88
89
I ТЕХНИКА |«Вам какие углы делать спортивные или обычные?»тальных, а с другой - в меньшей степени сказывается на износе шин и прочих нюансах, связанных с качением авДИАЛОГ У РЕГУЛИРОВОЧНОГО томобиля. Более того, данная операСТЕНДА ция наиболее трудоемка - думается, именно поэтому о ней «забывают» на заводе. Только потом, разобравшись с продольными углами, грамотный мастер начинает регулировать развал, а затем и схождение колес. Вариант 1. За что же отвечает кастер и можно ли к нему относиться столь небрежно? Ответы впереди, а пока озадачиваем оператора просьбой максимально «испортить» углы продольного наклона стоек, уведя их в «минус». Визуально мы как бы сдвигаем передние колеса назад, к брызговикам колесных ниш. Ситуация, довольно часто встречающаяся на старых и сильно «уезженных» машинах либо после установки проставок, поднимающих заднюю часть транспортного средства. После стенда катится автомобиль гораздо лучше, чем в «заводском» варианте, однако что-то в его поведении настораживает. По отдельности все вроде бы неплохо: легкий руль, быстрые отклики на ТКТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ЕС ний российский автомобиль оказался его малейшие отклонения. Однако скоро понимаешь - «Самара» стала из• Т / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ ОО предпочтительнее. ольшинство вспоминает об этой Вот он - новенький ВАЗ-2114, только лишне нервной и вертлявой, что осопроцедуре, когда автомобиль начто прошедший предпродажную подбенно заметно после 80-90 км/ч. Она чинает «подъедать» шины или в готовку. Короткое путешествие на пугает нестабильностью откликов при момент замены деталей, отвечающих Дмитровский автополигон выявляет входе в поворот (необязательно быстза геометрию шасси. Что греха таить: неожиданно «легкий» руль и при этом рый). Автомобиль так и норовит рискпосле определенного пробега мы недовольно-таки бесхарактерное поведенуть куда-то в сторону, требуя от водиредко перестаем внимательно приние автомобиля на дороге. Посему теля постоянного подруливания. Сисматриваться и принюхиваться к люпервым делом - на стенд «схода-разватуация еще более осложняется при выбимому детищу, пуская многое на сала», дабы оценить, что же получает полнении маневра «переставка». Тут мотек. В автомобиле, однако, все взаипотребитель в магазине. Замеры нестановится очевидным, что в нештатмосвязано: давно забытый дефект сколько настораживают, хотя основные ситуации на этом варианте лучше вдруг проявляется возросшим расхоные параметры находятся в поле допуне попадать - точно сработать руледом топлива или некой своенравноска, за исключением продольного угла вым колесом вряд ли получится. Постью машины, мешающей нормально наклона оси поворота левого колеса няв это, вновь отправляемся на регууправлять. (кастера). Похоже, и на заводском конлировочный стенд. Вариант 2. Казалось бы, никаких Показалось небезынтересным повейере думают больше об износе шин, экспериментировать именно для того, нежели о ездовых качествах машины. серьезных вмешательств в подвеску чтобы уяснить, как влияют регулировЧто же, меняем заводские регулировпросто убраны лишние шайбы, мешавшие колесам занять «правильное» ки колес на поведение автомобиля. ки на задуманные. положение (стойки наклонены в Для тестов выбрали «Самару» ВАЗ«плюс»), выставлены в «ноль» и утлы 2114 - большинство современных иноТАИНСТВО ОПЕРАЦИИ Применительно к передней подвессхождения и развала. марок не обременяет владельца диаТо, что характер ВАЗ-2114 изменилпазоном и выбором регулировок. Там ке отечественного переднеприводного все параметры заложены заводом-изавтомобиля установка углов всегда нася, чувствуешь почти сразу по рулевоготовителем и повлиять на них без чинается с регулировки кастера. му колесу, ставшему упругим и отменконструктивных переделок достаточИменно этот параметр, с одной стороно информативным. Конечно, физино сложно. Так что для наших изысканы, служит определяющим для осческие усилия выросли, но про нихБ НАША СПРАВКАУгол продольного наклона (кастер) - угол между осью поворота колеса и вертикалью на виде сбоку (рис. 1). Считается положительным, если ось наклонена назад относительно направления движения. Развал - наклон плоскости колеса к перпендикуляру, восстановленному к плоскости дороги (рис. 2). Если верхняя часть колеса наклонена наружу автомобиля, то угол развала положительный, а если внутрь то отрицательный. Схождение - угол между продольной осью автомобиля и плоскостью, проходящей через центр шины управляемого колеса (рис 3). Схождение считается положительным, если плоскости вращения колес пересекаются перед автомобилем, и отрицательным, если они, наоборот, пересекаются где-то сзади. очень быстро забываешь, ощутив настоящий характер машины. Словно невидимая рука удерживает ее на полотне дороги, заставляя ехать не только четко, понятно, но и правильно. Куда-то ушли вертлявость, невнятные взаимосвязи и траекторные рыскания - «четырнадцатая» вдруг стала очень удобным в управлении автомобилем, над доводкой которого не зря поработали когда-то специалисты «Порше». Специальные маневры только укрепляют наши первоначальные ощущения: на «переставке» ВАЗ, что называется, поехал, легко и непринужденно опередив предыдущий вариант. Честно говоря, вмешиваться в достигнутый результат уже не хочется - настолько он логичен. Но условия эксперимента обязывают. Вариант 3. Помня о заводских «настройках», решаем «испортить» развал, сделав его излишне положительным. Увы, изменять его без коррекции схождения нежелательно, посему закладываем в схему еще и положительное схождение. Надо признаться, на первых порах изменения в поведении машины не столь разительны. Опять «полегчал» руль, стали ленивее отклики на входе в поворот, увеличилась боковая раскачка кузова. Но никаких катастрофических ухудшений в характере - к нюансам приспосабливаешься довольно быстро. Однако стоит слегка выйти забранного кастера. И «четырнадцатая», словно заразившись азартом эксперимента, с первых секунд общения стремится продемонстрировать собственное «я». Казалось бы, вот он - знакомый, «тарированный» поворот, в который полчаса назад и на восьмидесяти было страшновато заезжать. А теперь, после последней регулировки машина допускает и 100, и ПО км/ч, словно подстегивая: «Давай еще, я могу, у меня получается!» И уже трудно удержаться от бесконечных провокаций; когда обычный ВАЗ вдруг поехал, словно настроенный гоночный снаряд, вызывая чувство восхищения. Конечно, вновь стало весьма весомым усилие на баранке, но в остальном - отлично! Маневр «переставка» только подтверждает это. Отсюда и лучший результат.ТАК ОБЫЧНЫЕ ИЛИ СПОРТИВНЫЕ? Ответ, какие будем делать углы, очерамки дозволенного и смоделировать экстремальную ситуацию, как «чувствиден - правильные. Этим эксперименво локтя» мгновенно теряется. С появтом мы лишь слегка приподняли завесу лением скольжений неожиданно рано таинственности, укрывающую от рядоосложняется попадание в заданный вого ездока цель и смысл регулировки коридор на «переставке» и машина, углов установки колес. Оказывается, казавшаяся послушной, вдруг сдается, есть масса достаточно простых и при задолго до заветных пределов. Да и этом весьма эффективных способов меповедение в быстрых поворотах вынять характер автомобиля, не прибегая глядит не лучшим образом - доминик дорогостоящим заменам узлов и детаруют сильнейшие проскальзывания лей. Главное, не пренебрегать второстепенными, на первый взгляд, регулировпередней оси. Вариант 4. В данном случае прихоками - зачастую они оказываются очень дится вспомнить о собственных спорважными. Но какому же из вариантов отдать тивных амбициях: «утолки»-то мы закладываем соответствующие. Кругом предпочтение? Думаю, для большинв «минус», за исключением уже вы- ства весьма приемлемым окажется второй. Он наиболее логичен для поВАРИАНТЫ РЕГУЛИРОВОК И ПРЕДЕЛЬНЫЕ вседневной езды, причем как с частичной, так ис полной нагрузкой. Надо СКОРОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНЕВРА ПЕРЕСТАВКА. лишь учитывать, что, увеличивая про"прея УГЛЫ установки колес км/ч дольный наклон стойки, вы не только Вариант О К„*=-Г улучшаете поведение машины, но и (стандарт) Р *+0°40' P =+0°55' Сц=+0°28' повышаете стабилизирующее (возК„=-0°40' К р=-(П5' Вариант 1 вратное) усилие на руле. Посему не РлИ) 0'Р д=-0 03'С -=-и 01' перестарайтесь. K =+1°05' К =+1°00' 87,4 Вариант 2 Р„=-0°01' Р„„=-(Г04' С^-0°03' Последний, наиболее «быстрый» К =+1 05'К =+1 00' вариант настройки больше подходит 84.1 Вариант 3Р =+1°00' Р =+14)3' С =+0°10' околоспортивной публике, любящей поимпровизировать с автомобилем. Вариант 4_ *С?° ' fet ,! ' 88,0 Отдавая предпочтение данным регуНормативные К=+0°20'±30' Р=+0°30'±30' лировкам, надо учитывать, что с увезначения** С«=0°15'±10' 'К ~ кастер левого колеса: К - кастер правого колеса; личением нагрузки значения углов Р„ - развал левого колеса; Р - развал правого колеса; схождения и развала будут возрасwm С - схождение колес ' 'Рекомендованные заводом-изготовителем для снаряженного и могут выйти за допустимые тать автомобиля. рамки. 1»1 89л nD П848 , о <| П > n пр вол пр п пр х 05 1 00 п пр пр х