СВОИМИ СИЛАМИ /ПРИЕМЧИКИБЕЗ ПОХОРОНЗАЙМЕМСЯ УТИЛИЗАЦИЕЙTCKCT / АНАТОЛИЙ СУХОВмобили. Причем ремонтников интересуют не только навесные панели, вроде капота, По человеческим меркам век автомобиля крыльев или крышки багажника, но даже недолог: чем он старше, тем разорительней крыша - для восстановления «перевертыподдерживать в нем жизнь. 6 развитых ша». Снять ее с брошенного автомобиля странах автомобили на этом свете не заредкая удача: ведь с отходами не церемодерживаются, идут в переработку. У нас - нятся и сами владельцы, а уж дети окраин не так. Почти в каждом гаражном коопераизуродуют кузов за один вечер. Ржавеет тиве - свое кладбище бесхозных машин, крыша в последнюю очередь, поэтому стоит сохранить ее, отпилив по низу стоек. немало их ив пригородных лесополосах. Сброшенный в овраг автомобиль не скоОсобое внимание - дверям. В них ценитро обратится в прах, а разбитый аккумуляся не только экстерьер, но и начинка, осотор отравит почву на сотни лет. Между тем бенно у иномарок - порой там спрятан цена «покойниках» можно заработать, продалый пульт управления: центральным замвая их по частям. Разбирают, в основном, ком, стеклами всех дверей, зеркалами. Пеиномарки - их «органы» дороже. Многие реставлять все это - дорого, да и не каждый почему-то пренебрегают «мелочевкой», хослесарь отрегулирует, скажем, стеклоподътя это немалые деньги - оригинальные пиемник, как на заводе. Поэтому дверь с нестоны крепления или хитрые болтики-гаечповрежденной обивкой и необрезанным ки на заказ порой обходятся по нескольку пучком проводов продать намного проще, долларов за штуку. Отечественные авто чачем голое «железо». Об этом стоит помнить сто препарируют сами владельцы, особенно при демонтаже и уж во всяком случае не если следующий автомобиль - той же мархранить снятые двери на улице под дождем. ки: нередко старые запчасти лучше новых. Поговорим о том, какие детали стоит сохранить, а что отправить на свалку. И как доставить туда бренные останки. ЛАКОМЫЕ КУСОЧКИ Хорошо сохранившиеся заводские детали кузова всегда в цене, будь то отечественные или от иномарки. Их достоинства - заводские грунт и краска. «Донорами» становятся битые, но относительно свежие автоБольшой спрос и на «аварийные» детали иномарок: бампер, фару, радиатор и его облицовку, корпус воздушного фильтра, вентилятор, оригинальный аккумулятор. Часто их берут в любом состоянии, даже с видимыми дефектами: готовя битый автомобиль на продажу, никто не станет разоряться на новые запчасти. А то, что аккумулятор давно растерял свои ампер-часы, покупатель обнаружит лишь на следующее утро. Снимая эти детали, не выкидывайте крепеж - это хороший козырь при продаже, ведь отдельно его найдешь не всегда. То же относится икуп лотнениям. «Бэушные» коробки передач, мосты, рулевые механизмы иномарок покупают владельцы так называемых «разборок». Но если автомобиль на ходу, лучше доставить его к ним целиком - так проще проверить агрегаты, а значит, и выручка будет больше. Снимать самому - сложно, да иу частников ответственные агрегаты берут неохотно. А вот генераторы, стартеры и прочие электромоторы - золотое дно. Причем даже неисправные - их скупают и специализированные фирмы, и гаражные умельцы. Тот же «Бош» вполне официально торгует восстановленными генераторами. Главное - не допустить распространенной ошибки: сняв генератор или стартер с автомобиля, закинуть его на гаражную полку до лучших времен. Для этих узлов движение жизнь. Стоит ли удивляться, что всего за несколько месяцев ламели коллектора покрываются зеленым налетом, обгонная муфта намертво прикипает к валу, а ее ролики теряют подвижность. Все электродвигатели «с улицы» надо как минимум тщательно просушить и хранить в теплом, сухом помещении. То же относится ик сиденьям с электроприводами. Кстати, многие из них подойдут и на отечественные авто, если блок управления - на самом сиденье. Чтобы все заработало, достаточно подать к единственному разъему напряжение питания. Продать сиденья легче парой, поэтому снимаем оба, даже если пассажирское - без «наворотов». На правах рекламыДЖЕНТЛЬМЕНСКИЙ НАБОР«Бэушные» запчасти от отечественных авто предприимчивые дельцы скупают за копейки, выдавая их потом за заводские. Им важна лишь оболочка, поэтому и за исправный, и за сгоревший стартер, скорее всего, предложат одну цену за такие деньги в сервисе даже деталь снимать не станут. Поэтому на свалки попадают порой относительно комплектные машины: у большинства владельцев нет ни времени, ни желания копаться со старыми железяками. Между тем их агрегаты, такие, как редуктор заднего моста, коробка передач или рулевой редуктор, могут оказаться даже надежнее новых. Правда, снять последний бывает очень трудно, особенно с ВАЗ-2101, 2105 и 2106, у которых вал рулевого механизма выходит в моторный отсек. А если в автомобиле покопались охотники за цветными металлами, редуктор, как правило, остается без крышки. С таким возиться не стоит - чтобы восстановить механизм, его придется полностью разобрать и отмыть от песка, купить новую крышку с регулировочным винтом и заново подбирать упорную шайбу. «Шестерочные» молдинги - из нержавейки, поэтому время их щадит. Те, что крепятся на пистонах, снять не проблема: если пластмасса держит крепко, просто выламываем крайний пистон и сдергиваем молдинг вдоль панели. А вот как аккуратно снять и потом надеть окантовки рамки двери, знают не все. Здесь не нужно поддаваться соблазну разогнуть наружный загнутый край. Даже через деревянную прокладку щипцы или отвертка испортят внешний вид. Действуем двумя отвертками с противоположной стороны (той, что с плавным загибом), как показано на фото 1. Так удается снять облицовку, не деформировав ее (фото 2). Устанавливаем так же - завальцовывать ничего не потребуется. Хорошим приобретением может оказаться и «жигулевский» моторчик «печки» выпуска до 1992 года - многие из них до сих пор работают безотказно, не требуя доработок.Отправляясь «по запчасти», помимо хорошего набора ключей (обязательно с торцевыми головками и мощными воротками) и отверток, возьмем раздвижные щипцы, газовый ключ, пассатижи, утконосы, ударную отвертку, напильник, зубило, молоток, ножницы по металлу, лом или монтажку (фото 3). Пригодятся и ручная дрель с набором сверл, домкрат (лучше ромбический), козелки и лист железа под них, чтобы не проваливались. Не забудем лейкопластырь, а также бутылку с водой - нередко разлитый электролит оказывается в самых неожиданных местах.СВОИМ ХОДОМ ИЛИ НА НОСИЛКАХ?Не очень старую иномарку с целыми агрегатами (например, битую сзади или сбоку) охотно возьмут на «разборке». Для себя можно снять «мелочевку» - она на стоимость практически не влияет. Предварительно автомобиль снимают с учета в ГИБДД а при продаже составляют типовой договор. Отвозя же на свалку остов старого авто, многие предусмотрительно вырезают фрагменты кузова с его номером и отрывают алюминиевую табличку с заводскими данными. Это гарантия, что номером не воспользуются угонщики, присвоив его другому автомобилю. «Пустой» автомобиль везем на жесткой сцепке - исправность тормозной системы не требуется (значит, можно демонтировать усилитель и главный тормозной цилиндр). В «Жигулях» можно снять и редуктор заднего моста, установив затем на место полуоси. В переднеприводных авто вместе с демонтированным силовым агрегатом придется удалить и приводные валы. Подшипники передних ступиц можно зафиксировать, установив ненужные «гранаты» наружных ШРУСов или просто стянув внутренние кольца подшипника «жигулевскими» болтами М14 с толстыми шайбами. «Голый» кузов вполне по силам погрузить на прицеп вчетвером. Но лучшее решение - разрезать его на части: так он легко уместится ив контейнер для строительного мусора. Для этого понадобятся «болгарка» и три-четыре отрезных диска. Желательно, чтобы их диаметр был не менее 150 мм - так проще пилить коробчатые конструкции кузова. Не стоит резать его вблизи мест сопряжения панелей, лучше отступить несколько сантиметров - там меньше слоев металла. Можно обойтись и без «болгарки» - молотком и заточенной на манер мачете рессорой. А чтобы не повредить руки при отскоке, на «ручку» наденем кусок шланга. им