116
I ЭКОНОМИКА |КАК УЙТИ ОТ НАЛОГОВЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО «ЛИЗИНГ»ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЮРЬЕВ/ШКОЛА БИЗНЕСАОбычно раз в два-три года у крупных фирм и компаний возникает необходимость в закупке партии новых автомобилей. Это требует немалых затрат. От множества связанных с такими приобретениями проблем может избавить лизинг. Не потребуется фазу отвлекать из оборота фирмы солидные суммы, к тому же в последнее время появилась возможность ощутимо сократить налоговую нагрузку. Еще недавно наши коммерсанты относились к лизингу с недоверием. Приобретаешь автомобиль (пусть ив рассрочку), но принадлежит-то он не тебе, а дяде! Финансовые компании, предлагавшие эту услугу, отвечали бизнесменам взаимностью. Кандидатам, желавшим воспользоваться новым для России финансовым инструментом, выдвигали кабальные условия: требовали налоговую отчетность за несколько лет (большинство компаний с «серой» бухгалтерией воспринимали это как издевательство), перевода основных средств в определенный банк, да к тому же назначали высокие проценты за свои услуги. Такой вариант привлекал немногих. При том, что на Западе ни одна крупная компания не станет покупать автотранспорт (самолет, дорожную технику и т. д.) возьмет в лизинг. У нас же до поры до времени ценился только «нал», да и то, если он в «зелени». Сейчас ситуация меняется на глазах. Растущая конкуренция на лизинговом рынке (особенно после отмены в феврале обязательного лицензирования этого бизнеса) заставила его игроков повернуться лицом к потенциальным клиентам. Во-первых, начали снижать процентные ставки, во-вторых, при отборе кандидатов стали проявлять большую гибкость, терпимость, особенно в части финансовых отчетов. Теперь многие лизинговые компании не требуют справок из налоговой инспекпии, предпочитая самостоятельно проверять кредитоспособность потенциального партнера. Если вчера лизинговые контракты заключали только в Москве и «нефтяных» регионах, то сегодня перспективную финансовую услугу предлагают кое-где в провинции. Но и это еще не все.Одно из главных преимуществ лизинга - возможность реального снижения налоговой нагрузки на фирму. Согласно последним изменениям в Налоговом кодексе, лизинговые платежи полностью включаются в себестоимость продукции. Эффект здесь вполне очевиден. Еще одно важное изменение - увеличились сроки контрактов. Автомобили сейчас можно взять в лизинг на три или даже пять лет. На практике клиент выбирает трехлетний вариант - лизинговый контракт должен быть соизмерим со сроком амортизации. Играет роль и удобство оформления договора. Тут тоже сдвиги. Многие лизинговые компании обоюдные проблемы хотят взять на себя. Как правило, у крупных игроков рынка разработана своя система кредитного анализа. Для них лучшее подтверждение кредитоспособности клиента - история его бизнеса, денежные потоки, а также реальная финансовая ситуация. Они не требуют залога и сделку оформляют намного быстрее, чем раньше: с момента предоставления документов вся процедура занимает две-три недели. Особенно привлекательны лизинговые схемы, когда приходит время обновлять коммерческий автопарк. Выбрав марки и модификации машин, фирма обращается в лизинговую компанию, где и выбирается оптимальная схема контракта. Как правило, клиент вносит в качестве аванса 30% стоимости автомобилей, оставшиеся 70% финансирует лизинговая компания. Обычный срок выплат по контракту - 36 месяцев. После окончательного расчета автомобили становятся собственностью клиента. Кстати, когда речь идет о коммерческом транспорте, лизинговые компаниипроявляют такую гибкость, на которую вряд ли могут рассчитывать покупатели легковых машин. Например, опускают ценовую планку для сделки. В среднем минимальная стоимость контракта 30 тыс. долларов. В лизинговые фирмы обращаются не только крупные и средние компании, но и совсем небольшие, готовые приобрести всего одну-две машины. Часто им идут навстречу, не рассматривая первый контракт как единичный. Главный критерий в подобной ситуации - прозрачность клиента, история его дела. Эксперты лизинговых компаний уверены: фирма, которая активно развивает свой бизнес, обратится к ним снова - через полгода, год. Нельзя сбрасывать со счетов и особые отношения лизинговых компаний с автопроизводителями и их официальными дилерами. Это - не только возможность экономии за счет корпоративных скидок. Так, «Форд», используя свою дилерскую сеть в России, предлагает клиентам комбинацию финансового лизинга с рядом дополнительных услуг, например, программу техобслуживания, когда клиент ежемесячно платит некую фиксированную сумму, а за состояние машин отвечает дилер. «Мы работали над созданием схемы операционного лизинга последние два года, - говорит Хенрик Нензен, президент компании «Форд» в России. - Многие международные корпорации, работающие в России, уже принимают участие в наших лизинговых программах; заинтересовались ими и российские фирмы». Впрочем, несмотря на соблазнительные предложения, не стоит забывать ио подводных камнях. При выборе компании, готовой профинансировать сделку, эксперты советуют обратить особое внимание на сроки рассмотрения заявки, и если они превышают дветри недели, искать альтернативные варианты. А также - на возможные скрытые издержки: некоторые вводят дополнительные комиссионные сборы. Многое, конечно, зависит от количества приобретаемых автомобилей, но в любом случае можно рассчитывать на скидку (причем не символическую). Наконец, при требовании перевести денежные средства в другой банк даже не возражайте - просто уходите. Потратив некоторое время на ознакомление с рынком, вы обязательно найдете практически идеального партнера. 1»1