ТЕХНИКА /НОВИНКИМАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ«ОДНОЛИТРОВЫИ» ГРУЗОВИК?ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СЕКТОРЕ ПЕРЕВОЗОКак уж повелось: говоря о технических новшествах, часто забывают о том, что легковые автомобили не единственные хозяева дорог. Между тем многотонные махины ничуть не уступают им в изощренности конструкции, а порой даже совершеннее. На недавнем специализированном автосалоне в Ганновере д-р ПахтаРейхофен привел тому убедительные примеры. Начнем, как нынче водится, с экологии. Нормы Евро IV потребовали от конструкторов снизить выбросы окислов азота с5 до 3,5 г на киловатт-час вырабатываемой двигателем энергии, а частиц сажи - с 0,1 до почти неуловимых 0,02 г. Существующие на бумаге нормы Евро V (планируются с 2008 года) требуют очередной «жертвы» в 1,5 г NOx. Добиться такого эффекта, увеличив долю рециркуляции отработанных газов, практически невозможно: большинство грузовых фирм делают ставку на специальные селективные катализаторы SCR (Selektive Catalitic Reduction) с дозированным впрыском мочевины.ТЭто достаточно распространенный и недорогой химикат, выделяющий при нагреве аммиак. Тот, в свою очередь, способен расщепить окислы азота на азот и кислород, не представляющие опасности для окружающей среды. Правда, дизтопливо не должно содержать примесей серы, к тому же заправлять автомобиль придется еще и мочевиной (хорошо хоть, на литр топлива ее нужно лишь 3,5 см3). Появится еще один контроллер впрыска (для катализатора), работающий с учетом параметров работы двигателя, получаемых от основного электронного блока. Разработчики надеются, что до Евро VI дело не дойдет - иначе придется бороться с продуктами сгорания ничтожного количества масла, попавшего в цилиндры... Что касается снижения расхода топлива, то современный 40-тонный грузовик может довольствоваться 33 литрами на «сотню». Получается, что в пересчете на тонну массы он заткнул за пояс «фольксвагеновский» «литровый» концепт, притом без всякой супераэродинамики! Вероятно, дальней-«Акватардер» - так назвали новинку. ший прогресс будет связан с альтернативными видами топлива и привода (например, водород, топливные элементы). Еще одна новинка из области высоких технологий - компьютерная видеосистема, отслеживающая положение автомобиля на своей полосе (предполагается, что с дорожной разметкой все в порядке). Стоит лишь отклониться от середины полосы, не включив указатель поворота, как в кабине раздастся предупреждающий шумовой сигнал, слева или справа соответственно. Более того, вскоре такая система позволит автоматически удерживать грузовик на оси полосы, слегка подтормаживая то или иное колесо через систему ESP. Может показаться, что здесь легковые автомобили ушли вперед, но... Вспомните, сколько колес у многотонного автопоезда, часть из которых принадлежит трейлеру. Каждое необходимо снабдить не только датчиком, но и индивидуально работающим тормозом! А если завтра потребуется ехать с прицепом другой фирмы, быть может, и не оборудованным этими устройствами? Новые решения внедряются ив тормозные устройства. Например, МАН разработал... водяной ретардер (замедлитель). На затяжных спусках энергия рассеивается с помощью встроенной в систему охлаждения и связанной с колесами крыльчатки, прокачивающей антифриз через диафрагму с небольшим отверстием. Это позволяет перевести в тепло до 600 кВт и по сравнению с традиционными ретардерами экономит 80 кг масла.Систеиа выпуска становится сравнима по сложности с двигателем в целом. Бак с мочевиной Дозирующая система Клапан Датчик температуры Шина данных Датчик уровня Контроллер «—2 Х-зонд Ресивер КомпрессорРМ-частицы сажишNO.ttQ-»2N2+3H20 WebastoFeel the drivtНЕ МЕРЗНЕТ И НЕ ПОТЕЕТПОДОГРЕТЬ СИДЕНЬЕ - ПОЛДЕЛАтобы было тепло, в сиденья давно уже встраивают подогрев. А как сделать, чтобы было сухо? Иными словами, обеспечить вентиляцию и отвод тепла и влаги от нижней части тела? До сих пор проблему решали с помощью встроенных в подушку сиденья вентиляторов, что, конечно, было дорогим удовольствием, доступным владельцам престижных марок. Другое дело - разработанное фирмой «Джонсон Контроле» сиденье «ЭкоКлимат». В нем нет подвижных частей, все основано на новых материалах, чем-то похожих на используемые в средствах гигиены, столь энергично рекламируемых по телевидению. «Прозрачные» для воздуха слои активированного угля и ткани на основе волокон кокосовой пальмы отводят тепло и поглощают влагу. Но - внимание! - как только давление с подушки снимается, влага выделяется обратно в воздух и испаряется. Такие «зарядно-разрядные» циклы могут повторяться на протяжении всей жизни сиденья, которая не короче срока службы обычных автомобильных кресел. «ЭкоКлимат» не мешает встраивать и ставшие уже обычными подогреватели. Разработчики утверждают, что новая система совместно с кондиционером дает ощущение полного комфорта, а по стоимости вполне пригодна для использования в автомобилях малого и нижнего среднего классов. Для получения количественных данных в ходе исследований пришлось изготовить... особый манекен, соответствующий человеку по массе, тепло- и влаговыделению. Ну, а окончательную проверку новинке устроила группа добровольцев на специально организованных «покатушках» в мае этого года в Севилье. Каждый раз испытатели не знали, какое сиденье установлено в машине, так что положительные результаты можно считать объективными.Зима... Отправляемся в дорогу. Салон промерз, на стеклах лед, двигатель не запускается?ЧПора покупать предпусковой подогреватель!«Вебасто» (Германия): подогреватели на топливе из бака автомобиляАрхангельск Белгород Братск Волжский Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Красноярск Мурманск Нижневартовск Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Норильск Ноябрьск Омск Пермь Ростов-на-Дону Самара Санкт-Петербург Сургут Тольятти Томск Тюмень Уфа Челябинск(8182) 24-33-69, 24-16-81 (0722) 34-42-77, 31-50-54 (3953) 33-50-27, 36-76-91 (8443) 38-68-38 (0732) 79-72-58, 22-68-37 (3432) 78-63-52,22-04-06 (0932) 29-26-50 (3412) 44-20-66, 44-25-03 (3952) 22-65-08 (3912) 67-24-76, 67-24-78 (8152)45-49-86 (3466)62-42-10 (8312)98-19-07 (3843)36-78-13 (3832) 20-67-02 (3919)43-04-84 (3919)46-97-63 (34564) 59-080, 29-666 (3812) 56-28-05, 56-03-02 (3422) 45-23-05 (8632) 47-94-16, 34-37-84 (8462) 73-67-52, 17-66-66 (812) 535-79-76, 322-57-37 (3462) 33-95-02 (8482) 39-03-68, 38-19-93 (8482) 33-70-82,33-98-31 (3822) 66-02-93 (3452) 33-70-87 (3472) 28-59-38 (3512) 63-11-49,63-05-39«ЭкоКлимат» подобен насосу, в два этапа перекачивающему влагу от человека в накопитель (красные стрелки) и из накопителя в окружающую среду (синие стрелки).Генеральный дилер в России, центральный сервис в Москве: «Вебасто Рус»: Алтайская, 19, стр. 1А. Тел.: (095) 777-02-47, 777-02-48
[email protected] «rww.webasto.ru* рекомендованная цена подогревателя Thermo Тор Ес монтажным комплектом и таймером без стоимости установки ТЕХНИКА /НОВИНКИ«ВЗРЫВНОЕ» ШАССИ «ВОЛЬВО»НАСТРАИВАЕМ ПОДВЕСКИ 500 РАЗ В СЕКУНДУЦентральный процессор Акселерометр Датчик поворота руля Контроллер двигателя Управляемый амортизатор Другое дело «Эдвансед Спорт». Тут уж «Вольво» превращается в настоящий спорт-кар, способный резво проходить крутые виражи. Система стабилизации DSTC даже разрешит некоторое проскальзывание колес и занос, прежде чем вмешается и вернет машину на заданную траекторию. В общем, вырабатывайте адреналин, но... под контролем. Впрочем, если очень уверены в своих силах и готовы ответить за последствия принятого решения, можете вовсе отключить электронную страховку - для этого придется пять раз кряду нажать кнопку DSTC. Внешняя простота скрывает неимоверно сложное «железо» и программное обеспечение. Специальные датчики непрерывно измеряют продольное, поперечное и вертикальное ускорения кузова, скорость вращения каждого колеса и его вертикальное перемещение, угол поворота баранки и скорость автомобиля, крутящий момент двигателя и тормозные усилия в каждом из колес... На основании всех этих данных компьютер рассчитывает необходимую жесткость амортизаторов и подстраивает ее... 500 раз в секунду! Быстрота принятия решений электронным мозгом системы столь высока, что, например, предстоящий клевок носом при экстренном торможении парируется еще до того, как колодки коснутся диска.|*>Вв1в1Я-?viiБлокуправлеу ^ ния полным Датчик высоты приводом кузова j \^/ Управляемый амортизатор / стабилизации 4С контроллер АкселерометрПоказанные осенью в Париже новые модели «BoAbBO-S60R» и V70R были оборудованы, по словам представителей фирмы, «самым прогрессивным активным шасси в мире». Довольно громоздкое англоязычное словосочетание Continuously Controlled Chassis Concept (постоянно управляемое шасси) удачно трансформируется в 4С, даже некоторая аналогия с мощной американской взрывчаткой С4 к месту: степенный седан по воле водителя приобретает взрывной, спортивный характер. Внешне присутствие «четырех си» выдают кнопки «Комфорт», «Спорт» и «Эдвансед Спорт» в центре приборной панели, нажимая которые водитель именяет характер автомобиля по своему вкусу. Если в салоне семья, за окнами городские улицы, первая кнопка будет как раз впору: подвеска становится мягкой, изолирует седоков от неровностей и ухабов. «Впечатление такое, - говорит руководитель проекта Маркус Ротхофф, будто автомобиль подвесили к небу на виртуальных амортизаторах. Мы так и назвали эту настройку - Скай Хук (небесный крюк)». Выехали за город, дорога стала ровней, скорость больше - «Спорт» подойдет именно к этому случаю. Здесь есть доля лукавства: данная настройка-то по сути стандартная, зато название льстит самолюбию среднего водителя.МОМЕНТ ПО ПОТРЕБНОСТИ«ВЕНТИЛЯТОР» ЭКОНОМИТ ТОПЛИВО. СОХРАНЯЯ ДИНАМИКУИдея, которую воплотили в жизнь на «Вистеоне», не нова: ее уже давно пропагандирует «Гринпис» на своем суперэкономичном автомобильчике «Смайл». Суть в том, чтобы использовать двигатели возможно меньшего рабочего объема, которые будут работать в режимах почти максимальной нагрузки, намного эффективнее используя топливо. Одна беда - потребуется интенсивный разгон, а возможности мотора уже исчерпаны. Ждать полминуты, пока стрелка спидометра дойдет до заветной сотни? Помочь беде мог бы турбонаддув, но он неэффективен при малых оборотах. Можно, конечно, раскручивать крыльчатку электромотором, как сделала в свое время фирма «Гаррет», но тогда не обойтись без серьезного вмешательства в систему энергоснабжения автомобиля... Тут и придет на помощь VTES (Visteon Torque Enhancement System - система повышения момента): единый блок с электровентилятором-турбиной, дополнительным аккумулятором и воздушным фильтром можно установить под капот любого серийного автомобиля! Доста-точно всего 330 мс, чтобы, повинуясь нажатию на педаль газа, крыльчатка набрала 50 000 об/мин и букХарактеристика крутящего момента вально вдохнула в мотор нона примере 16-клапанного 1,2-литрововые силы. Результаты испы- го двигателя ФИАТ - «Стило». таний впечатляют: стандартный 1,2-литровый силовой агрегат, развивающий при 2000 об/мин крутящий момент 105 Нм , выдает вместе с VTES уже 145 Нм , то есть на 38% больше! Столь резвый разгон крыльчатки требует почти стартерных токов в цепи ее электродвигателя, потому и расположили рядом дополнительную батарею в 42 Ач . Поскольку она дает ток лишь сравнительно короткое время при наборе скорости, генератор успевает компенсировать разряд. Впрочем, на всякий случай в комплект системы входит и специальный Smart Charge («умный» зарядный) генератор, распределяющий энергию между штатной и дополнительной батареями. На правахрекламыПРОЩАЙТЕ, ПРОБКИ!РЕЧЬ ПОКА ЛИШЬ 0 КРЫШКАХ БЕНЗОБАКА..илоты формулы 1 уже давно не видят эту деталь в своих болидах: нажал кнопку - и откидывающаяся крышка открывает заправочный штуцер с байонетным замком (ради безопасности пистолет фиксируется на горловине и не может случайно выпасть во время заправки). А мы? Открыть крышку лючка, отпереть и отвинтить пробку, которую нужно куда-то девать, потом, повесив заправочный пистолет на место, вернуться к машине, найти и завинтить пробку, захлопнуть лючок... Этот хлопотный алгоритм повторялся бы еще долгие годы, но вмешались экологи. Они «унюхали» вредные пары бензина, попадающие из открытой горловины бака в атмосферу за те секунды, пока водитель ходит от машины к колонке и обратно. И вот французы применили новинку в серийных «меганах», «эспасах» и «вель сатисах». У них проб-ПRAINиСегодня на складе в Москве лее 10000 наименований товаров российского и иностранного — производства. Самые известные и самые продаваемые торговые марки. Очень привлекательные цены.оФирме «ДОЖДЬ» 10 летТак просто! И почему этого не сделали раньше?ка встроена в крышку лючка - достаточно открыть его одной рукой, чтобы другой тут же вставить пистолет. Столь же быстро и удобно происходит обратный процесс. Но, может, забывчивый водитель так и уедет с открытым бензобаком, обогащая окружающую среду ароматическими углеводородами? Ничуть не бывало. Во-первых, в горловине есть еще клапан, закрывающий отверстие, когда пистолет вынут. А во-вторых... при незакрытом лючке просто не заведется двигатель, а световое табло сообщит водителю, что искать сервис-центр в данном случае вовсе не нужно.С 1993 года мы продаем оптом запасные части к легковым автомобилям российского производства, аксессуары, исходные материалы для ремонта _и обслуживания автомобиля.ма VTES.ВоздухАккумуляторная батареяУчитывая принятые мировым автопромом обязательства снизить к 2008 году средний выброс С > легковым автомобиС2 лем до 140 г/100 км (что соответствует расходу бензина 5,8 л/100 км), а к 2012 году и вовсе до 120 г/100 км, «Вистеон» рассчитывает на заинтересованность ведущих автостроителей в своей новинке. Во всяком случае, с 2005 года он готов предложить VTES всем желающим.8