134
135
МЫ И АВТОМОБИЛЬ /БЫЛОЕ100 ЛЕТ С «ТВСТ/ СЕРГЕЙ КАНУННИКОВКанун нового 1903 года на заводе «Кадиллак» выдался горячим полным ходом шла подготовка серийного производства первой модели А (опытный экземпляр собрали 17 октября 1902-го). Уже в январе ее должны были показать на Нью-Йоркской автомобильной выставке. Дебют удался. Правда, не все верили, что одноцилиндровый двигатель способен развивать больше 10 л. с. Но в марте, когда «кадиллаки» поступили в продажу, покупатели оценили и ходовые качества, и надежность новой американской машины. Генри Лиланд, основатель компании (ЗР, 1998, № 10), вряд ли мечтал о самых больших и шикарных автомобилях. Он не был любителем роскоши и долго ездил на скромном купе с одноцилиндровым мотором, даже когда его фирма уже строила дорогие машины. «Патриарх Детройта» (так называли пожилого степенного Лиланда коллеги и конкуренты) начинал карьеру оружейником, слыл специалистом по точной механике. Он хотел, чтобы машины, названные именем основателя Детройта Антуана де ля Мота Кадиллака, были самыми удобными, безопасными, надежными. Не случайно с этой маркой так часто соседствовало слово «впервые». Уже в начале XX века на «кадиллаках» ввели стандартизацию деталей: теперь при сборке их не нужно было подгонять. Несколько автомобилей, прибывших в Великобританию, разобрали, детали «перетасовали», и... собранные вновь машины оказались абсолютно ране «Роллс-Ройса Легалимит» и «Де Дион-Бутона» была очень низкой. Когда моторы V8 стали в США привычными (ими оснащали даже семейные «форды» и «шевроле»), главный в те годы раздражитель руководства «Кадиллака» - «Паккард» вовсю выпускал уже автомобили с двигателями VI2. Ответом стал «кадиллаковский» VI6. Оснащенные 7,4-литровым мотором в 175 сил автомобили поступили в продажу 10 декабря 1929-го, а уже в январе на выставке в Нью-Йорке от желающих потрогать 16-цилиндровый «Кэдди» (так называли марку ее поклонники) не было отбоя. «Кадиллак» ботоспособными. В 1908 году это было вновь обогнал всех: ни одна компания не отважилась на крупносерийное прочудом! В 1912-м Лиланд инициировал компизводство таких двигателей. Земляки лектацию машин электростартерами из компании «Мармон» попробовали конструкции инженера Киттеринга. было конкурировать, да надорвались Кстати, доказывая надежность новинпостроили всего несколько сотен маки, двигатель публично заводили тысяшин. Фирма «Мармон» сошла со сцечу раз (!) подряд. Через три года на «Каны, а дилеры «Дженерал моторе» диллаке» появился первый в мире за первый год продали 288716-цилиндкрупносерийный мотор V8. До этого ровых автомобилей. «восьмерки» выпускали штучно, а наАмерика стала сверять часы по «Кадежность агрегатов почти забытых ныдиллаку». С этой маркой связаны имена многих знаменитостей, в том числе овеянных недоброй славой. Во второй половине 20-х в Чикаго разгорелась настоящая гангстерская война. По городу носились кавалькады огромных машин. В те годы их называли эскадрами, наверно, как напоминание о духовных предках гангстеров - пиратах. Банда Хайми Вейса, контролировавшего юг Чикаго, пользовалась «паккардами», а северные во главе со знаменитым Аль Каноне раскатывали на 8-цилиндровых «кадиллаках». Для себя этот любитель роскоши одним из первых купил 16-цилиндровый «Кадиллак» с огромным семиместным кузовом «империал седан». Война меж- ДЕТРОЙТАду группировками была в самом разгаре, автомобиль Капоне бронировали, хотя в те годы даже монархи и президенты ездили в незащищенных машинах. После того как чикагский мафиози в 1931-м получил 11 лет тюрьмы за неуплату налогов, его «Кадиллак» оказался... в гараже Белого дома. Впрочем, президент Франклин Рузвельт наотрез отказался ездить на одиозной машине. Конечно, в списке владельцев «кадиллаков» были не только гангстеры. На них раскатывали президенты и монархи, звезды кино и эстрады - очень разные люди - от Марлен Дитрих до индийского махараджи, купившего 16-цилиндровую машину специально для... охоты. Эпатаж отнюдь не противоречил духу «Кадиллака». После войны Харли Эрл, вице-президент компании, а в прошлом дизайнер, вдохновленный двухфюзеляжным самолетом «Локхид Р-38 Лайтнинг», стал продвигать «аэрокосмический дизайн». Вычурные хвосты на задних крыльях, огромные панорамныестекла,причудливые ракетообразные фонари в щедром обрамлении хрома... А если все это покрасить в розовый цвет! Именно такой «Кадиллак» был у короля рок-н-ролла Элвиса Пресли. Кто-то считал «кадиллаки» 50-х своего рода китчем, но многие непримиримые критики втайне мечтали о кричащей роскоши и мощном прожорливом моторе. А поднакопив, бежали к дилерам «Кадиллака»: эти машины, в отличие от большинства конкурентов, были доступны. «Роллс-ройсы», «бентли» и самые дорогие «мерседесы» - штучный товар, а «Кадиллак» уже к 1948-му выпустил первый миллион автомобилей. Многие фирмы копировали американский дизайн, начатый Харли Эрлом, который и сам, говорят, любил шокировать коллег, приходя на службу в белом костюме и синей сорочке (в то время невероятное сочетание). Доведя аэрокосмический стиль до абсолюта, стилисты «Кадиллака», а вслед за ними и коллеги из других компаний перешли на кузоваПереднепримдный «Эльдорадо» 1972 года начало заката прекрасной эпохи «Кадиллака» Через несколько лет фирме пришлось-таки «сократить» огромные и мощные автомобили.'• t^атицилиндровый «КадиллакФаэтон» серии 452 появился в 1931-м.(Г\с более спокойными линиями. Тем временем конструкторы фирмы готовили очередную сенсацию. В 1967-м в продажу поступил 235сильный «Кадиллак-Эльдорадо» с передними ведущими колесами. В мире не было переднеприводного автомобиля такого класса, если не считать «кордов», которые в небольших количествах выпускали в 30-х. Переднеприводный «Кадиллак» произвел фурор. Все почему-то сразу забыли, что подобную конструкцию чуть раньше обкатали на «Олдсмобил-Торонадо», и не очень задумывались о спорном техническом решении - цепном приводе от двигателя к трансмиссии. Главным для американцев было другое: «Кадиллак» опять опередил конкурентов! «Кэдди» превратился в Штатах почти в божество. Среди американцев гуляла шутка: «Роллс-Ройс»? - «Это тот «Кадиллак», который кончил Оксфорд...». Справедливости ради: на британские аристократичные машины ставили американские автоматические коробки передач. Когда в начале 70-х в США разразился энергетический кризис, фирма дольше других держалась за полноразмерные, по американской терминологии, кузова и мощные прожорливые моторы. Но анекдот о том, как на бензоколонке водителя просят заглушить мотор потому, что бензин убывает из бака быстрее, чем его наполняет заправщик, уже перестал вызывать уПик моды на «пышные формы» пришелся на конец 50-х. Двигатель V8 «Эльдорадо Кон[вертибл» развивал 330 асIамериканцев улыбку. Фирме, выпустившей летом 1973-го пятимиллионный автомобиль, все-таки пришлось перестраиваться. Последние четверть века для «Кадиллака» были не самыми радужными. Поклонники марки не любят вспоминать недомерки - «Симарион» и тем более «Катеру», родную сестру «Опеля-Омега». И все же компания не разучилась удивлять. В 90-х очередной сенсацией стало элегантное купе «Аллант»: кузов для него делали в Италии и доставляли в Штаты на самолете. Опять самый-самый... на сей раз длинный «конвейер» в мире! Похоже, знаменитую марку рано списывать со счетов. Подтверждение тому - ломающий фирменные стереотипы «Кадиллак-Эскелейд» с 350-сильным двигателем - конечно же, самый мощный серийный автомобиль классаSUVB мире... .Сто лет назад Генри Лиланд, человек немолодой, с устроенной жизнью и преуспевающим бизнесом, поборник точности и основательности, решил взяться за производство автомобилей. С этого и началась длинная история «Кадиллака», в которую наверняка еще будут вписаны новые интересные страницы... I» i