114
115
I РЫНОК IХОТЕЛИ, КАК ЛУЧШЕ...ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО/СТАТИСТИКАВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ПОШЛИН НЕ ПРИВЕЛО К СТАБИЛИЗАЦИИ РЫНКАОдновременно с празднованием Нового года впору отмечать еще две даты: три месяца со дня введения запретительных таможенных пошлин на автомобили старше семи лет, а еще - 18 месяцев с того момента, когда об этом впервые заговорили на заседании правительства. Первым результатом «продуманных» и «последовательных» действий «в поддержку отечественного автопрома» стала парадоксальная ситуация: все российские заводы сокращают производство, цены на наши машины снижаются, а на подержанные иномарки... растут.НЕ ТЕХ «ОТСЕКЛИ» Суть постановления о повышении сбора со «старушек» определили в этом нет секрета - отечественные автопроизводители. Только вот с расчетами они несколько ошиблись. Как рассказали нам в ГТК РФ, при разработке шкалы платежей таможенники всегда исходили из того, что 5-7-летняя иномарка «гольф-класса» должна после «очистки» стоить, как новая российская машина. Может, это и было справедливо в начале лета 2002 года, но осенью соотношение цен сильно изменилось. Если в мае прошлого года ВАЗ-21102 стоил в московских автосалонах в среднем 5300 долл., то в сентябре - уже 5800, ГАЗ3110 - 4500 и 4800 соответственно. Разница в 300-500 долл. оказалась для потребителя принципиальной,тем более что качество отечественных автомобилей не улучшилось. Более того: как свидетельствуют ведущие московские дилеры АвтоВАЗа, завод «принципиально» перестал заниматься предпродажной подготовкой. Чтобы хоть как-то довести новую (!) машину до состояния, позволяющего уехать на ней из автосалона, требуется в среднем 1,5 часа работы, а на доукомплектование до нормы 50 долл. В 2002 году основной наш производитель - АвтоВАЗ планировал поднять отпускные цены («по объективным ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕН НА МОДЕЛИ ВАЗА В ТЕЧЕНИЕ ОСЕНИ 2002 ГОДА | 3000 — —sИЗМЕНЕНИЕ ЦЕН НЕКОТОРЫХ ПОПУЛЯРНЫХ МОДЕЛЕЙ В 2002 ГОДУ| "8000 7500«Тойота-Карина» 1995 г.в,о сЩ 2500СО XЩ^7000-J^^t;У|^1ВАЗ 21 09919! )7 г.в.Л-65006000 5500 5000 4500 4000 «Фольксваген-Пассат «1991 янв. февр. март апр. май ^" "^ «Ауди-80»1991 г.в. ^ «Ниссан-Примера» 1995 г.в.^20001500ВАЗ -zi 06 1 на 1г.в.^шшшшшвХ тшашаштШ %ш10001июнь июль авг. сент. окт ноябрь700 авг. сент. окт. ноябр > причинам», разумеется) на 9-12%. Но не смог: не хотят россияне «голосовать» своими кровными за такие авто! В итоге завод сначала остановился на две недели, а вскоре из Тольятти пришло сообщение о переходе на пятидневную рабочую неделю (вместо шестидневной), причем смены будут сокращены до шести часов. Такое решение на фоне общего роста продаж автомобилей в стране вызвано падением продаж отечественных авто. По мнению пресс-центра АвтоВАЗа, спрос-то на них есть, «но не такой высокий, как хотелось бы». И хотя о новых остановках конвейера речь не идет, исключить их нельзя: ведь впереди рождественские каникулы. Кроме того, на заводе активно циркулируют слухи о сокращении социальных и инвестиционных программ, а также управленческого персонала. Другие российские автозаводы не так «на виду», но и ГАЗ, и «Ижмаш-можно купить в Тольятти за 93—94 тыс. руб., в Москве - за 100-102 тыс. Снизились цены и на переднеприводные модели: «самары» и «десятки» подешевели за месяц примерно на 0,9% (1,2-1,6 тыс. руб.). Словом, на рынке новых отечественных машин сложилась ситуация классическая, революционная: «верхи» не могут опустить цены, «низы» по этим ценам покупать товар не хотят. Автомобилисты могут делать отсюда свои выводы, но хозяева и топ-менеджеры автозаводов (что часто в наших условиях - одно и то же), видимо, решили: не тех «отсекли»! И уже развили бурную деятельность по введению запретительных пошлин для других категорий иномарок... РУССКИЕ НЕ СДАЮТСЯ! Видимо, не скоро еще «наш» базар станет «их» рынком; во всяком случае, мы уже писали о том, что норАвто» вынуждены были пойти на некоторое сокращение планов выпуска легковых автомобилей. В то же время розничные цены на вазовские модели в октябре-ноябре несколько снизились (ура, дождались!). Собственно, отпускные цены завода неизменны уже полгода (ныне действуют введенные 28.06.02) - снижение происходит в основном за счет сокращения торговой наценки дилеров (и без того невысокой). Они просто вынуждены на это идти, поскольку спрос - на уровне «нижесреднего». «Жигули» за ноябрь подешевели в среднем на 1,6%. Например, самую дешевую «пятерку»мальные, проверенные веками экономические законы на нем пока не действуют. Так ис подержанными иномарками: по логике, с годами они должны дешеветь. У нас и дешевеют но совсем «молодые» машины, возрастом года три. Так, если популярный вседорожник «Мицубиси-Паджеро» 1999 года рождения в январепредлагали в среднем за 25 тыс. долл., то к декабрю он «похудел» аж на 700 долл. - гораздо меньше, чем вообще-то должен (на 1-2 тыс.); за «Ауди-Аб» того же года просили 22,2 тыс. и 19,5 тыс. соответственно. Среди автомобилей постарше и «понароднее» обратная картина: годы идут, они... дорожают. Взять, к примеру, «Опель-Вектра» 1988 года с января по ноябрь она «потяжелела» в среднем на 600 долл. - с 2,4 до 3 тыс. «Народный автомобиль» «Гольф» за то же время «поднялся» поменьше с 2,4 тыс. до 2,5, но ведь не подешевел! Правда, анализируя статистические данные, можно заметить, что в большинстве случаев пик цен приходится на пресловутый октябрь, когда вступило в силу постановление о пошлинах, а затем они стабилизировались (или просто замедлился рост). Видимо, к весне в России распродадут запасы завезенных летом в огромном количестве подержанных «семилеток», и тогда начнут действовать обычные экономические законы. Если власти не подкинут автолюбителям очередной «подарочек»... Кстати, рынок подержанных отечественных автомобилей тоже отреагировал на постановление. Если какаянибудь десятилетняя «шестерка» стоила в Нижнем Новгороде в начале лета 1100 долл., к концу августа цена упала до 900 (дачный сезон кончился!), а в ноябре за нее просили в среднем... 960 долл. - конкурентов-то нет! А «пацанская» ВАЗ-21099 1997 года в Екатеринбурге стоила в июне 2900 долл., в сентябре - 2450, а в ноябре - снова 2900! Вот так и живем - ни войны, ни мира (извините - ни рынка, ни плана). Непонятно одно: кому было выгодно так «намутить»? Решили поднять пошлины, придумали повод - так и поднимайте, нечего хвост по частям рубить! А то: введем - не введем... Правда, есть одна версия: только с января по октябрь на волне ажиотажа в ожидании новых пошлин было ввезено около 400 тыс. подержанных иномарок. По самым скромным подсчетам, только таможенных сборов набежало более 600 млн. долл. А сколько еще фирм и фирмочек греются при таможне, занимаясь оформлением и доставкой машин? Как говорил один киногерой, сумму страшно даже представить... 1"1