118
I ЭКОНОМИКА | /ПО ЛИЦЕНЗИИ«ЛЕНД-РОВЕР» В ТЮБЕТЕЙКЕВ САМАРКАНДЕ ГОТОВЯТСЯ К СБОРКЕ ВЕЗДЕХОДОВТЕКСТ, ФОТО / ВЛАДИМИР АРКУШАНаверное, только фанатики славной марки знают, что знаменитые вездеходы собирают и за пределами Англии. Больше всего - в Турции, чьи успехи в автомобилестроении известны читателям ЗР. Но сегодня речь не о ней, а об узбекском заводе «СамКочАвто», где уже несколько лет производят грузовики и автобусы по турецким лицензиям. Вполне освоившись с теми и другими, ныне здесь готовятся собирать многоцелевой полноприводник «Ленд-Ровер Дефендер-100». Машинокомплекты для него Первый автобус собранный в Самарканде, «скрепили подписями» президенты Узбекистатакже пойдут из Турции, где для на и Турции - И. Каримов и С. Денирель. «Ленд-Ровера» изготовляют все, кроме силового агрегата. Учитывая, что даже немало изменении в конструкцию. собранный в Узбекистане, «Дефендер» Они продиктованы, прежде всего, требудет недешев, нетрудно догадаться о бованиями безопасности: увеличили потенциальных заказчиках: пограничвысоту салона, изменили планировку, ники, армия, спасатели, медики... Наосвещение и т. п. Результат заслужил мечаемые масштабы выпуска (примервысокую оценку турецких специалино 750 машин в год) явно ориентировастов и, разумеется, получил «добро» ны на потребности госструктур, поэтоот органов стандартизации. му о планах свободной продажи или Итоги первых лет работы уместились экспорта высказываются неопределенв короткой фразе одного из руководино: как дело пойдет... А начнется «детелей «СамКочАвто»: «Люди перестали ло», то бишь сборка «ленд-роверов», бояться автобуса». Конечно, относится совсем скоро: в мае 2003-го. это не только к заводчанам: автобусы Тем временем производство грузо«УзОтойол» пришли в транспортные виков и автобусов, начатое в 1999-м, предприятия, где их узнали и освоили. идет своим чередом. Специалисты Ныне в каждой области Узбекистана «СамКочАвто» с гордостью подчеркиесть два-три АТП, укомплектованных вают, что с 2001 года здесь используют здешними... чуть не сказал «пазиками». для автобусов кузовные детали только В стране их уже около двух тысяч; тольсобственного изготовления. Более токо в будущем году намечают выпустить го: заводские инженеры в сотрудничееще 3000. А это значит - с автобусом осстве с российскими коллегами внесли воились и пассажиры. Тем более, что проезд в государственном транспорте обходится дешевле, а некоторые категории пользуются льготами - частник, понятно, их не предоставит. Набирает силу экспорт: 800 автобусов (300 - в нынешнем, 500 - в будущем году) отправят на Юг Украины. Успехи в России поскромнее, но и здесь уже бегает три сотни самаркандских «кочей». Конечно, импортный (считай, через две фаницы!) «УзОтойол» недешев в Москве: самый распространенный ОМ-24 Завершена одна из операций подготовки к окраске. предлагают за 25 тыс. долл. Склонить кНам смогли показать лишь несколько моделей из немалого числа спецмашин.его покупке может хорошая родословная. Ведь эти автобусы построены на получаемых из Турции лицензионных же агрегатах ИВЕКО. Дизели на первых узбекских автобусах прошли без капремонта уже около 500 тыс. км, а беспроблемный пробег 250-300 тыс. км и вовсе никого не удивляет. Определения «простой», «неприхотливый» звучат банально - но именно эти качества (вкупе с надежностью) лежат в основе экспортного потенциала узбекских автобусов и грузовиков. Не приходится объяснять, как важны они, например, в Афганистане. Узбекский автопром крайне заинтересован в поставках соседней стране. Пробным шагом стала передача Афганистану в качестве безвозмездной помощи колонны грузовых автомобилей и автобусов: присматривайтесь, оценивайте... Оценить есть что: «грузовая» линейка «СамКочАвто» - это не только бортовые машины. Здесь освоили специализированные кузова уже 15 типов и самосвальные, и для перевозки напитков, и цистерны... «Не успеваем делать - столько заказов!» - шутливо жалуются заводчане. А тут новые хлопоты - со спецмашинами для МЧС и пожарной охраны. Парк «пожарок» в республике предстоит быстро обновить. Завод в сотрудничестве с крупнейшими мировыми производителями такой техники готовится, испытав прототипы, делать 150-200 спецмашин ежегодно. А еще в планах (простите за скороговорку) - освоить тяжелый грузовик и даже - чем черт не шутит - создать испытательный полигон. В общем не «Ленд-Ровером» единым... 1»1