130
131
МЫ И АВТОМОБИЛЬвия чувствуешь себя достаточно уверенно. О хамстве на дорогах нет и речи, напротив - водители предупредительны, а в их готовности прийти на помощь мы убеждались не раз. Например, однажды вечером, когда уже темнело, за очередным поворотом горного серпантина внезапно обнаружилась россыпь острых камней. Не успев среагировать, пробили колесо. Остановились, достали запаску. И тут рядом с нами тормозит машина, из нее выходит девушка-киприотка и спрашивает, не может ли чемнибудь помочь. Представьте себе: горная дорога, место глухое, уже почти ночь, двое мужчин возятся у машины... Впрочем, удивляться такому поступку не приходится - преступность на Кипре практически отсутствует. Обычная картина: у тротуара припаркован автомобиль, дверцы не заперты, стекла опущены, а на сиденье лежат портфель и мобильный телефон... Это не беспечность так здесь живут.ТЕКСТ. ФОТО / В ЛАДИМИРГРИНЬКОВ , МОСКВАа протяжении всей своей истории Кипр, расположенный на пересечении торговых путей между тремя частями света - Европой, Азией и Африкой, многократно переходил из рук в руки. Он принадлежал Византии, арабам, Римской империи, Венецианской республике, Турции, Англии. Обретя в 1960 году независимость, Республика Кипр получила в наследство от британцев две военные базы и всю инфраструктуру, включая дороги с левосторонним движением. Оказавшись с братом на Кипре, мы решили взять напрокат машину - непривычно, конечно, но уж как-нибудь справимся с тем, что надо ездить по левой полосе. За две недели аренды «Ниссана-Микра» заплатили $250, включая страховку. Ограничений по пробегу не было, но это нужно уточнять сразу, поскольку кое-где можно столкнуться с лимитом (скажем, 100 км на каждый день аренды) и пробег сверх него нужно оплачи-НОСТРОВ АФРОДИТЫвать отдельно. Из документов потребовались паспорт и водительское удостоверение. Первое впечатление - ехать действительно непривычно. Поначалу пытаешься нащупать рычаг переключения передач правой рукой на дверце, да и обгонять впереди идущих приходится справа. Сложнее же всего поначалу даются повороты на перекрестках и развязках: автоматически пытаешься занять «свою» правую полосу - и тут же с ужасом понимаешь, что оказался на встречной и кто-то едет тебе прямо в лоб. Однако водители-киприоты относятся к гостям очень доброжелательно и дают возможность исправить ошибку. Опознать таких «камикадзе», как мы, легко - у всех прокатных машин красные номерные знаки, так что иностранца видно за версту. Впрочем, адаптация к «зеркальному» движению происходит очень быстро - уже к концу первого дня автопутешест-/ПУТЕШЕСТВИЕС ПРАВЫМ РУЛЕМ ПО ЛЕВОСТОРОННЕМУ КИПРУКипр - просто находка для автопутешественника. Двести километров в длину, сто в ширину - вот и весь остров. Расстояния небольшие, дороги хорошие, движение, за исключением центральных магистралей крупных городов, не очень оживленное - покататься можно в свое удовольствие. Мы остановились в Лимасоле, который находится как раз посередине между западной и восточной оконечностями острова - куда бы мы ни отправились, добираться было удобно и близко, а на ночь успевали вернуться в свой отель. За две недели проехали 2000 километров. Увидели практически все, о чем рассказывается в путеводителях по Кипру: бухту Петра Ту Ромиу, где, по преданию, вышла из пены богиня любви и красоты Афродита, античные мозаики, римский амфитеатр и подземные Королевские гробницы в Пафосе, церковь Святого Лазаря в Ларнаке, форт Лимасола, в котором в 1191 году Ричард Львиное Сердце венчался с Беренгарией Наваррской, пляжи Айя-Напы, Венецианские стены в Никосии и там же - стену, разделяющую греческую и турецкую части кипрской столицы. Проехали через полуостров Акамас, где запрещено строить отели и виллы - киприоты хотят сохранить эти нетронутые цивилизацией места в неприкосновенности. Причем закон един для всех: одного из министров кипрского правительства, сумевшего в личных целях получить разрешение на строительство отеля в заповедной зоне, заставили уйти в отставку - строительство даже и не началось.Особенно запомнились поездки в горы Троодос. Только что вы прогуливались по побережью, где было +25°С, а сорок минут спустя уже оказываетесь на вершине Олимпоса, на высоте около двух километров, где вплоть до марта-апреля лежит снег. В отличие от безлесного побережья Кипра, горы радуют прохладой кедровых лесов, в которых прячутся православные монастыри. В давние времена, когда прибрежные поселения то и дело подвергались набегам пиратов, монахи предусмотрительно селились высоко в горах, среди непроходимых лесов. Кстати, в жаркие летние месяцы, когда температура воздуха на побережье поднимаетсядо +40°С, горные деревушки Троодоса становятся прибежищем для киприотов: здесь не так жарко, в местных тавернах подают вкуснейшую форель, и свои выходные киприоты предпочитают проводить в горах. Бензин на Кипре довольно дорогой - $0,7-0,8 за литр, но качество его отменное. Автозаправочные станции встречаются часто, лишь в горах они есть не в каждом населенном пункте и не всегда имеют нужную марку топлива. По ночам обслуживающий персонал на АЗС отсутствует, но заправиться все равно не проблема