54
55
56
57
I ТЕХНИКА /ВНЕДОРОЖНЫЕ СПОРЫКАК ПОМИРИЛИСЬИВАН ИВАНОВИЧ С ИВАНОМ НИКИФОРОВИЧЕМ«Итак, два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собою! и sa что? иг eidop, ui гусака».ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНТОН ЧУЙКИН ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУВотличие от гоголевских героев, наши селяне столкнулись лбами из-за машин. У одного прекрасного человека был в собственности заслуженный «козлик» модели УАЗ-31519, верный помощник в подсобном хозяйстве. Другой, тоже очень хороший человек, недавно завел себе УАЗ-31622. Автомобиль на фоне предшественника дорогой (во всех отношениях), просторный, комфортабельный, динамичный... однако как у него с самым главным на селе свойством? Именно о проходимости, и только о ней, заспорили современные Иван Иванович с Иваном Никифоровичем; [равились решать дело за околицу.«Тогда стояла осень с своею грустно-сырою погодою, грязью и туманам». Нашим героям повезло больше: на проселок они выехали в разгар золотой осени. Яркое солнце, впрочем, не успело высушить грязь после недавних дождей. Первым взрезывал ночной ледок на лужах УАЗ-31519 с карбюраторным двигателем 2.9 л (мощность - 61,8 кВт/84 л. с момент 189 Нм при 2200-2500 об/мин), четырехступенчатой коробкой передач и гидроусилителем руля в качестве единственной опции. Следом резво бежал знакомый читателям УАЗ-31622 (ЗР, 2002, № 7,11) с впрысковым мотором (мощность - 97,5 кВт/132.6 л. с. момент 223,7 Н-м при 4000 об/мин), пятиступенчатой коробкой, не обделенный, конечна и усилителем руля, и разными удобными штуками, о коих нет нужды повторяться. Остается только сказать, что предложенные условия уравнивали возможности шин обоих автомобилей. "Берегитесь, не ступите сюда йогою, ибо здесь иехорошо«. Водитель нового УАЗа, который имел глаза чрезвычайно зоркие, заметил в стороне от основной колеи глубокую грязевую ванну и смело ринулся туда, не забыв, разумеется включить передний мост и пониженную передачу в раздаточной коробке. Ничуть не запнувшись, автомобиль выскочил на противоположный берег впереди собственного рева. Скромный серенький «козлик», почти не повышая голоса, чинно пересек водную преграду. Весьма тяговитый мотор даже не намекал, что хорошо бы включить пониженную передачу; более того, позволил сбросить газ на «фарватере», а затем плавно, но уверенно повинуясь педали, вывез автомобиль на сушу. «Вы имеете осанку и фигуру важную. Как же вам таскаться по болотам...?-Колея нашего УАЗ-31622 увеличена до 1600 мм. против 1445 мм у обычных серийных машин (широкие мосты все еще по дороге к конвейеру, но, обещают заводчане, вскоре появятся на всем новом семействе). Проселок, где спорили герои, наезжен сплошь узкоколейными «уазиками», соответственно, новичок «закидывал ногу далеко в сторону». Что, с одной стороны, хорошо: в очень глубокой колее меньше опасность погрузиться до брюха. Напротив, на скользкой дороге надежнее катиться по проторенному пути, чтобы не соскочить с «рельсов». Оба автомобиля легко поворотить: спасибо гидроусилителям руля! Если бы они еще надежно работали... но это уже из другой повести. «Но Иван Никифорова был ни жив ни мертв, потому что завязнул в дверях и не мог сделать ни шагу вперед или назад». Если постараться, засадить можно что угодно. Колея предательски подалась вниз, и разогнавшийся УАЗ-31622 уперся шишкой переднего моста в мягкий грунт. Буксуя, он мог двигаться теперь только в одну сторону - вниз... С помощью второй машины пленника вызволили. Ту же преграду отправился брать штурмом УАЗ-31519 и встал на том же месте, несмотря на иную конфигурацию разрезных мостов и больший дорожный просвет (220 мм против 210). Конечно, ему пришлось чуть тяжелее (первый автомобиль немного углубил колею), но напомним: абсолютной проходимости не существует! Там, куда сунется здравомыслящий водитель, хватит способностей обеих машин. Тем более, справа от этого гиблого места проходила вполне проезжая дорожка... Техника преодоления преград для старого и нового УАЗов различается: 31622 желательно разогнать, убедившись, что колея или дно лужи не таят подвоха - бревна и тому подобного. Это диктуют характеристики мотора (максимум момента «вверху») и трансмиссии (пониженная передача в «раздатхе» всего 1,47). УАЗ-31519 способен двигаться ползком: передаточные числа в трансмиссии - тракторные. запас тяги на малых оборотах больше, а раздаточной коробкой можно увеличить его вдвое... Впрочем, к последнему средству обращаешься весьма редка«Напрасно судья кричал в переднюю, чтобы ктонибудь из находившихся там выпер сзади Ивана Никифоровича в присутственную залу». Если уж УАЗ застрял, то вытаскивать его должен, как минимум, другой УАЗ. В большинстве случаев просто толкать или тянуть человечьими силами бесполезно... «.. .удивительная лужа! Единственная, какую только вам удавалось когда видеть! Она занимает почти всю площадь. Домы и домики, обступивши вокруг, дивятся красоте ее». Наши герои не просто потревожили водную гладь, а расплескали ее всю! Перенеся содержимое лужи на кузова машин, убедились, что с обзорностью проблемы у обоих. Даже установлен ные внизу «дворники» УАЗ-31519 расчищают недостаточные секторы. На УАЗ-31622 левая щетка останавливается рано, оставляя широкую непрозрачную полосу у стойки. Длинный новый УАЗ, вовсю работая подвесками (передней пружинной и задней на мапопистовых рессорах), лихо несся по ухабистой деревенской улице, обеспечивая пассажирам сносный комфорт. Ба, а что это там мелькает в зеркале? Это сзади на своих рессорах «козлит» короткий УАЗ31519: прыжки такие, что его включенные фары чертят дуги на зеркале передней машины временами выскакивая за пределы стекла! •«Несмотря на то, что оба приятеля весьма упирались, однако ж таки были столкнуты...» Машины «столкнули» вниз, и они весело покатились по косогорам. На крутых склонах дал себя знать недостаток тяги у нового УАЗа: уже задействованы все возможности трансмиссии, а автомобиль очень неохотно, с одышкой лезет в гору. Стоит сбросить обороты на кочка их уже не наберешь, не подпалив сцепление. Подчеркнем - это касается действительно крутых склонов, где не прокладывают даже проселков! На этот случай куда лучше подошла бы раздаточная коробка с пониженной передачей, близкой к «двойке». Здесь необходимо лирическое отступление: нынешняя, так называемая мелкомодульная «раздатка» - дитя компромисса конструкторов и технологов. Она менее шумная, чем прежняя коробка, но, увы, снижает внедорожные способности нового УАЗа. Говорят, это временное решение: готов тихий агрегат с низшей передачей 1,97, как у старых моделей. Дело за производством... УАЗ-31519 считался бы прекрасным «скалолазом», если бы не одно «но». Это неудобный автомобиль, и его недостатки остро ощущаешь (например, коленом о дверь) именно на косогоре. Помимо тесной посадки, сказываются «резиночки» между органами управления и исполнительными устройствами. Тормоза, руль какие-то ватные. А как у «козликов» устроен привод дроссельной заслонки! «Возьмите часы, откройте их и посмотрите, что там делается! Не правда ли, чепуха страшная?» На одной из горок, задравши нос для фотосъемки, УАЗ31519 взял и заглох - видимо, крутизна оказалась предельной для карбюратора Справедливости ради заметим, что УАЗ-31622 здесь уверенно тарахтел, но после распространил Если не брать в расчет специфические требования армии и «джипевокруг столь сильный запах бензина, что все решили: прохуров», УАЗ-31622 по обычным, пускай разбитым и размытым проселкам дился бак! Нет, топливо утекало через заливную пробку (придоставит хозяина ик месту рыбалки, и на ферму, и в лес... и из Мирговет Евро II). рода не стыдно разъезжать в гости к помещикам. Словом, выполнит Конечно, на просторах России (и Малороссии) можно устровсе то, чего ждут в первую очередь от предшественника. На том и поить УАЗам и более серьезные испытания, чтобы нащупать мирились наши герои, ведь... предел возможностей каждой машины. Очевидно, у старой «...несмотря на некоторое несходство, как Иван Иванович, так и Иван модели он отодвинут дальше. Но многие ли потребитепи Никифорович прекрасные люди». 1*1 смогут это оценить?