146
147
148
149
МЫ И АВТОМОБИЛЬТРУДНЫЙ, ТРУДНЫЙКАК МЫ «СПАСАЛИСЬ ОТ ПОЖАРА» В ТОННЕЛЯХ И НА МОСТАХТЕКСТ / АНДРЕЙ БОЙКО, И РИНА СУВОРОВАЗжать от огня? Ясно, в сторону выхода. Но ведь тоннель быстро заполняется ядовитым дымом... Отправимся на поиски а последние годы мир не раз содрогался от страшных аварийного выхода. катастроф. Несколько из них произошло в крупных Путепровод под площадью Гагарина на третьем транстоннелях и на мостах. Суперсовременные технические портном кольце сдан в эксплуатацию около года назад. Чуть конструкпии стали причиной гибели людей. Мы писали об не круглые сутки движение очень плотное. Пробираемся этом (ЗР, 2000, № 11; 2001, № 12), а еще ио том, какие выводы в тоннель по кромке вдоль съезда с Ленинского проспекта. сделали на Западе ив России после трагических событий. Пешком, естественно. Строительство развязки здесь еше не Сделали ли? Несколько месяцев назад в столице чуть было окончено: островки строительного мусора, сложенные стопне случилась беда - из-за пожара в коммерческих киосках кой ремонтные оградки... На серых стенах тоннеля алеют на грани обрушения оказался новенький мост. Что говорить, пожарные витрины, но вот за стеклами ни огнетушителей, ни движение по скоростной дороге в городе, конечно, замечапожарных рукавов. Как ни странно, открыты «аварийные» тельно, но вот насколько безопасно, если она проложена под двери. Заглядываем внутрь - увы и ах! - кроме сплетения землей или взлетает в небо? труб непонятного нам назначения ничего другого. А камера В Москве каждый день случаются серьезные аварии, и каслежения, закрепленная под потолком, явно не работает. Одкая-то часть из них (увы!) завершается пожаром. На открыним словом - заходи и делай, что хочешь. той местности объехать горящий автомобиль не так уж Что ж, отправимся искать аварийный выход в более «блаи сложно. А если он перекрыл движение в тоннеле - куда бегоустроенные» отсеки.ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ, КОНСТАНТИН ЯКУБОВ НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕПУТЬ К «СТАКАНУ»ВХОД ВЫХОДУ НЕ ТОВАРИЩ Вообще-то подземная часть развязки к пешим прогулкам не располагает: для этого отведен узкий (примерно 40 см) парапет, а рядом на огромной скорости летят автомобили. Пыль, гарь... Правда, в этом отсеке в витринах увидели уже огнетушители, рукава и багры. К аварийным выходам нас провожал молодой человек в спецовке с надписью «Гормост». Студентвечерник Алексей объяснил, что зеленые двери - это вообщето «аварийный вход», а к выходу (над площадью Гагарина таких двенадцать) ведет долгий и трудный путь. В обычных условиях двери в тоннелях закрыты (так что дергали бы мы их напрасно), но при пожаре автоматически открываются, чтобы можно было перебраться из горящего отсека в тот, который пламя не затронуло. Вентиляционное оборудование при этом работает в аварийном режиме. Идти до ближайших дверей пришлось долго; по пути миновали пять или шесть «неаварийных», вентиляционных входов (именно в такие мы и заглядывали в первом тоннеле!)./РЕЙД ЗРА «правильную» дверь можно определить по табличке с зеленым человечком, вбегающим в распахнутую створку. Над остальными «человечка» нет. За дверью обнаружился узкий, неосвещенный коридор с обильно посыпанными бетонной пылью полом и стенами. Дальше - больше: через пару метров выяснилось, что выбраться на поверхность можно, только... спустившись сначала еше глубже под землю. Кстати, выходы - это железные застекленные каркасы красного цвета, очень похожие на огромные стаканы вверх дном. Не станем в деталях расписывать, как под возгласы Алексея: «Только держитесь вместе, без меня не выберетесь», пробирались мы к аварийному выходу, как пролезали в люки, миновали дверные проемы, снова поднимались вверх. Скажем о другом. Когда прошла первая радость от того, что выбрались из «подземелья», в голову полезли невеселые мысли. Вот он хакой непростой - аварийный выход.ЛЕСТНИЦА В НЕБОХотя информация для водителей в тоннелях под площадью Гагарина поставлена на широкую ногу (таблички со стрелочками и бегущими человечками по стенам развешаны густо) и спасительных зеленых дверок вроде бы предостаточно (говорят, все по ГОСТу), но вряд ли это очень поможет. К аварийному выходу ведут только «правильные» двери. При небольшом пожаре можно, конечно, через вентиляционные ретироваться в безопасный отсек. А если полыхнет всерьез? Сможет ли в этом случае рядовой автомобилист в стрессовом состоянии (а пожар в тоннеле это, согласитесь, нешуточный стресс) отличить нужную дверь от «ненужной»? А если начнется паника? Вызывает сомнение и автоматическая разблокировка дверей. Оказывается, «автоматически» открывать двери при пожаре будут люди, сидящие где-то за пультом и наблюдающие за обстановкой в тоннеле по мониторам (камеры слежения, если помните, не работали). По идее, включить ихдолжны в декабре-январе - вместе со всей аварийной системой, когда развязку окончательно сдадут (правда, рассеиватели воды еще не монтировали). Ну, а пока что? Допустим, «правильная» дверь обнаружена и даже открыта. А дальше железная лестница (через некоторое время она чертовски нагреется!) - хлипкая, узкая и неудобная. При массовом скоплении народа жертв здесь едва ли избежать. Да и потом: выйти из тоннеля наверх, даже если по стенам развесят указатели, - задача не из легких. Не говоря уже о том, что на это требуется куда больше времени, чем обычно отводится на аварийную эвакуацию. Но главное: движение по тоннелям открыто уже давно, а противопожарную систему сдадут только через несколько месяцев! Да и то не в полном объеме. А если беда (тьфу-тьфу-тьфу!) случится раньше? Что же до столичных мостов, эстакад и путепроводов, то, как выяснилось, все они делятся на два типа: с пешеходными дорожками и без. Допускается строительствоТоннель под Ленинский проспектом. Скорость - 1 00 км/ч. •рекламы СОВЕТЫ АВТОЛЮБИТЕЛЯМ от московского управления Государственной противопожарной службы: 1. Обнаружив источник огня на трассе, остановите автомобиль и немедленно позвоните «01» или в службу спасения. 2. Возите с собой огнетушитель, причем не распространенной модели «лишь бы гаишники отвязались», а порошковый. Позаботьтесь, чтобы он был непросроченный, не поленитесь изучить инструкцию по его применению. Необходимый минимум знаний лучше получить до пожара - больше будет шансов спасти машину и собственную жизнь. 3. По столичному нормативу, пожарная машина должна прибыть к месту ЧП уже через 4-5 минут. Так что большая просьба от ГПС ко всем московским водителям: уступайте дорогу спецтранспорту! Не дай бог, завтра в беде окажется ваша машина... как одних, так и других. И действительно, что делать пешеходу на скоростных участках того же третьего кольца? Сдуру еще начнет перебегать трассу... А вот о безопасности водителей, если, не дай бог, что-нибудь случится, не подумали, кажется, ни мостостроители, ни авторы принятых десятилетия назад ГОСТов и СНИПов. Ну не предусмотрены на большинстве новых мостов и путепроводов специальные лестницы! Об аварийных выходах можно и не говорить, как ио противопожарных щитах... Однако пожар под Лужнецкой эстакадой стал тревожным сигналом: если бы не четкие действия столичной ГАИ, сотрудники которой сверхоперативно перекрыли движение по мосту и «растащили» пробку, последствия могли быть куда печальнее. Только представьте себе: мост под воздействием огня прогибается все сильнее, автомобили прибывают и прибывают, а водителям куда бежать? Со всеми нашими соображениями мы обратились к руководителям столичного ГУП «Гормост», которое, если следовать логике, отвечает за содержание путепроводов и тоннелей. К нашему удивлению, они... отказались от комментариев. Все чиновники, с которыми мы пытались общаться, были непреклонны: «Мы такой информации не даем». Дорога к спасительному красному «стакану» сегодня оказывается не только трудной, но и секретной. Как партизанская тропа. Мы продолжим тему в одном из будущих номеров, а заодно постараемся узнать о причинах упорного молчания руководителей «Гормоста». 1»1Киевский путепроводWebastoFee/ the driveЗима... Отправляемся в дорогу.Салон промерз, на стеклах лед, двигатель не запускается?Пора покупать предпусковой подогреватель!«Вебасто» (Германия): подогреватели на топливе из бака автомобиля-—Архангельск Белгород Братск Волжский Воронеж Екатеринбург Иваново Иркутск Красноярск Мурманск Нижний Новгород Новосибирск Новый Уренгой Норильск Ноябрь» Омск Пермь Ростов-на-Дону Самара Санкт-Петербург Саратов Сургут Тольятти Томск Тюмень Усинск Уфа Челябинск (8182) 24-33-69, 24-16-81 (0722) 34-42-77, 31-50-54 (3953) 33-50-27, 36-76-91 (8443) 38-68-38 (0732) 79-72-58, 22-68-37 (3432) 78-63-52, 22-04-06 (0932) 29-26-50 (3952) 22-65-08 (3912) 67-24-76, 67-24-78 (8152) 45-49-86 (8312)98-19-07 (3832) 20-67-02 (34949) 33-929 (3919) 43-04-84 (3919)46-97-63 (34564) 59-080, 29-666 (3812) 56-28-05, 56-03-02 (3422) 45-23-05 (8632) 47-94-16, 34-37-84 (8462) 73-76-52 (812) 322-57-37,322-57-47 (8452) 33-27-13, 48-07-80 (3462) 33-95-02 (8482) 39-03-68, 38-19-93 (8482) 33-70-82, 33-98-31 (3822) 66-02-93 (3452) 33-70-87 (82144)21-277 (3472) 28-59-38 (3512) 63-11-49, 63-05-39Генеральный дилер в России, центральный сервис в Москве: «Вебасто Рус»: Алтайская, 19, стр. 1А. Тел.: (095) 777-02-47, 777-02-48 [email protected] www.webasto.ru* рекомендованная цена подогревателя Thermo Тор £ с монтажным комплектом и таймером без стоимости установки