64
65
66
ТЕХНИКАж-•^MLТЕКСТ / Н ИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ ФОТО / НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ И ОАО -АВТОЛАЗ»Именно так, теперь называют новое поколение львовских автобусов. Они пришли на смену легендарным ЛАЗам, основным пригородным, междугородным и туристическим автобусам во всем СССР. Конкурентом им здесь был только «Икарус», который, конечно же, выгодно отличался от ЛАЗов надежным дизелем, качеством отделки и сборки. Новые ЛАЗы вынуждены вступить в жесткую конкуренцию с автобусами-иномарками, которых расплодилось в России за последнее десятилетие великое множество.в 1999 году дизелизация ЛАЗ-695 (ЛАЗ-4202 с КамАЗом не в счет) пошла уже проторенным путем. Только мотор поставили более мощный, 236А 195 л. с. и серьезно укрепили каркас мотоотсека. Ну, а на «лайнерах» и мотоотсек просторнее, и современный ЯМЗ236НЕ с наддувом выдает уже 230 л. с. Одна беда - высоки шум и вибрация в задней части салона. Обещают, конечно, заменить подушки двигателя на модернизированные ярославские или даже импортные, но полностью уравновесить V6 можно только специальным валом. Прежнее завывание вентилятора радиатора снизили лучшей аэродинамикой лопастей и специальной муфтой в приводе. Коробка передач ЯМЗ от грузовика вполне надежна и проста. Правда, для автобуса желателен иной ряд передаточных чисел, скоростной. Но это «Лайнер» в экономическом классе. На междугородные и туристические автобусы ставят тихий шестицилиндровый «Камминс», рядный (с уравновешенным характером), мощностью 220 л. с. и чешскую коробку «Прага». Стоит такой агрегат около $12 тыс. Для расширения гаммы двигателей предусмотрен венгерский верДИЗЕЛЬ ЗА ВЗЯТКУ Уже к концу 80-х в наиболее продвинутых в рыночные отношения республиках - Азербайджане, Армении, Прибалтике, наверное, половина ЛАЗов ходила с дизелями ЯМЗ-236. На таких аппаратах из «Солнечной долины» в Россию возили мандарины. Не на каждом посту догадывались остановить для проверки «маршрутный автобус» с занавесками. В ГАИ регистрировали замену двигателя за элементарную взятку. Наиболее цивилизованно поступали на Украине - посылали во Львов, на завод. Немудрено, чтона автобусную версию ЯМЗ-236 обещают поставить один поликлиновой ремень. В приводе вентилятора может стаять вязкостная муфта. Турбокомпрессор ставят через угольник, иначе мотор не умещается в отсеке. тикальный дизель РАБА или немецкий «Дойц», коробка, конечно же, «Цанрадфабрик». Ждут новую рядную «шестерку» ЯМЗ-536, собираются восстановить партнерские отношения с КамАЗом - интересна «длинноходная» серия 740.50. Вообще, главный конструктор ЛАЗа Василий Пецух чутко следит за автобусной модой и готов «пошить любой костюм» - был бы добрый заказчик. Команда под стать задачам: в КБ много опытных специалистов из бывшего союзного проектного института автобусостроения. МОСТЫ ПАРТНЕРСТВА На «лайнеры» ставят самый уважаемый российскими автобусниками задний мост - венгерский РАБА (лицензионный МАН). Возможны два варианта исполнения - одинарный гипоидный или двухступенчатый с планетарными колесными редукторами. Подобные венгерским мосты делают в Рязани, на АМО «ЗИЛ», их тоже ставят на «лайнеры». Цена ЛАЗа с ними ниже на 1000 долларов. Насколько они хороши, покажет время. Передние мосты - только российские, из Рязани или Ликино. Ликинские и раньше ставили на «икарусы» и ЛиАЗы - ЛАЗы, поэтому сомнений в ресурсе нет. Есть несколько вариантов подвески. Сохранена заслуженная, известная с первых ЛАЗов рессорно-пружинная. На каждой рессоре по две мощные пружины: они меняют линейную характеристику подвески на прогрессивную. Передний конец рессоры теперь закреплен на пальце, асзади осталась резиновая подушка от МАЗ-200 (1947 год!), которая компенсирует изменение длины. Начиная с «десятого» «Лайнера», подвеска пневматическая, пожалуй, лучшая в семействе. Подобная применялась на ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-4202. Теперь балки стали значительно прочнее, а конструкцию регуляторов уровня изменили (на часть машин ставят импортные). На очереди электронное управление подвеской. У НАС НЕ ЗАРЖАВЕЕТ Основа автобуса - кузов, а в нем ферма. К «фермерскому хозяйству» и подошли по-хозяйски. Ее сваривают на стапеле из прямоугольных труб, которые теперь фосфатируют со всех сторон и после окраски «мовилят» изнутри. Поэтому проржавевшие кронштейны-«домики» рессор не сложатся ив салон не вылезут, как на старине «695-м». Устранена еше одна болезньЛАЗов - протекающая крыша, теперь ее стальные панели проваривают сплошным швом. А вот от сварки (или клепки) боковых панелей почти отказались. Предварительно натянутые листы (сталь с двусторонней оцинковкой), конечно, крепят к стойкам дверных проемов точечной сваркой, но основное соединение с фермой клеевое. Результат - на липе панелей: световой зайчик бежит по ним, как по боковине «Мерседеса». А колесные арки, ступени пассажирских подножек и часть деталей юбки сделаны из нержавейки. При окраске применяют технологии и материалы «Дюпон», немецкую или венгерскую антикоррозийку. Тонированные вклеенные стекла из Польши, черные стойки кузова и клеящий состав «Динитрол» хорошо сочетаются с яркими красками кузова. Двери кажутся полностью стеклянными, но все-таки есть стальной каркас, к которому приклеены стекла и закреплен механизм открывания. На резиновом уплотнителе только панорамное лобовое стекло (делают в Запорожье), но и его обещают вклеивать. Конечно, целое стекло дорого, но все равно дешевле двух панорамных половинок. ПОСИДЕЛКИ А как оценят новый ЛАЗ пассажиры? Высоки ступени - не каждая старушка заберется в салон самостоятельно, а времена пионеров-тимуровцев, похоже, прошли... Одностворчатые двери открываются неожиданно широко, без скрипов и хищного лязганья. У старых ЛАЗов алюминиевые петлиМост РАБА подвешен не только на пневмобаллонах. Рессоры тоже несут часть нагрузки. Рессорная подвеска с корректирующими пружинами - только на девятиметровом «Лайнере». зависела от оборотов двигателя. А с дизелем вообще проруха - он нагревается только к лету. У «Лайнера» под сиденьями разместили несколько «печек» радиатор и электровентилятор в едином корпусе. Жидкость в них циркулирует из малого круга, а помочь двигателю ее нагреть обязан подогреватель «Вебасто». Но жар костей не ломит, «Лайнеру», особенно если он туристический или ведомственный, не помешает большая автономка.НА РАБОТУ - КАК НА ПРАЗДНИК?дверей через год-два проседали, створки цепляли за ступеньки, наверху открывалась щель, в которую дул холодный ветер и наметало снег. У новых дверей это исключено. На полу вместо черной ребристой резины, которую ни промыть, ни подмести, теперь износостойкое нескользкое синтетическое покрытие ярких расцветок. Отдельные детали пола (арки колес, ступени в задней части салона и т. п.) герметично сваривают в единое«ЛАЙНЕР-10» (ЛАЗ-4207)О БШИЕДАННЫЕ : полная вместимость 73 пасс, мест для сидения - 43; длина х ширина х высота - 9980 х 2500 х 3135 мм; база 4900 мм; снаряженная масса- 9210 кг; полная конструктивная масса - 1 3 020 кг; максимальная скорость - 110 км/ч; контрольный расход топлива при движении со скоростью 60 км/ч 18 Л/100 КМ. ДВИГАТЕЛЬ: ЯМЗ-236НЕ, V6, Евро II; рабочий объем-11,15 л; мощность 169 кВт/230 л. с. при 2000 об/мин; максимальный крутящий момент - 880 Ни при 1300 об/мин. Т РАНСМИССИЯ : сцепление однодисковое, механизм сцепления с периферийными пружинами и гидропневматическим приводом; коробка передач - ЯМЗ-236Л, механическая, пятиступенчатая; задний мост РАБА, двухступенчатый с планетарными колесными редукторами; передаточное число - 4,78. П ОДВЕСКА : передняя - зависимая, пневматическая с гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости; задняя - зависимая, пневматическая с гидравлическими амортизаторами, Т ОРМОЗНАЯ СИСТЕМА: пневматическая, с барабанными механизмами, двухконтурная, с регулятором ТОРМОЗНЫХ СИЛ. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: С гидроусилителем. СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ: жидкостная от системы охлаждения двигателя с подогревателем и расположенными в салоне отопителями. С ИСТЕМАВЕНТИЛЯ ­ Ц ИИ : естественная, через люки крыши и форточки бОКОВЫХ ОКОН. РАЗМЕР ШИН: 10,00R20 (280R508); колеса - дисковые 7.5В-20. Ц ЕНАв базовой комплектации - $35 тыс.Иногда водитель автобуса проводит за рулем 10-12 часов. Посмотрим, каково ему на «Лайнере». Привычной по «695-му» кабинки нет. Наверное, ее убрали зря: у водителя был свой микроклимат, он мог покурить, не раздражая пассажиров, да и они не особо докучали вопросами. Сиденье с пневмоподвеской изготовили в Польше. Удобное, регулируется легко, есть откидные подлокотники. Завожу двигатель: он в девяти метрах позади меня, поэтому его почти не слышно. Шумов и вибраций не больцелое. Значит, палубу на «Лайнере» ше, чем в кабине фузовика-иномарки. Автобус пустой, включаю вторую. Сцеприведет в порядок любой юнга. Сиденья могут быть польскими или пление мягкое, легкое, но к рычагу коукраинскими. Последние, как и прежробки надо привыкнуть: усилие и ходе, из губчатой резины и кожзаменитеды большие, это плата за заднее располя. Хулиганье такие изрежет вмиг. Имложение двигателя. Камазовский ручпортные - в антивандальном исполненик с левой стороны, на яшике с электнии. Говорят, материал очень похожий рооборудованием, растормозить автона велюр, но с трудом режется ножом бус - одним движением. Плавно трогаи не отрывается от подушки сидений. юсь, разгоняю «Лайнер» до «75» и включаю пятую: да, «сотню» пойдет Не проверял, поверил на слово. Сидеть вполне удобно даже рослым свободно. А вот раскачивает сильнее, пассажирам. Спинки очень тонкие: чем на бескапотном грузовике. Ведь 20-25 мм. Благодаря этому и удачно у автобуса расстояние от сиденья водиспроектированному салону добились теля до оси передних колес в три раза лучшего комфорта. Поручни для стоябольше, около полутора метров. Прищих пассажиров окрашены износотормаживаю. Чуть порезче... Клевки стойкой порошковой полимерной при торможении тоже немаленькие, краской. Раньше они были алюминиено в целом пневмоподвеска срабатывавыми, без всякого покрытия: руки пасет на неровностях очень хорошо. Ну чем не океанский лайнер? Солиден, сажиров пачкались до черноты. могуч и достаточно динамичен. Ему капитан нужен, а не шофер. 1»1 НА ПЕЧИ Во всех советских автобусах для отопления салона использовали радиатор и вентилятор системы охлаждения. Схема неудачная даже с карбюраторным мотором: в салон проникали выхлопные и картерные газы, мотор без термостата долго прогревался, а с термостатом в салон шел холодный воздух. Кроме того, подача тепла сильно