I ТЕХНИКА /НОУ-ХАУСТРОИМ ГЛАЗКИ №ЧТО СКРЫВАЕТ БЛЕСК МОДНЫХ ФАРТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВКАК «ПОРТИЛИ» ФАРЫ Изначально автомобиль смотрел на мир «незамутненным» взглядом фар без рассеивателя. Ведь лучший прожектор получается, если поместить точечный (не имеющий реальных размеров) источник света в фокусе параболического отражателя. Такие «параболоиды» доставали в войну до самолетов на километровой высоте и не только показывали цель зенитчикам, но и... ослепляли летчиков. Однако на земле с эффектом ослепления пришлось вести бескомпромиссную борьбу. Луч ближнего света ограничили сверху, поставив в лампочку под нитью ближнего света металлический экранчик: теперь работала только верхняя часть рефлектора, направлявшая свет вниз. Мало того, защитное стекло превратили в рассеиватель, снабдив его рифлением, причем несимметричным (для «европейского света»). Сквозь такое стекло зеркальная поверхность отражателя не видна, и взгляд фар надолго «замутился». ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА Но разве нельзя заставить лучи, отраженные нижней половиной рефлектора, не задираться вверх, в глаза водителю встречного автомобиля? Можно, однако для этого не годится отражатель простейшей параболической формы. Придется строить новое кривое зеркало - из нескольких сегментов, каждый из которых освещает назначенную ему зону дороги. Такие дольки-сегменты имеют свои точки фокусов, не обязательно совпадающие с нитью накаливания, потому и назвали новые фары мультифокальными («Хелла») или вариофокусными - VF («Бош»). Им уже не нужно ребристое защитное стекло - взгляд автомобиля прояснился. Если посмотреть ему прямо «в глаза», сегменты отчетливо видны и даже украшают внешность машины. Очевидно, что для получения идеально точного светораспределения по европейскому стандарту количество сегментов отражателя должно быть как можно большим, а размер нити накаливания - как можно меньшим. Тогда удастся вплотную подойти к условиям геометрической оптики и рассчитать путь для «каждого отдельного лучика», испускаемого лампочкой. На практике конструкторы стали делить поверхность отражателя примерно на 10 000 частей и протянули к дороге не меньше 10 000 000 (!) виртуальных лучей - такое приближение весьма точно соответствует реальной картине. Высокопроизводительный компьютер, используя математический методс красивым названием «Монте-Карло», трудится над расчетом рефлектора 13 часов кряду, заменяя этим не менее чем двухгодичную (!) работу человека, вооруженного лишь карандашом и калькулятором. Именно мощным компьютерам обязаны своим появлением современные «хрустальные» фары. В результате сегменты нового рефлектора становятся столь маленькими, что сливаются в одну сплошную поверхность очень сложной «свободной» формы FF, что удачно нашло отражение сразу на двух европейских языках: free form по-английски или freie Flache по-немецки. В новых фарах для освещения дороги используется уже почти весь световой поток лампы, за исключением разве что ее торца, прикрытого непрозрачным колпачком, - свет от него в любом случае слепил бы встречных водителей. ЛАМПОЧКИ МЕНЯЮТ НОМЕР Для точного светораспределения нить накаливания должна быть как можно меньшего размера. Привычные галогенные лампочки HI (однонитевая) и Н4 (двухнитевая) не удовлетворяли возросшим требованиям светотехников; на смену им пришли Н7 и Н8. Их спиралька (по-научному - тело накала) намотана гораздо плотнее и раскаляется до больших температур. Если в HI на поверхности нити были максимум 3100°К, то в «семерке» уже есть участки с 3700°К. Зрительно излучаемый свет кажется не таким желтым, он ближе к голубому. Но, конечно, лучше всего для фар FF подходят ксеноновые газоразрядные лампы с миниатюрной дугой, разогретой до 6000°К, - совсем как солнечная поверхность. ДА ЗДРАВСТВУЮТ КОНТАКТНЫЕ ЛИНЗЫ! Любуясь блеском современных фар, вы наверняка обратите внимание на круглый зрачок - он почти всегда есть под общим «хрустальным» стеклом. Это фара дальнего света, выполненная по новой технологии. (Применение двухнитевых ламп с FF-отражателями технологически затруднительно.) Тут уже не нужно добиваться четких границ светового пятна, достаточно обеспечить максимальную освещенность при возможно малых габаритах. Выполнить это позволил эллипсоид - тело вращения с двумя фокусами. Если поместить источник света в первом, лучи дружно соберутся во втором (там можно при необходимости расположить экран специальной формы, задающий границы светового пучка, - такие фары ближнего света тоже существуют). Единственное «но» - дальше придется собирать расходящиеся лучи специальной линзой, зато вся конструкция получается на радость дизайнерам очень компактной. Можно даже сделать эллипсоид приплюснутым в вертикальной плоскости, а линзу асферической (с разными радиусамиНа правах рекламыкривизны по горизонтали и вертикали). Такая фара получила название полиэллипсоидной (PES) у «Боша» или трехосной (DE - DreiachsEllipsoid) у «Хеллы».ФАРА ПРИСПОСОБИТСЯ К ДОРОГЕНаучились строить современные фары не только на Западе. Завод «Автосвет» в Киржаче также освоил новыеТрехосный эллипсоид «диапроектора» иногда совмещают с FF-отражателем.методы расчета и изготовления FF-отражателей. Такие фары уже выпускаются для новой «Нивы» в Рязани и планировались для «Волги» ГАЗ-3111. Впрочем, ясный взгляд обретут теперь другие модели нижегородцев. Но разработчики светотехники видят будущее не столько в построении самой фары, сколько в автоматическом управлении ее лучом и светораспределением в зависимости от загрузки автомобиля, конфигурации предстоящего поворота, появления встречного транспорта... В экспериментальных фарах появились подвижные экраны, лампы, отражатели. Есть даже вариант с полумиллионом подвижных микрозеркал, управляемых компьютером! На пути к «адаптивным фарам» уже решены многие технические проблемы, и после ожидаемого в 2003годувнесения изменений в европейские стандарты им будет дан «зеленый свет». 1*1Astra N-Joy 1.6/16 V (100 п.с.) • Кондиционер • АБС • Подогреваемые зеркала с электроприводом • Передние электростеклоподъёмники • Подушка безопасности водителя • Центральный замок с ДУ $ 13.450O pel . Движение к лучшему.Специальное предложение по подготовке автомобиля кзимнемупериоду . С 1 по 30 ноября бесплотная входная диагностика. Скидка 10% но запасные части и произведенную роботу. Автотехцентр: Москво, Аминьевское ш. 4а 'Перечень запасных частей и работ регламентирован. Автосалон: 095 442-3224, 449-2669 Технический центр: (095) 442-4745, 442-5732 Мог. запасных частей: (095) 441-6405
[email protected] ____ , _1 3 года гарантии на все автомобили, приобретенные в Теме" www.gema.ru73