84
85
86
ЭКОНОМИКАОРЕХ ВИШНЕВЫЙ ВОЗЛЕ ХАТЫПОПЫТКА ОБЗОРА УКРАИНСКОГО АВТОПРОМА/ЧТО У СОСЕДЕЙ ПОДЪЕМ ОТРАСЛИ: НАЧАТЬ С «МЕЛОЧЕЙ» 188ТЕКСТ / ЛЕОНИД САПОЖНИКОВБАТАРЕИ ОТ «ТУДОРА»187вая сборка «девяток»! Поскольку ЛуАЗ к этому не готов, его хозяин «Укрпроминвест» заключил с запорожцами соответствующее соглашение. В ближайшие полгода предполагают выпустить около 10 тысяч «93-х» и «99-х». Редкий для Украины пример взаимовыгодной кооперации конкурентов. ХЕРСОНСКИЙ АВТОСБОРОЧНЫЙ ЗАВОД «АНТО-РУС» Второй на Украине производитель ВАЗов. Специализируется только на них. Выкупив у судостроительного завода пустующий цех и склад, успел собрать в 2001-м 700 «шестерок». В плане этого года 1100 «четверок» и «семерок». В 2003-м смонтирует дополнительный конвейер, чтобы поднять выпуск до 7 тыс. машин. Поставил на 2005 год честолюбивую задачу - 30 тысяч! Ведет в Европе переговоры о покупке окрасочной линии. КРЕМЕНЧУГСКИЙ АВТОСБОРОЧНЫЙ ЗАВОД (КрАСЗ) Не путать с КрАЗом! Созданный в 1995 году на базе механического завода, занимался крупноузловой сборкой «газелей». В 2001-м после отмены Россией экспортного НДС это потеряло смысл - цена «подлинных», нижегородских стала на Украине такой же. Пришлось переключиться на автомобили, при ввозе которых таможня взимает акциз (что, понятно, дает ценовую фору местной сборке). В этом году завод соберет 1000 «волг» двух моделей: 3110 и 310221. В плане 2003-го 7 тыс. автомобилей разных марок. Следуя украинской народной мудрости «розумне теля двоих маток ссе», заключили контракт ис АвтоВАЗом. Более того, кременчугские умники потихоньку собирают УАЗы ив любой момент готовы начать сборку машин ИЖ-2126 «Ода» и ИЖ-2117... «КРЫМАВТОГАЗ» «Маленькая симферопольская СТО ^£00^ с двумя подъемниками и одной смотor ровой канавой сделала удивительную _ — -Усохшая вишня ожила и стала родить... яблоки с орехами. Нечто подобное произошло ис древом украинского автопрома. Почти все его «легковые» ветви несут на себе - и чем дальше, тем больше - российские плоды. К этой удивительной картине стоит присмотреться. ЛУЦКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД (ЛуАЗ) Выпускал в год до 16 тысяч спартанских джипов, ценимых за уникальную проходимость, но после распада СССР стал быстро хиреть. В 1999-м установил траурный рекорд - изготовил 27 (двадцать семь!) автомобилей... Спасся от верной гибели благодаря отечественному инвестору (концерну «Укрпроминвест»), купившему у государства 81 % его акций. Весной 2000-го начал сборку ВАЗов и УАЗов из российских машинокомплектов. В 2001-м собрал 5909 автомобилей четырех вазовских моделей (2107, 21043, 21093 и 21099) и 1260 ульяновских вседорожников, а сверх того - как бы ностальгируя - 61 ЛуАЗ-1302... План 2002 года 12 тыс. ВАЗов - обречен на перевыполнение. Этому весьма способствует 32процентная спецпошлина, введенная украинскими властями на импортируемые из России автомобили с двигателями 1,0-1,5 литра. В результате украинские ВАЗы оказались существенно дешевле ввозимых, и спрос на них на внутреннем рынке резко возрос. В 2003 году завод намерен выпустить до 20 тыс. вазовских машин. А что же родимый ЛуАЗ-1302? Он окончательно снят с производства. На смену придет более комфортабельная модель ЛуАЗ-1301 со стеклопластиковым кузовом и 1,2-литровым мелитопольским двигателем МеМЗ2457 мощностью 58 л. с. Первая партия - 500 штук - будет изготовлена в 2003-м. В ближайшие пару лет автозавод хочет построить современный окрасочный цех и ведет на эту тему переговоры во Франции.СП «АВТОЗАЗ-ДЭУ» В 1998 году к старой запорожской ветви прищепили корейскую. «Дэу» внес в совместное предприятие 150 млн. долларов деньгами, АвтоЗАЗ столько же основными фондами. Получив от законодателей целый пакет налоговых льгот, СП могло стать хозяином на внутреннем рынке, но из-за неповоротливости и самонадеянности не сумело. До недавнего времени загрузка его производственных мощностей не превышала 10% (в 2001-м сделали 14 810 автомобилей, в том числе около 12 тыс. «таврий» и «славут»). В 2002 году дела пошли веселее - СП рассчитывает продать не менее 25 тыс. машин. Помогла вышеупомянутая спецпошлина, а также приватизация ОАО «АвтоЗАЗ» (82% его акций купила за 10 млн. долларов корпорация «Укравто», имеющая развитую торгово-сервисную сеть). Модельный ряд СП сегодня представлен, кроме машин семейства «Таврия», корейскими «Ланосом», «Нубирой», «Леганзой», а также автомобилем «Сенс» («Дэу-Ланос» с мелитопольским 1,3-литровым двигателем). В Запорожье не надеются в ближайшие 10 лет создать собственную модель мирового уровня - денег на это не сыскать и во всем бюджете Украины. Зато вполне реальна сборка автомобилей чужих марок. Информация о том, что «АвтоЗАЗ-Дэу» начал собирать «мерседесы», прозвучала почти как анекдот. И хотя первые полсотни Е-240 уже проданы с трехлетней гарантией по 44 600 евро, это, скорее, имиджевый проект без серьезной экономической перспективы. Другое дело - договор с «Опелем» о сборке его моделей от «Астры» до «Вектры», где цифры выпуска должны быть больше на два порядка. В Запорожье в обстановке секретности доставлены первые машинокомплекты. По нашим данным, сборка «Астры» будет мелкоузловой, включающей сварку и окраску кузова. А вот не менее интересное известие: на ЗАЗе должна начаться мелкоузло 1 ЭКОНОМИКА 1завод экспортирует в Россию - в основном это шасси под оборудование для нефтегазового комплекса и самосвалы. Десять процентов машин покупают Вьетнам, страны Ближнего Востока и Северной Африки. ЛАЗ И наконец, Львовский автобусный. Государство сумело продать его только с четвертой попытки: в трех первых приватизационных конкурсах никто не захотел участвовать. Контрольный пакет - 70% акций - купило за 5 млн. долларов малоизвестное российско-украинское СП «Сил-Авто». И для начала еще 1 миллион инвестировало в новое оборудование, чтобы заменить устаревший модельный ряд во главе с музейной 695-й моделью... В 2002 году планируют изготовить 2 тыс. автобусов, а в следующем - уже 5 тысяч с учетом машинокомплектов, которые должны поставляться в Калининградскую область для кругшоузловой сборки. Объявлено также, что через год завод начнет выпуск собственных дизелей. Скорее всего, это будут лицензионные горизонтальные двигатели РАБА-МАН Во Львове на все лады обсуждалась загадка: кто на самом деле приобрел ЛАЗ? Ведь у скромного «Сил-Авто» не может быть такого финансового размаха, потому что не может быть никогда... Звучали две версии: «Сибал» или украинский «Сталытром», лидер в производстве и поставках труб. Как бы там ни было, завод ожил и львиную долю своей продукции будет, как прежде, поставлять в Россию. Обзор не басня и не нуждается в морали. А все-таки отрадно, что украинский автопром - не отрезанный черствый ломоть, как многие за последние 10 лет привыкли думать, а живой организм, переплетенный корнями с рынком и автозаводами России. Это и помогло ему выжить. Как и приватизация, которая дала предприятиям, может быть, не лучших, но реальных хозяев. Как и законодательство, взявшее под защиту - пусть с многолетним опозданием и не всегда разумно - интересы отечественных производителей (в частности, || почти удалось покончить с «теневым» ввозом иномарок). Вот такое дерево растет у соседа... 1»1карьеру и претендует ныне на второе место в автомогЗилестроении Украины» (ЗР, 1998, № 11). В 2000 году «КрымавтоГАЗ» собрал из нижегородских машинокомплектов около 11 тыс. «волг», «соболей» и «газелей». Обзавелся окрасочным комплексом американской фирмы «Хайден» и уже примерял к себе название «Южноукраинский автомобилестроительный завод». Предполагалось, что после постройки сварочного цеха его мощность составит 60-65 тыс. автомобилей в год. В 2001-м, однако, начался черный период. Та же отмена российского экспортного НДС похоронила сборку «газелей», составлявших более половины продукции «КрымавтоГАЗа». А долг ЗАО за банковский кредит, взятый на строительство цеха окраски и за машинокомплекты, вырос до 30 миллионов долларов. Крымчане сделали отчаянную попытку договориться с АвтоВАЗом и Внешэкономбанком о широкомасштабном производстве газовских и тольяттинских моделей. Увы, поговорка об умном теленке здесь не сработала. ГАЗ, хоть и увеличил свою долю в ЗАО с 20% до блокирующего пакета (25%+1 акция), не стал помогать своему дочернему предприятию выбраться из долговой ямы. В итоге в Симферополе в 2001 году собрали менее 3 тыс. машин, результаты 2002-го будут того же скромного порядка. Недавно был вынужден уйти в отставку директор и создатель «КрымавтоГАЗа» Анатолий Лазарев. Состоится ли Южноукраинский автомобилестроительный, покажет недалекое будущее. ЗАВОД «ЧЕРНИГОВАВТОДЕТАПЬ» Многие называют его по старой привычке заводом карданных валов. Девяносто процентов своих валов поставляет Горьковскому автозаводу. Собирал в год до 4 тыс. «волг», «газелей» и «соболей», дыша порой в затылок «КрымавтоГАЗу». Похоже, его руководство тоже не сработалось с новым газовским, так как объявило в августе о «временном прекращении сборки автомобилей». Для завода это сильный удар, но не катастрофа: его карданные валы и запасные части для сельхозмашин пользуются спросом даже в Германии. Владелец контрольного пакета акции киевский «Эталонбанк». ЗАВОД «ЕВРОКАР» Построен без зарубежных инвестиций в свободной экономической зоне «Закарпатье». В 2003 году планирует собрать из чешских машинокомплектов около 7 тыс. автомобилей «Октавия» и «Фабия», загрузив мощность своей первой очереди почти наполовину (ЗР, 2002, № 11). На 2004-й намечено создание второй очереди мощностью 45 тыс. машин в год по сборке «шкод» и коммерческих «фольксвагенов». Является также генеральным импортером «Шкоды» на Украине. АВТОКРАЗ Нельзя обойти вниманием и «грузовую» ветвь древа. Когда-то она гнулась до земли под тяжестью 30 тысяч КрАЗов - примерно столько выпускал в лучшие годы Кременчугский автозавод. В середине 90-х он едва подавал признаки жизни: на Украине его сверхтяжелые грузовики оказались невостребованными, а российский рынок по понятным причинам был в значительной мере потерян. В результате приватизации владельцем 86% акций АвтоКрАЗа стало украинско-немецкое СП «Мега-Моторс». В 2001 году произведено 2 тысячи автомобилей, в 2002-м ожидается такой же результат. Около 80% продукции