88
89
I ЭКОНОМИКА |ПРОРЕДИТЬ, ОКУЧИТЬ, ПРИВИТЬ.../КОНЦЕПЦИЯЧТО ДЕЛАЕТСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЗРАСТИТЬ НОВЫЙ АВТОПРОМдаже на таких гигантах, как АвтоВАЗ, все равно относительно маломощные (что тогда говорить о ГАЗе или УАЗе с их совсем небольшим производством!). Ведь известно: чем больше объемы, тем, как правило, дешевле продукция. К тому же и развивать самостоятельное производство легче - проще найти инвестора, чем для зависимого подразделения огромного предприятия. Реструктуризация началась кое-где даже до того, как правительство загодверей, свои материалы обивки салона, сидений. В идеале заводы должны договориться между собой и внести в свои модели конструктивные изменения, которые позволили бы использовать одинаковые компоненты. Но это почти невыполнимая задача. В реальности надо хотя бы будущие модели унифицировать. А пока строить производства тех компонентов, которые у нас не выпускаются или у которых совсем уж негодное качество, в расчете на поставку всем автозаводам. Например, в России нет своих ремней безопасности, их до сих пор покупают у эстонской «Нормы», нужны нормальные усилители руля, АБС, детали интерьера и многое другое - вот это-то и будут делать в первую очередь.ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯля большинства из нас, неспециалистов, Концепция развития автомобильной промышленности России свелась к одной-единственной мере - повышению таможенных пошлин. Ее и обсуждали больше всего, и возмущались ею, да так, что в сердцах готовы были вовсе отказаться от родного автомобилестроения. Но зачем губить отрасль с годовым оборотом около пяти миллиардов долларов и почти миллио-ДОдна из серьезных бед нашего автомобилестроения - работа по принципу натурального хозяйства: на каждом автозаводе выпускают до 70% комплектующих.ном работающих в ней или для нее? Логичнее сделать ее более жизнеспособной и конкурентной, выпускать нормальные, современные автомобили, которые народ выбирал бы не по принуждению (а что такое высокие пошлины на иномарки, как не принуждение покупать наш сомнительный продукт?), а, так сказать, по зову сердца. Именно эту цель декларировала принятая осенью прошлого года Концепция развития автопрома. С одним существенным «но»: первое, что она нам предложила, или, лучше сказать, навязала, и были как раз пошлины. Прошло время. И специалисты успели поработать над документом, наполнив его реальным содержанием. В декабре прошлого года в Концепции стали вырисовываться новые черты. Какие?ворило о поддержке автопрома. КамАЗ, например, сократил убыточные подразделения, закрыл некоторые цеха, выделил в самостоятельные заводы тех, кто может жить автономно АВТОЗАВОД, ОТКРОЙ ЛИЧИКО! Вроде бы все очевидно. Для того чтои выполнять не только камазовские, бы наладить выпуск всего этого, надо но и сторонние заказы. ГАЗ тоже в прошлом году начал заниматься реприобретать лицензии или организовыструктуризацией. Даже АвтоВАЗ, ковать совместные предприятия. Но кто гда затоварился, заявил о планах реорименно будет заниматься строительстганизации. Но, несмотря на это, полвом новых предприятий? Все кому не ностью избавиться от «натурального лень? Вряд ли из этого что-то выйдет. хозяйства» наши автозаводы не могут. Ведь в большинстве случаев нужно И не только потому, что кое-кто из руиметь технические задания автозавоководителей заинтересован в сущестдов, сведения о зарубежных производивовании рыхлой заводской структуры: телях, о местных поставщиках и многое в мутной воде легче ловить рыбку. Бедругое. А у нас до сих пор даже не сведа в том, что даже если прямо сейчас дена воедино информация о имеющихначать организовывать независимые ся производителях автокомпонентов, предприятия по выпуску автокомпокоторые зачастую принадлежат разнентов, в большинстве случаев приным отраслям. На большинстве заво«САМА САДИК Я САДИЛА...» дется построить сеть точно таких же, дов, как правило, не проводился техниОдна из серьезных бед нашего автокакие уже есть на каждом автозаводе. ческий аудит, поэтому их возможности мобилестроения - работа по принципу Ведь автомобильное производство неясны. Финансовая деятельность предприятий - тайна за семью печатями. Не натурального хозяйства. На каждом у нас не унифицировано. автозаводе выпускают до 70% комплеАвтомобильное производство у нас не унифицировано. ктующих. В кризисные времена это спасало: автозаводам не нужно было Даже гайки у моделей разных заводов разные. До сих пор ни к кому ходить на поклон, скажем, не сведена воедино информация о производителях автовыпрашивая комплектующие без компонентов в России. предоплаты. Да и надежней было все по максимуму выпускать самим: не - Дело доходит до абсурда, - говораскрывается даже информация об аксвязываться с перевозками, не опасатьрит председатель Национальной ассоционерах, не говоря о структуре капися банкротства или просто недобросоциации производителей автокомпотала и пр. Поэтому даже если вообравестности партнеров. Со стабилизацинентов Михаил Блохин. - Например, зить себе какой-то сумасшедший интеей экономики все больше стали видны даже гайки у моделей разных заводов рес к нам со стороны иностранных комминусы натурального хозяйства. Собразные: отличаются буквально на две- паний, то вряд ли им удастся не то что ственные производства компонентов три «нитки»! У каждого свои замки договориться с кем-нибудь о совмест- ном производстве, но просто найти потенциального партнера. Заниматься сбором информации о наших производителях (или возмож-да, опять о таможенных пошлинах! А поскольку они не касаются напрямую покупателей, вокруг них нет столько шума, суть же такова. Соста-В ближайшие годы заводы будут вынуждены провести реструктуризацию, сохранив в своем составе только эффективные производства.ных производителях), помогать им в поиске партнеров кто-то должен. До недавнего времени такой структуры не было. Теперь, похоже, эти функции возьмет на себя НАПАК - Национальная ассоциация производителей автокомпонентов. Она уже сейчас ведет переговоры с иностранными фирмами по трем направлениям: организация производства деталей подвески, деталей интерьера (стекол, деталей из пластика и пр.) и материалов (присадки, порошки для металлокерамики и пр.). Есть предложения от западных компаний, которые ищут здесь партнеров. Но это - только начало. Пока в ассоциации состоит лишь около ста предприятий, так что ближайшая задача максимально расширить их круг. Кстати, тут открываются большие возможности для фирм, возникших недавно и работающих на вторичный рынок. Некоторые из них успели завоевать признание потребителей, и теперь у них есть шанс развить производство, стать поставщиками автозаводов. И ВСЕ-ТАКИ ПОШЛИНЫ! Впрочем, всей проблемы это все равно не решит. И вот в рамках Концепции принимается решение... давят перечень компонентов, которые разрешат ввозить беспошлинно по специальным квотам. Но - только несколько лет. За эти годы построят заводы у нас и начнут постепенно, пропорционально росту внутреннего производства, снижать квоты, пока не отменят их совсем. Мыслится, что за пять лет на наш рынок придутвсе требования Госстандарта, у нас не перешли до сих пор. Теперь, судя по тому, что декларирует Концепция, такое станет невозможным. Что же ожидает нас и автозаводы в ближайшем будущем? Решения, конкретизирующие положения Концепции, позволяют сделать приблизительный прогноз. В ближайшие годы заводы вынуждены будут провести реструктуризацию, оставив в своем составе только эффективные производства. Со временем нынешние монстры превратятся, по сути дела, в автосборочные предприятия; очень вероятно, что благодаря этому каждое из них станет привлекательным для иностранных партнеров и начнет со-Возникнет много совместных предприятий, выпускающих автомобильные компоненты для всех или большинства наших автозаводов.иностранные компании, и в России будут выпускать автокомпоненты или их составляющие на мировом уровне. Кстати, тогда наши предприятия смогут работать не только на российский рынок, но и выполнять заказы иностранных автопроизводителей. В России же органы стандартизации станут повышать требования к конструкции наших автомобилей, чтобы они приблизились по техническому уровню к западным. До сих пор автозаводам удавалось избегать такого «стимулирования развития». Например, на выпуск двигателей, соответствующих нормам Евро I, несмотря на бирать какие-нибудь иномарки. Возможно, специально адаптированные для нашего рынка. Возникнет большое количество совместных предприятий, выпускающих автомобильные компоненты для всех или большинства наших автозаводов. Качество комплектующих станет лучше, российские (совместные) автомобили будут более современными и... намного более дорогими. Да-да, ведь организация производства, да еще по современным иностранным технологиям - удовольствие совсем не дешевое. Впрочем, делать прогнозы в нашей стране - дело откровенно неблагодарное. 1»11/200389