I РЫНОК 1О ПАЛЬЦАХ НА ПАЛЬЦАХШАРОВЫЕ ПАЛЬЦЫ ПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ «САМАРЫ»/ЭКСПЕРТИЗАдельно взятого пальца. П роверяетсяспомощью специального приспособл ения , и митирующего удар с энергией 16 кгс-м. М оментпри вращении -момент сопротивления при вращении пальца, кгс-м. Характеризует качество рабочих трущихся поверхностей. Момент при качании - момент сопротивления при качании пальца, кгсм. Т акже говорит о качестве рабочих трущихся поверхностей. Д иаметр головки - диаметр сферической головки, мм. Характеризует, скорее, н е качество изделия, а просто своео бразие подхода изготовителя и его отн ошениек требованиям РД. Итого - 224 результата измерений. Образцовый «законопослушный» шаровой палец должен соответствовать показателям, приведенным нижев таблице. Д ля тех читателей, которым не захочется сопоставлять одни цифрыс другими, м ы применили систему «галочек» и «крестиков». Если вас интересуют только ответы типа «да/нет», достаточно взглянуть на нижнюю строку в таблице. П о нятно, что у отличников должен наблюдаться эдакий ровный лесок из зеленых галочек, а у отстающих картину будут портить красные крестики.ВТ КТ / ДМИТРИЙ НЕКРАСОВ, ЕС МИХАИЛ колодочкин паутине новомодных фраз типа «растопырить пальцы» или «пальц ы веером» немудрено позабыть про исходное толкование привычных слов. В частности, одна из основных деталей передней подвески автомобиля, называемая «шаровой палец», никакого отношения к подобному сленгу не имеет. Тот, кто считает иначе, может обратиться к источнику мудрости, называемому РД 37.001.613-97 «Шаровые шарн иры автотранспортных средств. Общие технические требования и методы испытаний». И менноим руководствовались эксперты - сотрудники специализированной лаборатории ИЦАИ НАМИ, которые по нашей просьбе испытали 15 пар различных пальцев для автомобилей ВАЗ-2108...2115,1111, приобретенных нами в торговой сети. О них и пойдет речь.К аждыйпалецпроверялипо семи основным параметрам. И х сокращенн ыеиполныеназвания , а также единицы измерения приведены ниже.ЧТО И ЗАЧЕМ ИЗМЕРЯЛИ? Сила вырыва - сила вырыва шарового пальца из корпуса, не менее, кгс. Этот пар аметр характеризует прочность кор пуса - пластическая деформацияи следы разрушения недопустимы. П роцесс испытаний напоминает вытаскивание пробки из бутылки. Сила выдавливания - сила выдавливания шарового пальца из корпуса, не менее, кгс. Этот параметр также говорит о прочности корпуса, но проверка идет «с точностью до наоборот»: если следовать предыдущей аналогии, мы не вытаскиваем пробку, а вталкиваем ее внутрь. Твердость - твердость рабочей поверхности (по Роквеллу), HRC. Характеризует износостойкость изделия. Очевидно, что поверхность пальца должна быть не ПЯТНАДЦАТЬ ИЛИ ШЕСТНАДЦАТЬ? Вообше говоря, результатов испытаслишком мягкой и не слишком хрупкой. Ударная прочность - остаточная дений оказалось не 15, а 16 - один из компнормированном лектов мы решили помучить, как говоформация пальца при рится, «для себя». Н о об этом чуть позже. ударе, мм. Характеризует прочность от-г/шз92КТО ГЛАВНЕЕ? Действительно, к акой из параметровшаровых пальцев является основным, а какой, с кажем так, факультативным? Мы решили расположить измеренные параметры по степени их важности: слева направо . Думается, единственн ым показателем, за который не стоит «казнить», является диаметрсфериче ской головки пальца. В конце концов, если головка меньшего диаметра исп равно исполняет свои обязанности, зачем кней придираться? А вот за отклонения по первым четырем параметрам все-таки надо «карать» - тут вольноПОКАЗАТЕЛИ ОБРАЗЦОВОГО ШАРОВОГО ПАЛЬЦА ДЛЯ ВАЗ-2108...2115.1111 думство недопустимо. Твердость Ударная Диаметр Сила Сила Момент Момент О моментах сопротивления вращепрочность вырыва выдавливания при вращении при качании ниюикачанию пальцев - отдельный >2000 26-32,2 2,5-3,2 0,3-0,6 0,4-1,0 27 или 25 >2110 разговор. Отметим, что если в экспертизе «классических» шаровых опор тугие Примечание, v - параметр соответствует требованиям документации, к - параметр не соответствует требованиям документации отечественные изделия разительно от- РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ШАРОВЫХ ПАЛЬЦЕВ ДЛЯ ВАЗ-2108.. 2115,1111Заявленная торговая марка и обозначение "Чемпион». ПО «ТРЕК». Миасс. Россия. Палец шаровой. Каталожный номер 2108-2904192-01 Упаковки нет - продавался под кличкой «Белебей усиленный» ОриентиСила ровочная вырыва цена руб. Сила выдавливания >6000 Твердость Ударная прочность Момент при вращении 0.4-0.6 Момент при качании 0,4-0,5 Диаметр головки Примечание|110г шшг*\Якг2100430027-322.6-2,725Замечаний к "Чемпиону из Миасса нет. Хотя если попытаться придраться, момент сопротивления при качании пальца уложился в требования, какговорится. на грани срыва. Но ведь уложился же!VV 29003000V 28-30V 2,5-2.6V 0,3-0,4V 0,4-0,5V802100280025Эксперты признали в неупакованном пальце изделие Белебейского завода ООО «Автокомплвкт» Откровенно говоря, за отсутствие упаковки нужна снимать с пробега. но все параметры «самозванца" уложились в норму.VV >6000V 32-34V 2,2-2,3V 0,5-0,6V 0,4-0,5V 27 Вот кому должно быть по-настоящему обидно Еще один «Трек» оказался чуть-чуть тверже, чем нужно а потому досадный крестик сразу испортил общую благостную картину Ладно, за «чуть-чуть» сильно ругать не будем - бываетПО «ТРЕК», Миасс. Россия. Палец шаровой. Каталожный номер 2108-2904192-0110521002400V Упаковки нет продавался под кличкой «Белебей»у >6000X 27-30V 2,7-2,9V 0.3-0.35V 0.2-0,25V702100220027Очередное изделие Белебейского завода ООО "Автокомплект» - и вновь без упаковки: плохо! Момент качания на сей раз оказался ниже нормы - но многим именно это отклонение от правил может понравиться.V ЗАО «Базальт», Миасс. Палец шаровой 2108-2904185-02V 38003900V 24-25V 2,6-2,8у 0,3-0.4X 0,2-0,3V902100230025Несмотря на два «прокола* изделие не оставило совсем уж неприятного впечатления. Излишне вольное качание пальца еще можно простить, но вот с мягкотелостью нужно кончать. Даже если не хватает «всего лишь» единички.V Упаковки нет. Кличка«Воронеж усиленный»V >6000X 27-28V 2,2-2,3V 0,3-0,4X 0,2-0,4V852100230025Исследовав палец, эксперты решили, что изделие действительно изготовлено воронежским ООО «Автон» На безрыбье. как говорится, сойдет, но заниженная ударная прочность-это нехорошо. И без упаковки-тоже не дело.V ПО «НАДЕЖДА», Миасс. Палец шаровой передней подвескиV 32003300V 18-21X 3,0-3,2V 0,3-0,4X 0,3-0,4V902100270025Г ШГОт «Надежды» ждали только хороших показателей. Но если на заниженный момент качания можно, в общемто. «закрыть глаза», то вот мягкость вместо твердости очень серьезный недостаток.VV >6000X 30-32V 2.5-2,6V 0,7-1,35X 0,75-1,85VЗАО НПО «БЕЛМАГ», Магнитогорск. Россия. Палец шаровой БМ08-2904192-01 (2108-2904192-01)752100280027Оптимист скажет, что завышенные моменты при вращении и качании после приработки должны снизиться. А пессимист напомнит что замеры проводились после предварительной «раскачки». а потому руль будет «ну очень тугой»VV >6000V 29-30V 2,5-2,6X 0.2-0,3X 0,15-0,2VУпаковки нет продавался под кличкой «Тольятти»602100240027Родословная непонятна - эксперты высказали предположение насчет воронежской фирмы «Автон» А параметры неплохие - тем. кто считает отечественные требования к моментам завышенными, такой палец вполне подойдетV ОСАР, Италия. Lada SamaraV >6000V 27-28V 2,1-2,2X 0.6-0.8X 0,6-0,8V1802100220025кА вот и иностранцы.. Странно - обычно у них все моменты занижены, а тут- завышенный момент при вращении! И ударная прочность у «итальянца" маловата и цена далеко немаленькая Нет-неберем'VV 29004100V 22-24X 2.9-3,1X 0.1-0,3V 0,15-0,25VHI-DRIVE BJ0135 LADA Distributed by Sachs Handel GmbH1502100450025Немецкие пальцы выглядели бы вполне «по-иностранному», если бы не заниженная твердость рабочей поверхности И моменты сопротивления все-таки слишком низкие это уже не вращение и качание, а что-то другое...V Delphi Lockheed Ball Lada SamaraV 30003100X 29-31V 3.1-3,2X 0,15-0.2X 0,1-0,2V250г гк2100220026Самое дорогое изделие могло выглядеть и посерьезнее! Нестандартный диаметр головки мы как и обещали «не замечаем», но с такими низкими моментами качание и вращение могут перейти в «болтание*1V RUVILLE, Германия. Traggelenk. Support joint/To fit for LADAV 35003600У 21-22V 2,8-3.0X 0.1-0.3X 0,06-0,30X1802100340025Еще один «немец» «отстрелялся» по мишеням точно так же как и соотечественник № 11. Поэтому замечания теже Но если момент качания ниже положенного чуть ли не на порядок, то это все-таки брак.V Упаковки нет продавался под кличкой «Воронеж»V >6000X 31-34V 2,1-2.3X 0,1-0,2X 0,15-0,2V502100260027кОчередное «раздетое» изделие ООО «Автон". Нет. стабильность на производстве явно хромает - сравните показатели этого пальца с №6 и 9. К тому же четыре «креста» делают любые обсуждения беспредметными.V Lemlorder, Германия. Ball jointV >6000X 24-27X 2,3-2,4X 0.1-0,2X 0,06-0,15V2202100230027А где «немецкое качество»? Четыре «креста» за такие деньги отбивают всякую охоту вникать в суть происходящего. Чем это фирменное изделие лучше предыдущего •'бомжа», который впятеро дешевле?VVXXXXV I РЫНОК Iличались от излишне подвижных иностранцев, то здесь ситуация выровнялась: с закрытыми глазами «наших» от «ихних» подчас и не отличить. Мы полагаем, что некоторые поблажки для изделий с заниженными моментами вполне допустимы, если, конечно, речь не идет о многократном отклонении от требований РД. А вот завышенные моменты безоговорочно считаем браком. Кстати, эти параметры определялись экспертами после длительной раскачки пальцев (не менее 40 полных ходов!). А вообше-то, нормальное изделие не должно иметь ни одного «прокола»... Впрочем, давайте ознакомимся с результатами испытаний. свое собственное - нет, это просто глупо. Конечно же, мы испытали и «зарулевские» пальцы - результаты приведены ниже. под чехлом - не забудьте об этом при установке! Зато внутри с этим - полный порядок у всех. Ударная прочность оказалась заниженной у четырех изделий (№ 6,10,14,15), однако на сей раз обошлось без разрушений и трещин. А вот нужную твердость головки не обеспечили семь участников (№ 3,5, 7,11,13,14,15) - это недопустимый дефект, особенно для российских дорожно-климатических условий. Сильно завышенные моменты продемонстрировали изделия № 8. В целом по результатам отметим «чемпионов» от фирмы «Трек» № 1. Отсутствие упаковки лишило призового места «усиленного Белебея»: покупателя нужно уважать. Как всегда, читатель может расставить свои собственные опенки, руководствуясь результатами работы экспертов. 1*4ТАК КАКИЕ ПАЛЬЦЫ БЕРЕМ? Перед подведением итогов - еще немного «алаверды». Пять изделий не имели упаковки, а потому, на наш взгляд, вообще не имеют права на статус запчасти. Нормальные изделия должны быть маркированы голограммами, знаками соответствия и товарными знаками, на коробках хорошо бы видеть полные координаты изготовителя, а внутри упаковки должны быть инструкция по установке и гарантийный сертификат. Призываем к этому всех наших (и не только) производителей. ТАК КТО ЖЕ ШЕСТНАДЦАТЫЙ? Все отечественные изделия, в отлиИспытывать изделия с различными торговыми марками, позабыв про чие от иностранных, не имели смазкиЗаявленная торговая марка и обозначение «ЗА РУЛЕМ». Произведено ЗАО НПО «БЕЛМАГ» по лицензионному соглашению с ОАО «ЗА РУЛЕМ». Палец шаровой Ориентн- Сила ровочкая вырыва цена, руб. Сипа Твердость Ударная Момент выдавпрочность при ливания вращении >6000 27-29 2,7-2,8 0,4-0,5 Момент при 0,5-0,6РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ШАРОВОГО ПАЛЬЦАДиаметр Примечание головки 27 По понятным причинам (скромность, знаете т. ) изделия со знакомым логотипом проверялись вне конкурса, а потому ни на какие места в нашей табели о рантах не претендуют11021002400На правахрекламыполомоечная и подметальная техника тепловые пушки аксессуары и запасные частиП РИГЛАШАЕМдавления водопылесосы и химчисткиНа все оборудование гарантия 1 годД ИЛЕРОВМосква, ул. 1-я Энтузиастов, 15, стр. 2, т. (095) 77777-33 (многоканальный), e-mail:
[email protected]. http://www.entuziast.ru СОТРУДНИЧЕСТВУНаши дилеры: Москва 926-48-47, 361-32-41, 782-27-87, 273-06-70 • С.-Петербург 325-92-57/58, 108-66-39, 247-59-74 • Волгоград 95-36-61,32-92-09, 42-38-05 • Екатеринбург 71-77-97, 22-14-24, 22-60-62 • Железиоводсх 29-185 • Иркутск 33-08-90,34-03-02 • Казань 99-00-89, 78-29-17 • Киров 62-21-36 • Кострома 31-30-97 • Краснодар 38-48-33, 53-13-17 • Красноярск 45-30-29, 47-18-71 •Липецк 34-90-87» Магнитогорск 37-76-50 • Н. Тагил 41-00-84 • Н. Новгород 65-14-08,30-31-79,77-60-14,32-57-11 • Новосибирск 51-32-02, 51-79-93, 51-75-91 • Омск 57-74-18 • Пенза 902-352-27-33 • Петропавловск-Камчатский 11-51-97 • Пятигорск 97-44-55 • Ростов-на-Дону 95-74-33 • Рязань 72-61-65 • Самара 29-96-66 • Саратов 25-04-22 • Сочи 99-65-28 • Тамбов 52-09-29 • Тольяти 20-88-60 • Томск 55-43-13 • Тюмень 44-33-43 • Уфа 74-16-83 • Хабаровск 64-75-09 « Челябинск 62-70-08,37-12-29,37-04-47 • Череповец 23-34-51 • Ярославль 32-17-85