232
234
СВОИМИ СИЛАМИ /ПРИЕМЧИКИСИЛА - ЕСТЬПОЛЬЗУЕМСЯ ОПРАВКАМИ И СЪЕМНИКАМИТЕКСТ / АНАТОЛИЙ СУХОВКУВАЛДОЙ ИНОГДА БЫСТРЕЕ, НО ВСЕГДА ДОРОЖЕ Многие «мастера» хвастают, что всю жизнь обходятся без съемников и клиенты довольны - «никто обратно не приезжал». И правда, если поршневой палец выходит от ударов кувалды, а подшипник прекрасно устанавливается молотком - может, сложные приспособления нужны только «чайникам»? От таких «специалистов» лучше держаться подальше. Ведь внешне незаметные нарушения в структуре металла, а тем более, видимые забоины подчас сокращают Рис. 1. Фаска на подшипнике крестовины: а - неправильная; б - правильная.срок службы не только замененной детали, но и всего узла. Посадка детали будет слабее расчетной, да и нагрузки распределятся неравномерно. Сколько раз запрессованный молотком поршневой палец вылезал из поршня! Иногда повреждения оказывались такими, что приходилось менять двигатель целиком. На первый взгляд, удары по поворотному кулаку или рулевым рычагам для выпрессовки пальцев шаровых шарниров вполне безобидны. Но если легкими ударами дело не ограничивается и приходится лупить по железякам изо всей силы, даже опытный и трезвый мастер нет-нет да и «приложит» резиновый чехол шарнира. А когда из-за порванного так пыльника загублен сам шарнир, этот прием можно применять смело - все равно наконечник выбрасывать. Другая опасность «ударных» методов перекос деталей. Он почти запланирован, если у них не сняты фаски и есть острые кромки. Убедиться в этом лучше самому, проведя по ним ногтем. Однажды нам попа-лась крестовина, у которой на двух подшипниках из четырех были фаски, гарантированно снимающие стружку с посадочного места вилки (рис. 1 а), причем на двух других фаска была правильная (рис. 1 б). Узел удалось собрать, лишь притупив острые кромки на точильном камне. На отечественных сальниках с необрезиненной обоймой заводскую фаску тоже желательно слегка сгладить бархатным надфилем, тогда и перекосов при запрессовке избежать проще. Тут применять молоток не возбраняется, но понадобятся оправки. О них -ниже. ТОЧКА ОПОРЫ От того, как опирается на деталь съемник или оправка, во многом зависит успех работы. Многие из них снабжены проточками и выступами, чтобы задать детали правильное положение (фото 1, 2). Незафиксированный съемник может в лучшем случае сорваться, в худшем - еще и испортит деталь. Иногда приходится изготавливать специальные насадки для универсальных съемников, чтобы те могли работать с небольшими деталями - например, спрессовать с осей «жигулевские» рычаги стеклоочистителя (рис. 2). Если усилие небольшое, для центровки (и частичной опоры) можно навернуть на резьбовую часть гайку (рис. 3). Если деталь с отверстием, вкручиваем в него болт с выемкой на головке (рис. 4). При выпрессовке колец подшипников лапки съемника приходится располагать на самом краю. Чтобы они не соскользнули, их поверхность должна быть параллельна торцу кольца или чуть наклонена, как крючок (рис. 2а), но ни в коем случае не в обратную сторону (рис. 26). Подгибать лапки молотком не стоит, лучше исправить их «болгаркой» или точилом. Если же они снова разо-При выпрессовке пальца рулевого шарнира он должен попасть в выточку съемника: так усилие будет действовать в нужном направлении, съемник не соскочит, да и резьба на пальце не пострадает.Съемник с конусом-фиксатором лапок.wrTwКонусные выступы съемника шаровых опор входят в выемки на торцах пальцев.Прюкимает лапки резьбовая обойма.Рис. 2. Фиксирующая насадка на винт съемника. Расположение лапок съемника: а - правильное; б - неправильное. СВОИМИ СИЛАМИ /ПРИЕМЧИКИгнулись, этот съемник для ответственных работ непригоден. Хорошие приспособления имеют конус-фиксатор лапок для выпрессовки колец подшипника (фото 3) и обжимную обойму для захвата деталей снаружи (фото 4). Есть и другие конструкции для фиксации лапок. Иногда, проявив немного смекалки, удается обойтись и без хитрых съемников. Так, передний подшипник первичного вала коробки передач «Жигулей» можно выпрессовать из коленчатого вала, набив полость за ним консистентной смазкой, а затем, плотно вставив в отверстие стержень, ударить по нему молотком. Правда, будьте готовы к тому, что часть смазки брызнет из отверстия. Для снятия и установки подшипников и многих других деталей на демонтированном узле удобно использовать винтовой или гидравлический пресс. Подойдет и мощный гидравлический домкрат. Необходимую оснастку изготовить несложно (фото 5). А вот тиски (за исключением мощных, специальных), хоть и кажутся вполне подходящим инструментом для запрессовки, часто для нее не годятся: профиль их винта не рассчитан на эту работу, долго он не прослужит. К тому же параллельность губок может оказаться весьма условной. При запрессовке подшипников усилие не должно передаваться через шарики и ролики. Оправку опирают на запрессовываемое кольцо (как правило, внешнее). Если усилие направлено не по оси подшипника, кольца перекашиваются, разбивая посадочное место, поэтому пресс предпочтительнее молотка. Извлечь необрезиненный сальник не всегда просто. Легче, когда вынут вал - тогда к нему можно подобраться щипцами. Хитрые крючки бесполезны - разгибаются. Приходится, уродуя обойму, но не касаясь вала и посадочного места, расшатывать сальник. Намного проще с обрезиненными - они легко извлекаются крючком или тонкой отверткой. Основной принцип тот же не повредить вал. Запрессовывать необрезиненный сальник тоже намного сложнее. Если на его посадочной поверхности есть хоть небольшие царапины, придется использовать герметик. Оправка должна опираться на обойму, причем ближе к внешней стороне. Многие используют старый сальник как насадку - приемлемый вариант. С обрезиненным проще - он входит в отверстие от руки, остается лишь допрессовать его легкими ударами молотка. В качестве оправки здесь подойдет и торцевая головка подходящего размера из набора инструмента. Не забудем перед установкой смазать вал и кромку сальника той жидкостью или смазкой, с которой он будет контактировать при работе. А если на валу есть проточки или шлицы, кромку сальника обязательно защитим. Если нет фирменной направляющей (как, например, во многих комплектах маслоотражательных колпачков), обернем вал полоской пластика от бутылки, предварительно притупив надфилем или шкуркой ее срез. ЗНАЙ МЕРУ! Съемники и прессы развивают огромные усилия. Например, изображенный на фото 2 может распирать пальцы шарниров с силой в десятки тонн. Поэтому не стоит надевать на винт съемника огромный вороток - могут не выдержать детали. Особое внимание при запрессовке: если усилие резко возросло, а до упора еще далеко - разбирайте узел, возможно, деталь пошла с перекосом. Лучше всего вращать винт большим воротом с ручкой, не останавливаясь. Как известно изГидравлический домкрат неплох юл основа пресса. школьного курса физики, сила трения покоя больше, чем движения. Поэтому так легче работать и проще контролировать процесс. Чтобы убедиться, что подшипник запрессован до упора, опытному мастеру достаточно легкого удара молотком: если звук резкий, звонкий - все в порядке. Посадку сальника видно по наружной кромке: как правило, она должна бьпъ заподлицо с поверхностью детали. Но иногда сальник намеренно недопрессовывают на 1-2 мм, чтобы его кромка работала по неизношенной части вала. Чтобы гарантировать его параллельность упорной поверхности, используют кольца-проставки. Наконец, не забудем, что не все подшипники устанавливают с натягом. Если кажется, что посадка слишком свободная, не торопитесь «усилить» ее, прежде замерьте детали и сверьтесь со справочником. Вспоминается случай с незадачливым владельцем «Жигулей», заменившим подшипник ступицы на камазовской придорожной станции. Когда тот снова загудел, мастера СТО, к своему изумлению, не смогли снять с вала внутреннее кольцо рассыпавшегося к тому времени подшипника (обычно для этого и съемник-то не нужен). Пришлось резать «болгаркой». Оказалось, придорожные умельцы заботливо накернили весь вал, чтобы роликовый (!) подшипник встал поплотнее. Не удивительно, что тот рассыпался. Под рабочей нагрузкой каждый ролик чувствует бугорки даже через стальные закаленные кольца. Так что сказка «Принцесса на горошине» поучительна не только для детей. ниБолт засверлитьРис. 3. Гайка на конце стержня не даст винту съемника соскочить.Рис. 4. Чтобы опереть съемник на стержень с резьбовым отверстием, вкручиваем в него болт, предварительно слегка засверлив его головку.