СВОИМИ СИЛАМИ /СЕКРЕТЫ МАСТЕРАЖЕЛЕЗНАЯ ЛОГИКАОШИБСЯ ЭКСПЕРТ - ЗАПЛАТИТ КЛИЕНТТЕКСТ / НИКОЛАИ КАВЕРАУ, ИНЖЕНЕР БЮРО АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫАвтомобиль - средство повышенной опасности. В том числе для кошелька владельцев. Ведь аварии, увы, происходят ежедневно. А затраты на восстановление движимого имущества могут запросто подорвать бюджет семьи на ближайшую пятилетку. Задача эксперта - сделать все по-честному. То есть обеспечить потерпевшему полное возмещение ущерба и избавить виноватого от необоснованных расходов. «Аварийные» обращения составляют около 90%. Остальные десять связаны с вопросами наследования, раздела имущества и уточнения стоимости ремонта «для себя». РЕМОНТ ИЛИ УЩЕРБ? Итоговая цифра калькуляции означает либо ущерб, либо стоимость ремонта. Вещи это совершенно разные ив одном и том же случае могут отличаться на солидную величину. СТОИМОСТЬ РЕМОНТА - это скалькулированный объем работ, умноженный на стоимость нормо-часа. При грамотном расчете перечень операций гарантирует полное восстановление утраченных свойств автомобиля. Получив деньги, на технологии можно сэкономить, сделав ремонт «по дешевке». А вот переплачивать не придется точно, если только вдруг не вылезут незамеченные ранее скрытые дефекты. Это, кстати, в заключении эксперта оговорено особо. Дорогого стоит правильный выбор нормо-часа. Ведь в соседних сервисах разброс может достигать 10-15 у. е.! Приходится вычислять средние цифры по каждой марке. Информация для размышления из каталогов услуг. С верным выбором, как правило, согласны потерпевший и ответчик. Спор-менить высокотемпературную (выше +80°С) сушку. В результате некоторые качества автомобиля неизбежно пострадают. В денежном выражении это и есть потеря. Раньше на этот счет были точные положения и методики. ВАЗ, например, рекомендовал начислять проценты от реальной стоимости автомобиля. Ныне всяк жив своим умом. За основу берут стоимость запчастей или, скажем, работы. А искомая величина «гуляет» на порядок... КАК ОЦЕНИВАЮТ Основной метод- визуальный, попросту говоря - на глаз. Но глаз должен принадлежать профессионалу. Линейка, штангенциркуль и прочий мерительный инструмент ему ни к чему. Здесь оперируют терминами: первый, второй, третий ремонт, устранение перекоса, замена. Эта информация и отражена в заключении. Ваше факсимиле - знак согласия. Порой «чайнику» предлагают подписать лист с простым перечнем повреждений. Господа лукавят - ведь объем работ можно рассчитать по-разному. И склонить денежные весы в ту или иную сторону. В зависимости от симпатий или... величины «спонсорского» взноса. Настоящий мастер никогда не придирается к клиентам. Такова специфика работы. Им и без того не сладко: одному предстоят утомительные хлопоты с ремонтом, другому - денежные траты, и порой немалые. Стоит ли гонять горемыку по инстанциям, если, например, в справке ГАИ не указаны некоторые поврежденные детали? Или их названия не совпадают с каталожными (типа «треснуло жабо и отвалились дворники»)? Опытный эксперт отличноОсновная часть работы - бумажная.Оценить деформацию можно и на площадке.ные моменты разрешаются в суде. Дело это хлопотное, отнимает много времени. Истинные профессионалы предпочитают разводить спорщиков на месте. И уж никогда не рассчитают ремонт «Запорожца» по «мерседесовским» расценкам. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЩЕРБА - дело куда более щекотливое. Допустим, вы не успели заменить разбитое (и оплаченное виновником) крыло, а в него уже въехал очередной «искатель приключений». «Жестянка» все равно никуда не годилась ив соответствии с калькуляцией реальной стоимости не имела. Разве что в виде металлолома. Значит, убытков вы не понесли и никакого возмещения по автомобилю не получите. Правда, в жизни двух одинаковых аварий не бывает. Скорее всего, ваш обидчик задел кое-какие, до тех пор целые детали. За них он и ответит сполна. Злополучное крыло, кстати, не обязательно должно быть «всмятку» - может, оно простоистлело от времени. Тогда эксперт сделает поправку на износ. Не худо знать, что виновник, оплачивая новую «жестянку», все съемные заменяемые детали вправе забрать себе. Резонов два: не дать «визави» сэкономить, без замен подлатав старье, и покрыть часть собственных убытков, вернув, по возможности, запчастям их утраченные свойства. В стоимость ущерба входит и потеря товарного вида. Ведь даже самый прекрасный ремонт делают по технологии, отличной от заводской. Например, нет возможности погрузить кузов целиком в ванну с фунтом или приГлавное - не упустить ни одной мелочи. Царапины на торце означают - при аварии дверь заклинило. видит, что согнулось в этот раз, а что, быть может, в предыдущий. Надо знать лишь количество и направление ударов. Пройдя по всей силовой структуре кузова, спец отследит путь деформации. Чаше всего достаточно наружного осмотра. А разборка и подъемник требуются лишь в тяжелых случаях. Ремонтировать или менять, определяют из технических и экономических условий. То есть восстановленная деталь должна соответствоватьстандарту, но стоить дешевле новой. Иначе ее место на свалке. Как видите, в нашей работе хватает нюансов. Если делать все «втихаря», у клиентов возникает много вопросов. Одному ведь хочется получить побольше, а другому - заплатить поменьше. Поэтому на осмотр приглашаются все заинтересованные стороны. Нелегко порой победить в открытом «бою», доказав объективность принятого решения. Но иного пути, я считаю, быть не может. КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО Прежде на подготовку эксперта уходили годы. Еще бы - ведь он обязан прекрасно разбираться в конструкции автомобиля, знать современные технологии кузовного ремонта, держать в голове кучу нормативной документации, быть чуточку юристом и неплохим психологом. Кадры, в основном, черпали из специа-Попутное столкновение - распространенный случай.листов автосервиса с высшим образованием. Набиралось немного: в 80-е годы Москву обслуживали сто человек. Ныне их более двух с половиной тысяч. В лучшее качество это количество, к сожалению, не перешло. Деятельность лицензирована, но ведь приобрести эту бумагу не ахти как трудно. Чем только в подземных переходах не торгуют! И пошли плодиться бюро-однодневки. Благодатная почва для «подставлял». Ведь горе-эксперт по умыслу или незнанию начисляет в актив гангстеровсумму ремонта. Считай он реальный ущерб - криминальный бизнес стал бы невыгоден! Кстати, если с введением обязательного страхования путаница понятий не прекратится, то на выплаты никаких денег не хватит! И еще: экспертиза должна быть независимой. Ведь оценщику сервисной станции выгодно насчитать побольше, представителю страховщика - поменьше. Вот и думай, к кому податься. Щедрая компенсация, конечно, хорошо. Но справедливость - дороже. илНа травахрекламыt _I'llll',',J„ . " IВшОфициальный дилер Москва, 2-й Лихачевский пер., 6 456 6511, 456 4067, 456 7583 459 9217, 459 9558, 459 9430 E-mail:
[email protected] www.1ak.ru