194
195
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |НЕ НАЛЕГАБУДЬТЕ ДЕЛИКАТНЕЕ С РЕЗЬБОЙТЕКСТ / СЕРГЕЙ СТАСОВВвашей машине счет винтам, болтам, гайкам идет на тысячи... Надежность автомобиля, его долговечность, удобство, да и просто исправность во многом зависят от состояния крепежных элементов, в первую очередь - резьбовых. ЛИШНЕГО НЕТ! Ненужного крепежа не бывает. Спросите опытных, каждый наверняка вспомнит что-нибудь на эту тему. Скажем, как, снимая панель, винтик потерял. Подходящего не нашлось и решил: не беда, пока поезжу без него. Через какое-то время панель стала сильно дребезжать, а там и спидометр «сдох». Осмотрели оказалось, рассыпался! Растрясло его. Тишина в салоне - не только комфорт. Любой «дребезг» - это вибрации, а с ними шутки плохи. Но такого рода «отказ» суший пустяк в сравнении с разрушением подвески, рулевого управления, потерей колеса на ходу, когда у водителя немного шансов на благополучный исход. Приглядевшись к старым автомобилям, можно «вычислить» хозяина-оптимиста: в креплении одного из колес не хватает болта или гайки. Причина обычная - резьба сорвана. Покупать новую ступицу, заменять - вроде бы дорого, других забот полон рот, машина нужна «на ходу». К счастью, бог дураков оберегает. Многим такое отношение сходит с рук. Но не всем. Колесо теперь закреплено на ступице слабее, да еще несимметрично. На поворотах, особенно у любителя скорости, оно словно дышит, дополнительно нагружая оставшиеся болты. Результат предсказуем: в точках крепления металл обминается, затяжка слабеет и колесо начинает натурально болтаться, грозя обломать оставшийся крепеж. КАК СОРВАТЬ РЕЗЬБУ Известно немало способов. Часто механик прикладывает к ключу непомерное усилие. Что поделаешь, не принято у нас пользоваться «моментным» ключом (исключения редки). Конечно, физические возможности людей не одинаковы, но сорвать резьбу М8, а тем более Мб и ниже под силу каждому. Особенно резьбы с мелким шагом, каких много, например, на «Волге». Обычно резьбу портят не с первого раза, но после нескольких разборок узла она «кончается» закономерно: витки деформируются, все больше сдвигаясь, и, наконец, срезаются. Поэтому во многих случаях уже работавшие болты, винты, гайки лучше заменять новыми. Преждевременному износу резьбы и потере прочности способствует и ее затягивание «всухомятку», без смазки. Тем более, если смазку «заменяет» песок, пыль, грязь. Наконец, неопытный человек способен испортить детали, пытаясь завернуть болт, гайку, свечу, датчик и т. п. не по резьбе. Результат невнимательности особенно печален, если повредишь резьбу в ответственных, дорогих деталях - блоке цилиндров или его головке, ступице колеса и т. д. Не все поддается простому ремонту. И КАК ЕЕ УБЕРЕЧЬ Как ввертывать винт, свечу и т. п., чтобы избежать их захода не по резьбе? Прием до смешного прост, хотя многие о нем не знают. Допустим, вы вставили свечу в гнездо. Держа ее соосно с отверстием, плотно прижимайте и плавно вращайте против часовой стре\ки. Когда начало резьбы («заход») на свече совпадет с началом ее в отверстии, услышите щелчок, свеча провалится на долю миллиметра. Теперь, по-прежнему рукой - завертывайте. Идет легко? Значит, по резьбе. Дальнейшее - дело техники. Ключом воспользуемся, когда он действительно будет нужен: при окончательной затяжке. Этот прием особенно полезен, когда имеешь дело с мелкой резьбой большого диаметра. Например, при регулировке «схода» на «Жигулях». Резьба рулевых тяг и муфт М16х1, к тому же здесь и левая, и правая. Если даже по резьбе винт или гайка завертываются туго, это почти наверняка дефект резьбы. Вероятно, ее, как говорят, уже «потянуло» - еше не сорвана, но финиш не за горами. В ряде случаев это легко проверить: гайка легко навинчивается на болт одной стороной, а перевернутая требует ключа, значит, резьба уже смята. Когда иного выхода нет, стоит лишний раз прогнать резьбу: в отверстии - метчиком, на винте -плашкой. Если металла сняли совсем немного, резьба еше послужит. Много - детали лучше заменить. Особое внимание винтовым домкратам. На винт и гайку возложена здесь, можно сказать, колоссальная ответственность - срыв машины с домкрата недопустим! Один из признаков чрезмерного износа резьбы в гайке (достается прежде всего ей) явно возросшее усилие на рукоятке домкрата не только при подъеме машины, но даже при спуске. Из-за сильного износа и искажения профиля резьбы гайку клинит на винте (рис. 1) - пользоваться таким домкратом по меньшей мере неразумно. Серьезный вопрос - смазка. Если речь о соединениях, разбираемых крайне редко, ею можно пренебречь: за один раз резьба не износится. Но на машине, особенно снизу кузова, трудно найти болты или гайки, не подверженные коррозии: поленился смазать - через год не открутить, впору «болгаркой» резать. Смазанный крепеж не только меньше ржавеет, но и меньше изнашивается при сборке-разборке. Не принимайте всерьез горетеоретиков, которые будут На правах рекламыгрозить «самоотвинчиванием» смазанных болтов (особенно колесных!). Если они затянуты, то при очень малых углах подъема винтовой линии (около 2°) в контакте стали со сталью происходит заклинивание (пленка лишней смазки выдавливается). Будь «теоретики» правы, ни один мотор не смог бы работать - столько у него внутри болтов, винтов, гаек, буквально купающихся в масле, да еще выдерживающих беспрестанные вибрации! Детали крепления колес работают в трудных условиях: удары, вибрация, переменные нагрузки, грязь, вода... К тому же их приходится многократно вывинчивать и завинчивать - при смене шин, проколах, балансировках и т. д. Несмазанная резьба изнашивается быстрее. Чем больше в ней трение, тем труднее уловить начало подлинного стягивания деталей. Если резьба сама по себе очень тугая, требует больших усилий на ключе, а соединяемые детали вроде бы состыковались, как определить, насколько надежно они стянуты? У девочки-автомобилистки, сменившей проколотое колесо, запаска болтается, молотобоец же способен сорвать остатки болтов. Поэтому повторим: если резьба исправна, то винт,болт, гайка, свеча, домкрат и т. п., пока не «уперлись» и не несут нагрузки, должны вращаться легко. В ремонтной литературе вы найдете рекомендуемые моменты затяжки резьбовых соединений, но помните, речь идет только об исправных. СЛИВАЙ ВОДУ Есть педанты, готовые смазывать что угодно, не только резьбу. Но от ошибок и они не застрахованы. Одна из них крайне опасна по возможным последствиям. Запомните: нельзя завертывать винты в глухие резьбовые отверстия, не убрав из них жидкость - топливо, «Тосол», масло, а еще хуже - пластичную смазку. Все они практически несжимаемы, даже маловязкие почти не продавливаются через витки резьбы, не говоря уже о маслах и консистентных смазках - попытка «переупрямить» не желающий завертываться винт может обойтись дорого (рис. 2). Надев на ключ трубу, горе-механики, как минимум, резьбу срывали. А то и хуже. Пытаясь вкручивать болты, крепящие головку к блоку цилиндров, бывало, чугунный блок разрушали. Пойдут от отверстия трещины - что тогда? При сборке любого агрегата или узла с глухими резьбовыми отверстиями жидкость из них полностью удаляют тряпочкой, шприцем и т. п. Когаа мы говорим о смазанной резьбе, то подразумеваем тонкую пленку смазки на ней, но не больше. Наконец, работая с резьбовыми соединениями, не забывайте ио чистоте. Уронив винт или гайку в грязь, песок, сначала хорошенько промойте их - бензином, керосином, соляркой - и только после этого продолжайте сборку узла. 1»1ОРИЕНТИРУЙСЯНА MUTLUMUTLU - первый европейский аккумулятор на российском рынке вот уже более 20 лет задает стандарты качества. MUTLU - это полный модельный ряд батарей как для российских, так и импортных автомобилей. MUTLU - надежный аккумулятор по вполне доступной цене.ЛИЛХОЧЕШЬ ВЫИГРАТЬ, ОРИЕНТИРУЙСЯ НА MUTLU!( I \Рис. 2. Масло - несжимаемо!utlu.com.tr