ТЕХНИКА/ТЕСТВ ПОИСКАХ ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫПОЛНОПРИВОДНЫЙ УНИВЕРСАЛ, ПАРКЕТНЫЙ ВСЕДОРОЖНИК ИЛИ НЕЧТО СРЕДНЕЕ? «АУДИ», «СУБАРУ», ВОДИТЕЛЬ, КАК ПОМИРИТЬ «ХОНДА»: ЧЕМУ РАВНО 4x4 ПОВЕСЬТЕ ТРУБКУ! ЭЛЕКТРОНИКУ 152ТЕКСТ / А НАТОЛИЙФОМИН ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ768заядлых охотников и рыболовов просим не беспокоиться. А вот любителям зимнего отдыха вполне подойдет любая машина из нашей троицы - с полным приводом по зимним дорогам ездить намного проще. Свежий снег или обледеневший подъем - не препятствие для этих автомобилей, особенно если они обуты по сезону. А об особенностях управляемости мы еще поговорим подробнее. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ Полный привод - лишь формальный признак объединения. На деле конструкции трансмиссии у всех трех машин различны. «Ауди» предлагает свою традиционную схему с продольно расположенным двигателем и симметричным распределением крутящего момента, с межосевым дифференциалом повышенного трения типа «Торсен». Межколесные дифференциалы - свободные, а для повышения устойчивости машины служит отключаемая электронная система стабилизации, управляющая тягой двигателя и - индивидуально - торможением колес. Схема «Субару» отличается не только более коротким и легким оппозитным мотором, способным сильно уменьшить момент инерции машины относительно вертикальной оси, но и конструкцией межосевого дифференциала - его блокирует вязкостная муфта. Системы стабилизации у «Форестера» нет, как и самоблокирующегося заднего дифференциала - он прилагается только к наддувному мотору. Зато у «Субару» с механической коробкой передач есть дополнительный редуктор с передаточным числом 1,45, заметно повышающий тяговые возможности. «Хонда CR-V» - полноприводная лишь формально: в обычных условиях крутящий момент от расположенного спереди поперечно двигателя передается лишь на передние колеса. Задние подключаются с помощью гидромуфты только при пробуксовке передних. Такая схема наиболее выгодна с точки0000«АУДИ-А4 АВАН КВАТТРО» Выпускается в Германии с 2001 года. Варианты кузова: седан, универсал, кабриолет. Передний или полный привод, механическая или автоматическая трансмиссия (вариатор). Комплектации для российского рынка бензиновые двигатели (1,6,1,8Т, 2,0, 2,4, 3,0 л) мощностью от 75 до 160 кВт, дизельные 1,9 и 2,5 л, 74-132 кВт. Цена - от $26 660 (универсал, передний привод). Цена в указанной комплектации - $33 570.«СУБАРУ-ФОРЕСТЕР» Выпускается в Японии с 2002 года. Полный привод с понижающей передачей для механической коробки передач или автоматическая трансмиссия. Комплектации для российского рынка - бензиновые двигатели 2,0 ли 2,0Т мощностью 92 или 130 кВт. Цена - от $27 380. Цена в указанной комплектации - $31 280.Выпускается в Японии с 2002 года. Полный привод с механической или автоматической коробкой передач. Комплектация для российского рынка - бензиновый двигатель 2,0 л мощностью 110 кВт. Цена - от $30 900. Цена в указанной комплектации - $32 400.Расставим фазу точки над «i». Наша цель не сравнить три различных автомобиля «в лоб», а, сопоставив их сильные и слабые стороны, примерить на себе три концепции или их воплощения. Расплывчато? Да, как и наши с вами требования к машинам. Если собрать все вместе, то получится скорее всепогодный универсал без особых внедорожных способностей - зрения экономичности, хотя не вполне оптимальна для наилучшей управляемости и, тем более, проходимости. ВЗГЛЯД СНИЗУ Знакомство с машиной принято начинать с внешности, но в ее оценке высока доля субъективных ощущений. А вот если глянуть снизу, то эмоции уступают место более взвешенным оценкам. Да, благодаря «подвеске для плохих дорог» «Ауди-А4 Аван Кваггро» для России стал выше, чем его немецкие близнецы, но это вовсе не повод записывать его во вседорожники. Даже без нагрузки под защитой картера - 135 мм, а обилие пластмассовых деталей, улучшающих аэродинамику днища, убеждает, что задевать ими за что-нибудь тверже свежего снега не рекомендуется. На днище «Субару-Форестер» трудно отыскать «лишние» детали, прицепленные ради аэродинамики, а нижевсего оказался кожух нейтрализатора - он в 190 мм над дорогой. Немного выше «штаны» выпускного коллектора, а вот поддон оппозитного двигателя поднят еще на 50 мм! Так что отсутствие защиты моторного отсека можно оправдать, хотя лишней она все равно не будет. Короткая база и небольшие свесы позволяют «Форестеру» двигаться и по умеренно пересеченной местности. «Хонда CR-V» выглядит настоящим вседорожником: высоко поднятые пороги, короткие свесы, плоское днище. Но если присмотреться, то станет ясно, что его возможности вряд ли выше, чем у «Субару». Просвет - 200 мм под нейтрализатором и 205 под передним стабилизатором поперечной устойчивости. Защиты моторного отсека нет. Символически прикрытый трубой топливный бак - всего в 210 мм от земли. В общем, на пересеченной местности надо быть крайне осторожным, а вот для заснеженных дорог клиренса хватит с запасом. Не забудем, что все перечисленные цифры даны для машин с одним водителем. А с полной нагрузкой...ИДЕИ И САЛОНЫ Скромность украшает? Нынче так едва ли думают даже наивные девушки. Что касается автомобилей, для них яркая внешность и мощная рекламная кампания значат гораздо больше, чем техническое совершенство или даже надежность. Ведь удобство и отделку салона легко оценивают даже не слишком искушенные пользователи. Удобно, просторно, рукам и глазам приятно и выглядит дороже, чем стоит, - вот нехитрая формула успеха. Если все это еще и разнообразно трансформируется, то лучшего и желать нельзя. Внешность «Ауди-А4 Аван» заслуживает только похвал: стильный, современный «вагон» с немного консервативной и строгой внешностью смотрится, как дорогой престижный кос- гтюм: видна и марка, и фасон. Так же и внутри: строгий немецкий интерьер, великолепные сиденья и немного спортивного стиля в приборной доске и консоли. Дорогой пластик, крупные удобные клавиши и непременная красная подсветка не дают усомниться в выборе. К тому же по сравнению с тесным предшественником новый «АудиА4» просто огромен: сзади удобно пассажирам даже внушительной комплекции. Если, конечно, спереди не разместились еще более солидные водитель и пассажир - диапазон регулировок сидений рассчитан даже на двухметровых гигантов. А вот водителю ростом меньше 170 см придется придвигать кресло почти до упора. «Субару-Форестер» второго поколения, как и первого, не блещет яркой1/20029 ТЕХНИКАостальных участников смотрится наиболее модно, даже легкомысленно. Однако главные достоинства у нее внутри. Плоский пол делает вполне реальной посадку на заднем сиденье втроем, тем более что здесь самый широкий салон, почти на 100 мм превосходящий «Ауди». Расположение селектора автоматической коробки на панели приборов позволило освободить проход между передними сиденьями. Так что любители активного отдыха могут облачиться в свою экипировку, не вылезая из машины, запросто пересев из-за руля на заднее сиденье. Попробуйте-ка проделать такое в «Ауди» или «Субару»... Салон «Хонды» не только просторен - он обладает многочисленными возможностями трансформации. Например, когда не хватает объема багажника, заднее сиденье можно не только сложить, но и подвинуть вперед на 170 мм, потеснив рослых пассажиров. А раскладной столик между передними сиденьями? Лучше только столик для пикника, который в поездке служит полом багажника. ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ «Полный привод - это абсолютный контроль на скользкой дороге» - фра-внешностью, но стал выглядеть поаккуратнее и чуть менее сурово. Образно выражаясь, собравшийся в город «лесник» слегка подстриг бороду и надел модную куртку взамен телогрейки. Впрочем, с художником его все равно не спутаешь. Просторный, воздушный интерьер; приятное впечатление от качества и тщательности изготовления, но после «Ауди» - простоват. Хотя претензий к эргономике нет - даже с огромным сдвижным люком в крыше над головой остается место, а общая вместимость салона достаточна для долгой поездки вчетвером с вещами. Кстати, в отличие от немецких автомобилестроителей, японцы не забывают, что, помимо акселератов за метр девяносто, еще встречаются Дюймовочки ростом едва ли полтора метра. Оттого диапазон регулировок у «Субару» самый большой. Новая «Хонда CR-V» по нынешним меркам - обладатель достаточно консервативной внешности, хотя на фонеза из рекламного проспекта. Если бы в жизни все было так просто... Полноприводный автомобиль действительно устойчивее в штатных режимах движения, но рассчитывать, что управлять им в скольжении так же несложно, как машиной с одной парой ведущих колес, немного легкомысленно. Проверить это мы и собираемся поочередно на каждом автомобиле. «Ауди»: низкая посадка, быстрый руль, превосходная четкость переключения передач, отличные тяговые возможности новой версии 1,8-литрового мотора с турбонаддувом. Еще бы ход педали сцепления поменьше (бог с ним, с усилием!) и чуть «потяжелее» тормоза - было бы просто идеально. Впрочем, огрехи усилителя тормозов превосходно корректирует АБС. Поедем быстрее: дороги полигона, как по заказу, покрыты свежевыпавшим снегом. Однако сразу ехать «на всю катушку» «Ауди» не согласен - «протестует» система стабилизации. Она подавляет любую попытку двигателя покрутить колеса вхолостую. Попробую войти в широкий поворот с перебором скорости и сымитировать действия неопытного водителя: «с испугу» наступлю что есть мочи на тормоз и выверну колеса в сторону поворота. Электроника эту ситуацию знает, по-видимому, хорошо: кряхтя тормозами, «Ауди» аккуратно вворачивается в «невозможный» радиус. С обычной АБС такой эксперимент лучше даже не ставить велик шанс оказаться в кювете. Теперь отключаем электронику и рулим сами... Оказывается, «Ауди» в считанные секунды способен превратиться из бюргерского транспорта в раллийный болид. Качнуть рулем, сбросить газ, добавить, поймать нужный угол скольжения - и тянуть, тянуть, тянуть до выхода из поворота, точными движениями руля поддерживая небольшой занос, а газом регулируя радиус. На словах все просто, но чтобы овладеть этими приемами в совершенстве, требуются долгие тренировки. Не буду лукавить, на бумаге у меня получается красивее. Вопросы все же остаются: держать нужный угол заноса, в общем-то, несложно, но вот подкорректировать его на дуге... Или на «Ауди» такое действие считают ошибкой пилотирования? Попробуем проехать тот же путь за рулем «Субару». Да, двигатель здесь явно слабее и не так охотно реагирует на педаль газа, но управлять машиной всеравно проще. Не сказать, чтобы совсем легко, но «Форестер» позволяет корректировать траекторию в гораздо больших пределах. Да и его мотора, если разобраться, более чем достаточно, чтобы срывать в пробуксовку на снегу все четыре колеса. Где секрет? Есть несколько вполне аргументированных версий, но ни одна не претендует на абсолютную истину. Давайте предположим, что раллийный опыт «Субару» позволяет ее инженерам добавить чуть-чуть от «Импрезы VVRC» в каждый автомобиль. Или, для лириков, будем считать их чуть-чуть волшебниками. Теперь на очереди «Хонда», обутая точно в такие же «Нокиан-Хаккапелиита-1», как и «Субару». Уже на первом круге становится понятно, что это не ее стихия. Дает себя знать задержка подключения заднего привода, незаметная в обычных режимах: из-за нее заставить CR-V писать точную дугу поворота в скольжении почти невозможно. Машина предпочитает двигаться строго по траектории передних колес. Что ж, это тоже принципы строго, и никакого «баловства».НА ВКУС И ЦВЕТ К чему все эти забавы со скольжениями, развлечения с заносами - ведь по части активной безопасности претензий нет даже к подчеркнуто спокойной «Хонде CR-V»? Дело не в этом: точное управление полноприводной машиной в подобных режимах - это, если угодно, высший пилотаж слаженной команды, создающей «водительское» лицо автомобиля. Малейшие нюансы здесь - отпечаток высочайшего профессионализма и творческой мысли. Скажем прямо, куда более значимые, чем соперничество в создании самой изощренной конструкции складного подстаканника. Спустимся, однако, на землю. В активе «Ауди-А4 Аван Кваттро» великолепный двигатель, отличная ко- робка передач, комфортабельная подвеска и образцовое поведение на асфальте. Добротная отделка салона и удобство совершенно прямоугольного, без лишних «закоулков» багажника. И, конечно, система стабилизации. В пассиве - уязвимое «брюшко» и - всетаки не вполне отвечающее спортивным амбициям поведение на снегу. «Субару-Форестер» порадовал внедорожными возможностями, управляемостью на скользком покрытии и более низкой, в сравнении с конкурентами, ценой. Но объективно безнаддувный «Форестер» на асфальте выглядит довольно скромно, а комфорт подвески оставляет желать лучшего. Козыри «Хонды CR-V» - просторный трансформируемый салон, самый объемный багажник и то, что33 I ТЕХНИКА |РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВAudi Весовые характеристики Снаряженная масса, кг Нагрузка на ось, кг: переднюю заднюю 1577 858 699 1405 791 614 1555 846 709 Subaru Honda*J - поперечный размер можно коротко назвать «удобством пользования». Если хотите, это наиболее дружелюбный дизайн. Да, подвеска немного жестковата на хороших дорогах, но посмотрите, как она справляется с разбитым асфальтом... И все же - речь не об автомобилях, а о идеях, в них заложенных. Естественно, спортивный универсал проиграет вседорожнику на грунтовке и выиграет на хорошем шоссе. В свою очередь, высокий автомобиль, с более вертикальной посадкой водителя и пассажиров окажется выгоднее по удобству и размерам салона. Значит, идеал где-то посередине? Возможно, но «Субару-Форестер» не лежит на прямой, соединяющей «Ауди» и «Хонду». «Субару» всегда строила оригинальные автомобили, следуя собственной идеологии, и «Форестер» - не исключение. У него немало достоинств, но они не всегда во вкусе большинства. А потому выбравшие в нашей троице «СубаруФорестер» вполне могут причислить себя к некоему тайному обществу. Поскольку они знают «что-то большее»... 1»1 РАЗМЕРЫ САЛОНА И БАГАЖНИКАAudi А4 Avant Quattro 1ST Subaru Forester 2,0 890-1155 600-860 1000 Honda CR-V 905-1120 675-925ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯAudi Общие данные Размеры, мм: длина 4545 ширина 1770 высота 1430 5,5 Радиус поворота, м 1515 Снаряженная масса кг 1980 Полная масса, кг 223 Максимальная скорость, км/ч 8,9 Время разгона 0-100 км/ч. с Топливо АИ-95 запас топлива л 66 Расход топлива, л/100 км (по нормативу EU 99/100): загородный цикл 7.2 12.5 городской цикл Кузов Количество дверей Число мест Двигатель Расположение, число цилиндров Число клапанов Рабочий объем, см 3 Степень сжатия Мощность. кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н м при об/мин Трансмиссия Привод Коробка передач Передаточные числа Subaru HondaL.1000-1200 550-785 10004450 1735 15854575 1780 1710кВг h, h25,31375 18905.51520 1900н, нг в ,995 9751460 1425 325-3509401385 1320 255-2959551360 1350 285-32018011,4 АИ-9517710,0 АИ-9560583101025/1910 1000380970/1960 1250375910/1080/1430 13606,711.67,711.71э -в3 н4п,У " и вер са л765 630810 700925 6455 5с турбонаддувои бензиновыйКОМПЛЕКТАЦИЯAudi Subaru HondaР4 201781Оп416Р4 16АБСПротивобуксов. система Система стабилизации Боковые подушки безопасн. Кондиционер Климат-контроль Регулир. рулевая колонка Противотуманные фары Аудиосистема Полноразмерное зап. колесо• • • • • • • •• -9,3120/163 57001998 1994 9,8 10,00 92/125 110/150 6500 56002251950470018436001924000н а все5М3,78 2,18 1,43 1.09 0,84 3,44 3.895М"к ог еса 5М 3.53 1,77 1,21 0,92 0,71 3,58 5,06I II III IV V VIз.х. Главная передача Ходовая часть Подвеска: спереди сзади Усилитель рул.управления Размер стандартньк шин Тормоза: передние задние3,45 2,06 1,45 1,09 0,87 3,33 4,44---независящая многорычажная Мак-Ферсон-* независимая, многорычажная гид равличеекий 195 65Я15 205/70R15 205/65R16«дисковые, вентилируемые дискобарабандисковые" Делитель 1:1.45. РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАГИТныевые«я) V. 'Данные для машины с шханиче кораШи передаЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ: «АУДИА4 АВАН KBATTPO 1,8Т» - ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО «АУДИ» В РОССИИ; «СУБАРУ-ФОРЕСТЕР» «У-СЕРВИС+»; «ХОНДА CR-V» - ЗАО «АОЯМА МОТОРС» ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ В РАЗДЕЛЕ «ЦЕНЫ ДИЛЕРОВ».