124
125
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»^ СЕМИНАРРАСТИ БОЛЬШОЙМОТОРЫ ВАЗ «ПРИШПОРИЛИ» ЕЩЕ РАЗТЕКСТ. ФОТО / СЕРГЕИ МИШИНЦЕНА ДЕЛЕНИЯ - «100 ГРАММ» В мире техники уважают традиции. И расставаться с удачными конструкциями не спешат. Зачем создавать новый агрегат с чистого листа, если возможности прежнего далеко не исчерпаны? Да и обходится эволюция много дешевле. Двигателисты ВАЗа, похоже, с этим солидарны. Именно поэтому выросло на корнях первого мотора «классики» объемом 3 1200 см столь раскидистое дерево (ЗР, 2002, № 10). Позже проторенным путем последовали двигатели «самар». Мотор 2108 (1300 см 3 ) переработали в 21083 (1500 см 3 ), увеличив диаметр цилиндров. Но дальше расти вширь стало некуда - диаметр цилиндров приблизился к пределу, ограниченному межцентровым расстоянием. Зато ничто не мешало слегка нарастить блок, увеличив ход поршня. Решение оказалось удобным ив техническом, и в коммерческом плане. Пришлось, правда, раскошелиться на новый блок и коленвал, зато сэкономили на поршнях, кольцах, пальцах, шатунах и головке, оставив их без изменений. Угадайте, на сколько «поправились» новые моторы? Правильно, на сто кубиков. Первым из них назовем двигатель 21084 (1600 см 3 ). Он предназначен для самых популярных вазовских моделей - переднеприводных. За ними будущее, значит, и у мотора хорошие перспективы. Доводили его весьма тщательно. Кроме дополнительных ста кубиков, он получил распредвал 2110, карбюратор 21083 с увеличенными диффузорами и новую камеру сгорания. Низ ее - от поршня ВАЗ-21213, верх - от доработанной головки блока. Степень сжатия при этом подняли с 9,7 до 9,95. Делает этот двигатель опытнопромышленное производство ВАЗа и поставляет только в запчасти (отпускная цена - 23 тыс. руб.). В моторе хорошо сочетаются и мощный «низ» и активный «верх», а в результате - легкое троганье, ровный и энергичный разгон. По тяговитости он похож на шестнадцатиклапанный, толькоВерь глазам своим! обретают для переднеприводных ВАЗов. Разочаруем, однако, тех, кто уже стал «счастливым» обладателем подобного двигателя. Мотора с межцентровым расстоянием цилиндров 89 мм (для автомобилей ВАЗ-2108...2110) рабочим объемом 1700 кубиков не выпускал и не собирается выпускать в ближайшее время ни сам завод, ни ОНИ. Совсем недавно создан 1800-кубовый мотор в двух модификациях: восьмиклапанный 21118 и шестнадцатиклапанный 21128. Обе предназначены в первую очередь для автомобилей ВАЗ-21108 «Премьер». ОПП уже выпустило несколько десятков этих двигателей, но пока только для доводочных работ, поэтому о мошностных показателях говорить еще рано. Известно лишь, ПО СЛУХАМ И АВТОРИТЕТНО В продаже можно встретить и другие что диаметр цилиндров - 82,5 мм, а ход моторы, начиная с 1700-кубовых и запоршня - 84. Возможно, несколько «сто канчивая двухлитровыми, которые привосьмых» с такими моторами продадут без ярко выраженного подхвата после трех с половиной тысяч на тахометре. Если после покупки нового двигателя вы не почувствовали его второго дыхания - вам попалась «усеченная» версия, внешностью и маркировкой полностью совпадающая с оригиналом. Разница лишь в начинке. Ради экономии в нее устанавливают обычные «восемьдесят третьи» поршни, «восьмой» распредвал и карбюратор, отличающийся лишь большими топливными жиклерами. По характеристикам этот мотор мало чем отличается от обычного 21083. Разве что стоит дороже. Снимать головку блока для проверки в магазине вам вряд ли позволят. Вся надежда на честного продавца. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВАЗМодель двигателя Производство 21081 2108 21083 21084 Выпускается ОП О 15801 211186(74) Выпускаете» Z112 Выпускается 21114 Плани вуетм1ЫГПСК21124211182112821203Не ыпус- Не «ыпус- Выпускается кается вето3ПланиНе пигус- Не «ыпус- Не выпусруется кается кается цепи выпуск 1597.0 1796,1 1796,1 1985,7 ЭСУД ЭСУД ЭСУД ЭСУДРабочий объем, с м Система питания1099,6 1288.4 1499,81499,8 1499,8 ЭСУД ЭСУД1597,0 ЭСУДКарбюрато Р БСЗ БСЗ БСЗ БСЗ Система зажигания Бензин 92 92 92 92 82 Диаметр цилиндра, мм 76 76 82Ход поршня, мм Степень сжатия Номинальная частота вращения, об/мин Номинальная мощность по ГОСТ 14846-81 нетто, кВт/л. с. Частота вращения, соответствующая максимальному крутящему моменту, об/мин Максимальный крутящий момент, Н-м 60.6 71 9,8 5600 71 9,8 5600 74,8 9,95 5600Вп ры ск95 82 71 9,8540095 82 7110,5 560095 8275,6 9,95 520095 8275,6 10,5 56009582,59582,59,0580084 9,652008410,5 500095 82 9410,5 500038,7/53 46,1/63 49,8/68 58,8/80 56,4/77 66,7/91 56,9/77 66,7/91 65,7/8972/9875/1023600340034003600300037003000370028003500320077,193,2100,4121,6115,7127.5124,5132.4150156170 На правахрекламыШ1АСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ ДНЯ ВАШЕГО АВТОМОБИЛЯРазвитие технологий в мировом автомобилестроении, постоянные исследования в области качества, применение новых материалов, тем не менее, не избавляют автолюбителей от необходимости ремонта. Научно-технический прогресс не властен над силой трения и неизбежным износом техники. Однако применение современных технологий и материалов и рациональный подход к сервисному обслуживанию позволяют существенно продлить срок службы автомобиля. Например, во время эксплуатации двигателя происходит деформация металлических частей автомобиля, и традиционно применяющейся картонной прокладкой невозможно устранить возникающие щели и пустоты. В условиях обычной автомастерской не удается равномерно затянуть большое количество болтов и гаек, поэтому при сборке двигателя возникают пазы, которые не может устранить картонная прокладка. Эффективной альтернативой картонным прокладкам является силиконовый герметик. Силикон принимает любую форму и легко заполняет все пустоты, устраняя погрешности автослесарей. Герметики из силиконовых композиционных материалов (так называемые «жидкие» прокладки) применяют в зарубежном автомобилестроении с 50-х годов прошлого века. В России производство герметика-прокладки на основе силиконового каучука первым освоил «Казанский завод Синтетического Каучука», и более четверти века сохраняет лидирующие позиции, занимая самый крупный сегмент рынка автогерметиков в России и СНГ. Длительное лидерство в условиях серьезной конкуренции, в том числе ис мировыми производителями, объясняется не только наличием современных наукоемких технологий. Автогерметик, произведенный в казанской «силиконовой долине», как полушутя - полусерьезно называют «Казанский завод СК», не имеет аналогов. Активная инновационная деятельность предприятия и выпуск новых перспективных моделей автогерметиков позволяют находиться на шаг впереди многих конкурентов. По сравнению с большинством имеющихся в продаже силиконовых герметиков, автогерметик «Казанского завода СК» обладает более широким температурным интервалом эксплуатации (от -50 до +300 градусов С) и лучшими результатами по маслобензостойкости. Герметик не пригарает, а также легко удаляется при разборке двигателя, в отличие от картонных прокладок. В результате уменьшаются трудозатраты при ремонте автомобиля и сам процесс ремонта становится более удобным и быстрым. По данным маркетинговых исследований, в большинстве автомастерских России применяется силиконовый герметик, произведенный в Казани. О популярности продукта косвенно свидетельствуют подражание конкурентов и встречающиеся подделки. Сфера применения герметика «Казанского завода СК» обширна - он используется в качестве прокладки масляного картера двигателя, картера сцепления, клапанной крышки, насоса системы охлаждения, бензонасоса и т.д. С его помощью можно устранять течи масла, антифриза, воды, а также склеивать оргстекло, стекло, фарфор, герметизировать резьбовые соединения и стыки и многое другое, что делает силиконовый автогерметик необходимым аксессуаром для любого автомобиля. Автогерметик «Казанского завода СК» вулканизируется при комнатной температуре, не требуя дополнительных операций и оборудования, и фасуется в алюминиевые тюбики. Символ технического прогресса - «силиконовая долина» в США, в которой разрабатываются новые технологии для космической отрасли, и использование в медицине, пластической хирургии многими звездами Голливуда создали силикону я ^ репутацию одного из самых универсальных и прогрессивных материалов. Универсальность силикона позволяет широко применять лtдля опытной эксплуатации. Конструк- Реклама - двигатель ция этих двигателей дает им шанс по- торговли. пасть на заводской конвейер, но вряд ли это произойдет в ближайшие годы. Двухлитровый двигатель с индексом 21203 существует только в шестнадцатиклапанном варианте (диаметр цилиндров - 82 мм, ход поршня - 94 мм) и сертифицирован для производства мелкими сериями. Не путайте его с моторами 21233 и 21239 на базе «классики», имеющими межцентровое расстояние 95 мм. В ОПП уже собрано несколько десятков таких моторов, но дальнейшее производство их под вопросом: для конвейера не годятся - только мелкими сериями. Кстати, все эти большеобъемные моторы существуют лишь во впрысковых вариантах - карбюраторные версии номер - основное для них не предусмотрены. 1 1 внешнее отличие. *его и для автомобильной «пластической хирургии»,продлевая жизнь автомобиля.\ ^ ф/Я'''*г*Г^ы420054, г. Казань, ул. Лебедев Тел.: (8432) 784-644,783-926,