168
169
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»^ СТАДИОННАМЕК ВЕТЕРАНАМПОБЕДУ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ЧЕМПИОНАТА МИРА-2002 ПО РАЛЛИ РАЗЫГРАЛИ ВЧЕРАШНИЕ НОВИЧКИ МИРОВОГО ПЕРВЕНСТВА. ИЛИ ЗАВТРАШНИЕ ЗВЕЗДЫ? ПОДВОДИМ ИТОГИ И ДЕЛАЕМ ПРОГНОЗЫТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВаркус Гронхольм был близок к тому, чтобы завершить чемпионат мира тремя победами подряд. Ему не нашлось равных в Новой Зеландии и Австралии. И на ралли Великобритании он тоже уверенно лидировал, но лишь до середины второго дня. Тридцатичетырехлетнего финна, досрочно выигравшего свой второй титул, остановили проблемы с тормозами. Он, понятно, не особенно расстроился: «Невозможно выиграть везде, даже если у тебя лучший автомобиль. Кроме того, титул по итогам сезона гораздо более почетен. Я счастлив, доказав, что свою первую корону в 2000-м завоевал не случайно». Спору нет, два титула за три полных сезона - достижение неординарное. Маркус хоть и не юноша, но выступает в чемпионате фавнительно недавно. Шесть раз он выиграл чемпионат Финляндии, прежде чем его в 1999-м призвала в свои ряды команда «Пежо». Она тоже дебютировала и тогда еще не претендовала на раллийных корифеев. Но что примечательно: после сходаММастерства Петтер Сольберг набирался на трассах ралли-кросса и «подъемах на холм», популярных в Норвегии.Гронхольма в Британии за последнюю пальму мирового первенства в бой вступили вовсе не признанные асы вроде Мак-Рея или Мякинена, а «молодые силы» - норвежец Петтер Сольберг и эстонец Маркко Мартин. Для обоих это могло стать первой победой. Дуэль длилась до последнего километра, в итоге Сольберг взял верх с перевесом в... 20 секунд. А вместе с ним и второе место в чемпионате, чего какой-то месяц назад уж точно никто не ожидал! Теперь уже не отмахнуться от того, что ветераны, за плечами которых 8-12 первенств, начинают сдавать позиции. Естественно, к ним много претензий со стороны болельщиков. Перед тремя последними гонками больше всех хорохорился Колин Мак-Рей: «Сейчас или никогда! Это мои любимые трассы, я не раз на них побеждал и дам Гронхольму решительный бой». Бой завершился в безвестной новозеландской канаве, куда свалился «Форд-Фокус» шотландца. И то, что Колин «упал», совсем не удивительно он ехал, что называется, «за пределом» разумного, при том, что в гонке все равно лидировал Гронхольм. Вообще, многоопытный Мак-Рей почти все этапы провел в своем «ава-Выиграв второй титул, Маркус Гронхольм сразу же превратился в главного фаворита следующего сезона.рийном» стиле, от которого вроде отказался три года назад. Как и раньше, риск не оправдался: голова в кустах выходила гораздо чаще, чем грудь в крестах. Даже в родной Англии скромное пятое место, тогда как партнер по команде, 27-летний эстонец, боролся за первое. Что случилось с эксчемпионом мира? «Не надо выдумывать какие-то необыкновенные причины, - отвечает Мак-Рей. - Мне просто не везет. Чуть больше поломок, чем обычно, этого вполне достаточно, чтобы выбить пилота из колеи». Возможно, Колин обретет второе дыхание в новой команде. Он уже протестировал «Ситроен-Ксара» и остался доволен. В числе достоинств этой машины - великолепное поведение на асфальте. Мак-Рея к числу «асфальтовых гениев» не отнесешь, так хоть, может, «Ксара» вывезет. Неудачи шотландца меркнут на фоне полного провала пятикратного чемпиона мира Томми Мякинена. Он ушел из «Мицубиси», невероятно затянувшей техническое переоснащение, в стабильную и надежную «Субару» и выиграл стартовую гонку сезона. Все подумали - вот и шестой титул. Ниче- Помимо прекрасных ходовых качеств, «206» отличается высокой надежностью. го подобного! Финн словно разучился ездить. В оставшихся 13 этапах ломал и разбивал «импрезы» одну за другой и финишировал лишь пять раз далеко не на самых высоких местах. Он буквально растворился на фоне Сольберга, чей раллийный стаж всего-то шесть лет. А ведь «Субару» была действующим чемпионом мира! Послушаем объяснение Мякинена: «Импреза» сильно отличается от «Лансера», на котором я ездил семь лет. Долго не мог подобрать к ней «ключик». Да-да, особенно на выигранном «Монте-Карло», сложнейшем из этапов чемпионата! Темнит Мякинен, что-то недоговаривает. В то, что иссяк у него порох, как-то не верится. Проще поверить, что «раллийный Экклстоун» Дейвид Ричарде, владеющий коммерческими правами чемпионата мира, заключил некий сговор с командой и пилотом, побеждавшими пять сезонов подряд. И «Мицубиси», и Мякинен намеренно ушли «в тень», чтобы дать отличиться другим. Такое предположение заодноСтарый конь по-прежнему не портит борозды. В свои 40 лет Карлос Сайнс - снова призер чемпионата мира. ци, Ричарда Бернса называют не иначе как «дрим тим» - команда-мечта. Но, позвольте, почему тогда чемпион-2001 Берне не выиграл ни одной гонки? Ему-то что помешало?! В отличие от прошлых лет, нынче «Пежо» невозможно упрекнуть в применении «командной тактики». Ни один из ее гонщиков не пропускал другого по указанию руководства, сражались честно. Паницци свою часть профаммы откатал безукоризненно фи победы в четырех асфальтовых гонках. У Гронхольма - пять побед на «фунте» и «фавии». А Берне оказался «вторым» по всем статьям. «Мне весь год мешал какой-то невидимый барьер, - признался шотландец. - Думаю, это вопрос психологии. Я пришел в коллектив, который уже всего добился без моей помощи, и подспудно ощущал, что от меня, последнего чемпиона мира, требуются не просто удачные финиши, а победы. Выкладывался на все сто, а побед все не было. Жажда борьбы, впрочем, осталась прежней. Маркус и Жиль - выдающиеся, незаурядные пилоты, и все же, заметьте, иногда я их обгонял». Что ж, тем интереснее будет следующий чемпионат. К его собственной интриге добавятся «внутрикомандные»: одержит ли Берне первую победу за рулем «Пежо», сумеет ли восстать из пепла Мякинен? Первый полный сезон проведет команда-загадка, «Строен», у которой уже есть победы. Свежести ощущений добавит новая гонка - ралли Турции, заменившая в календаре губительное для техники кенийское «Сафари». А главное, совершенно непонятно, кого считать фаворитом. Кроме, разумеется, Маркуса Гронхольма. 1»1Два года назад Маркко Мартина не принимали всерьез. В сезоне-2002 талант эстонца расцвел, и сейчас его называют «звездой будущего». объясняет, почему «Мицубиси» столь долго, более двух лет, не может довести до ума «Лансер WRC». Не едет машина, и все тут! Словно инженеры, как по волшебству, разучились своему делу одновременно с Мякиненом. А может, все гораздо проще? В конце концов, «Пежо-206» - объективно лучший автомобиль, одинаково быстр и вынослив на самых разных дорогах. Почти как «Феррари» в формуле 1. А группу пилотов в составе Гронхольма, «короля асфальта» Жиля Паниц-26 февраля 2 марта 9-13 апреля 7-11 мая 5-8 нюня 18-22 июня 23-27 июля 6-10 августа 3-7 сентября 1-5 октября 15-19 октября 22-26 октября 5-9 ноября ралли Кипра ралли Германии ралли Финляндии ралли Австралии ралли «Сан-Ремо» ралли Франции ралли Испании ралли Великобритании170.Итоговые результаты чемпионата-2002-нас.Весь год Колин Мак-Рей подбивал Эдди Ирвайна (слева) «поменяться местами». Шотландец уверен, что сможет неплоха выступить в формуле 1.