруг формула-«Русь» или «волги» в гордом одиночестве. В итоге пилоты «Супертуризма» отъездили все запланированные девять этапов, формулы 1600 - только восемь, «Туринга» - семь, а формулы 3 - и вовсе шесть. Затраты команд разные, а медали все получат одинаковые. Заметим, шесть этапов было ив Кубке «Лады», причем везде стартовало за 30 машин, хоть это не чемпионат, а всего лишь кубок. Конечно, тоже престижно, но ведь без медалей, отштампованных Госкомспортом. Завидная массовость Кубка «Лады», кстати, не объясняет, куда пропали пилоты и команды из чемпионата. Кубок рос сам по себе, привлекая свежие силы, в том числе из городов, для которых Чемпион страны Виктор Шайтар. В формуле 1600 власть захватили «вчерашние картингисты».Как знать, может через пару лет в «Супертуризме» останутся только эти три машины. кольцевые гонки - просто экзотика. Назовем для примера Калугу и Рязань. Техника сравнительно недорога. Новая, полностью подготовленная «восьмерка» стоит около 10 тысяч долларов, а старая, «двухлетка», полцены от новой. При остром желании такую сумму могут наскрести молодые люди с головой на плечах. Чемпионат же превратился в жалкое подобие самого себя именно по финансовым причинам. Согласно учению Дарвина, выжили сильнейшие (считай - богатейшие). В каждом классе похожая ситуация: за призовые места бьются актеры двух команд, остальные ни на что не претендуют - так, массовка, статисты. К этому привела трехлетняя «гонка вооружений». Чтобы победить предътдущего чемпиона, нужна другая машина - новее, мощнее и, соответственно, дороже. В формуле 1600 почти не осталось «Эстонии» - все «лотосы» да «рейнарды», даже «даллары». Пусть и древние, «иностранки» едут быстрее «наших» (гонщики СССР некогда имели только «Эстонии») и ломаются реже. Первой построив 210-сильные (при 9000 об/мин) гоночные ракеты на базе ВАЗ-2110, команда «ЛУКОЙЛ Рейсинг» подавила всех коллег по «Супертуризму». «Восьмерка», что ты с ней ни делай, не может победить «десятку»: последняя, при всех ее серийных недостатках, дает конструктору больше возможностей в поиске лучшей устойчивости, управляемости, развесовки и т. д. Сегодня в «Супертуризме» нечего делать без «десятки» (седана или хэтчбека), весящей не больше 870 кг иКОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИМТС Эй-Си Рейсинг». но именно ему достался титул Григорий Комаров считался «вторым номером» в •итогиФОРМУЛА 3: 1. А. БЕЛЛИКИ (Италия, «ЛУКОЙЛ Рейсинг») - 80; 2. М. МЕДИАНИ (Италия. «Арт-Лайн Инжиниринг») - 75; 3. А. ПАВЛОВСКИЙ (Москва, «ЛУКОЙЛ Рейсинг», все - «Даллара-399») - 74; 4. М. АЛЕШИН (Москва, «ЛУКОЙЛ Рейсинг», «Далпара-398») - 40; 5. С. ЭАОБИН (Москва. «Клуб Рейсинг», «Даллара-397») - 30; 6. Е. КУВАЛДИН (Москва, «Даллара-398») - 23. ФОРМУЛА 1600:1. В. ШАЙТАР (Люберцы. «(Sopмула Z». «Лотос-Рвйнард») - 132; 2. В. АНТОНОВ (Москва, ASR, «Рейнард-97») - 118; 3. Н. ВЕТРОВ (Москва, «Формула 2», «Даллара-395») - 108; 4. Ю. ОРЛОВ (Москва. «АБ-Рейсинг». «Рейнард-913») - 99; 5. Н. ВЕТРОВ-мл. (Москва, «Формула Z», «Лотос-Рейнард») - 58; 6. А. САУНКИН (Москва. ASR, «Рейнард-97»)-47. «СУПЕРТУРИЗМ»: 1. А. Ш ИЛЛА (Италия, «ЛУКОЙЛ Рейсинг») - 124; 2. А. ДУДУКАЛО (Москва, «ЛУКОЙЛ Рейсинг») - 104; 3. Д ЩЕГЛОВ (Москва. «ЛогоВАЗ-Беляево», все - ВАЗ-2110) -104; 4. Д. ОВЧАРЕНКО (Тольятти, «Лада-Автоспорт») - 90; 5. Н. МЕЗЕНЦЕВ (Тольятти, «Лада-Автоспорт», оба - ВАЗ-2112) - 77; 6. О. БАЛАШОВ (Москва. ВАЗ-2110)-73. «ТУРИНГ»: 1. Г. КОМАРОВ (Курск, «МТС Эй-Си Рейсинг», БМВ-320) - 117; 2. М. УХОВ (Москва, «МТС Эй-Си Рейсинг», БМВ-320) -110; 3. А.ЛЬВОВ (С.-Петербург, «Спорт-Гараж», «ФольксвагенГольф») - 101; 4. С. НУЖДИН (Тольятти, «ЛадаАвтоспорт», ВАЗ-21106-37 ) - 92; 5. С. КРЫЛОВ (Москва, «Спорт-Гараж», «Фольксваген-Гольф») - 64; 6. О. ПЕТРИШИН (Москва, «МТС Эй-Си Рейсинг», БМВ-320) - 45.способной набрать 100 км/ч за 6,2 секунды. Такая оснащена шестиступенчатой секвентальной коробкой передач, сцеплением «Тилтон», регулируемыми тормозами «Эй-Пи Рейсинг», управляющим процессором «Мотек». Многие ли команды способны построить из голого кузова такой автомобиль? Всего две. Сам отец-прародитель АвтоВАЗ пока уступает московским «ЛУКОЙЛ Рейсинг» и «ЛогоВАЗу-Беляево»! С «Турингом» другая, но в общем-то похожая история. Количество тоже плавно переросло в качество. На волне энтузиазма россияне накупили «трешек» БМВ, «астр», «гольфов», «фокусов», «пыжиков» и «ситроенов». Почти все - «секонд-хэнд», прошедшие один-два сезона в немецком чемпионате DTC. Некоторые вообще оказались «на выброс» - наши тогда еше плохо разбирались в этих машинах, и ушлые немцы обвели их вокруг пальца. Но первый сезон «Туринга» в России все равно вышел просто феерический - много автомобилей, много борьбы, внезапные сходы лидеров, непредсказуемость и все такое. Ко второму сезону команды постарались приобрести машины (или хотя бы моторы к ним) посвежее. А в третьем самыми новыми и самыми мощными располагала лишь «МТС Эй-Си Рейсинг». Заранее зная, что им ничего не светит,КУБОК «ЛАДЫ». ИТОГИ1. В. ПЕТРОВ (Выборг, СК «Фаворит») - 500; 2. М. ИЛЯКОВ (Тольятти. Mad Dog) - 493; 3. С. Д ОЛИН (Рязань, «Сервистранс») - 397.КУБОК «vw-поло». ИТОГИ1. В. НЕЧАЕВ (Армавир) - 320; 2. И. БОГОМОЛОВ (Москва, ОНО «Эмбусен») - 311; 3. М. ТРАВИН (Москва, «Рейсинг Фэнси») - 293.ЧЕМПИОНАТ Ф0РМУЛЫ-«РУСЬ... ИТОГИ1. Р. ШЕСТАКОВ (Москва, «Руэком Моторспорт») - 213; 2. М. ЗАСАДЫЧ (Москва, Spidan) - 121; 3. Г. БРОСЛАВСКИЙ (Москва. HTB+) - 114.многие пилоты из других команд попросту ушли на покой в ожидании лучших времен. Не завлекла их даже гонка Neva Ring 2002, которую, кстати, убедительно выиграл на БМВ-320 Григорий Комаров из той же «МТС Эй-Си Рейсинг». Выход из ситуации, кажущейся тупиковой, весьма прост. К этому сейчас вынуждены прибегать даже команды формулы 1. Уж на что богатые, но и они думают, как удешевить соревнования. Нам тем более стесняться нечего. Методы есть разные. Например, «деградация технологий». Простейший пример: все машины Кубка «Лады» оснащены не специальной гоночной, а обычной дорожной резиной. Понятно, это заметно снижает скорости, но вместе с ними и расходы. «Супертуризм» теперь уже не пожертвует «десятками» в пользу «восьмерок», слишком много труда и денег вложено. Но можно ли вообще ничего не менять? Останется в следующем сезоне шесть машин, потом - четыре... Кому нужен такой «Супертуризм»? Один визит в Тольятти или Питер обходится в тысячи долларов - привезтиувезти команду, поселить, накормить, не считая расходов на запчасти. А как насчет того, чтобы уменьшить число гонок? Это не только доступно, но и логично - жизнь показала, что количество неизбежно перерастает в качество. Допустим, чемпионат не из девяти, а из трех-пяти этапов. Остальные гоночные уик-энды, раз они так уж необходимы, можно назвать Кубками: «ЛУКОЙЛа», МТС, АвтоВАЗа (кстати, все реально существуют, но опять же в виде этапов чемпионата), «Большими призами» Москвы, Тольятти, Петербурга, да как угодно. Кто готов, выступит везде, остальные будут выбирать гонки в зависимости от финансовых возможностей. Может, стоит попробовать? 1»1