132
133
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»/ СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИЧЕЙ КИЛОГРАММ ТЯЖЕЛЕЕ?НА ПИКАХ МОСКВЫ ОБВЕШИВАЮТ И АВТОМОБИЛИ, И ИХ ВЛАДЕЛЬЦЕВОботники «опелевского» техцентра считают меня чокнутой по другой причине - ищет тетка неисправности там, где ТЕКСТ / ИРИНА АНДРЕЕВА жено проверять на роликовом». И проих нет. Ночью мне снился кошмар про том, что безопасность, помимо верили - на том же стенде, что и накаотказ тормозов, а также про снятие нопрочего, зависит и от техническонуне. Он показал, что сумма тормозных меров за езду без талона. Тогда я отго состояния автомобиля, знают сил снизилась с 5570 до 5040 Н (почти на правилась еще на одну СТО (фото 5): все. Американцы со своей передовой 10%), а масса автомобиля с его хозяйрешила обновить все, что можно - пеавтомобильной техникой утверждают, кой, аптечкой, огнетушителем и знаком редние и задние колодки, диски, баранапример, что по этой причине у них аварийной остановки увеличилась с баны, цилиндры, тормозную жидслучается каждое пятое ДТП! Так что 1260 до 1320 кг (почти 5% !). Соответсткость, что мне обошлось в круглую техосмотры - дело, бесспорно, необховенно и удельная тормозная сила состасумму, эквивалентную $400. Заодно димое: по мнению западных экспертов, вила 0,39 вместо вчерашних 0,45. обзавелась текстом ГОСТа Р 51709они позволяют снизить количество Откуда же взялись лишние кило2001 и засела его изучать. жертв в авариях на 10%! Не мы это граммы? По словам контролеров, дело придумали: правовые основы регулярбыло в... мешке картошки в багажнике: ного ТО заложены в подписанных и ох и остроумные ребята на этом ПИКе! нами Венской конвенции о дорожном Правда, искать мешок они отказались, а движении (1968) и Венском соглашепоскольку стенд массу по осям не покании о единообразных условиях периозывал, то где именно находилась «кардических ТО и их взаимном признании тошка», выяснить не удалось. Могла, (1997). например, и под педаль закатиться... Третья попытка. Еду еще на один Но это - из области теории. А на практике другое. Тех, кто сталкивается техцентр «Джи-Эм» (фото 3), уже с рос техосмотром в России, особенно с его ликовым стендом: общая тормозная печально известной разновидностью сила составила 8040 Н, удельная - 0,75 под именем «инструментальный конт(ура, снова прохожу!), а масса (с мастероль», иной раз посещает крамольная ром, аптечкой, огнетушителем и знамысль: а кому это нужно? Наш экспеком аварийной остановки) - 1090 кг. римент показал: разница в результатах Отправляюсь в ОТОР-1 (фото 4). И что измерений одних и тех же параметров же - через полчаса техосмотр пройден на одном и том же оборудовании мои даже талон получен! Однако все исжет превышать все мыслимые предепортило излишнее любопытство - я лы погрешности! Хотя все ПИКи, копопросила распечатку. И тут выясниторые мы посещали, располагали свилось, что стенд, на котором автомобиль детельствами «Ростеста» о метрологитолько что проверяли, не подключен к принтеру. А соседний показал, что те ческой поверке приборов... же самые тормоза неисправны (общая тормозная сила составила 6510 Н, БЕГ ПО КРУГУ Первая попытка. Пункт инструменудельная - 0,53). Талон у меня тут же тального контроля Юго-Западного окотобрали: сначала, мол, проверяли маруга Москвы в Ясеневе (фото 1). И шину на неисправном стенде! Было от чего прийти в ужас. По мнепервая неудача: приборы показали, что удельная тормозная сила рабочей нию сотрудников ПИКа и ГАИ, я разътормозной системы шестилетнего езжаю по городу без тормозов, а ра«Опеля-Астра» всего 0,45 (вместо поНАША СПРАВКА ложенной но ГОСТу 0,59). Вторая попытка: фирменный сервис Удельная тормозная сила Нт рас«Дженера\ моторе» (фото 2), эффексчитывается по формуле: тивность тормозов - 0,84, что значительH m = SP m /Mg, где но выше нормы. Вместе с распечаткой ZPm - сумма тормозных сил Рт на возвращаюсь на ПИК в Ясенево за поколесах, Н; лагающимся исправной машине талоМ - масса автомобиля, кг; ном. Но там над распечаткой с сервиg - ускорение свободного падения, са... посмеялись: мол, «у них стенд площадочный, а по ГОСТу тормоза поло Ознакомившись с этой замечательной книжицей, я поняла, что условия проверки тормозов то и дело нарушаются. Замеры выполняют без пассажира на переднем сиденье, датчик усилия на недали тормоза не используют, давление в шинах никто не проверяет, а привести колеса в чистое и сухое состояние невозможно при всем желании - на стенд приходится заезжать прямо из лужи перед воротами. Но ГОСТ есть ГОСТ, и я решила добиться условий, максимально приближенных к «уставным». Очередной замер с новыми дисками-колодками-цилиндрами-барабанами проходил в присутствии представителей ГУЛ МГСТК - Московского городского совета по техническому контролю - организации, отвечающей за работу ПИКов. Они посетили ясеневский пункт и вроде бы пытались соблюсти все требования: проверяли давление в шинах, ждали, пока растает забившийся в протектор снег и высохнут колеса, настраивали датчик усилия на педали, который долго не хотел коммутироваться со стендом, сушили колодки и г. д. Подготовительные процедуры заняли два с половиной часа, а результат оказался... хуже некуда. Общая тормозная сила составила 5160 Н, уменьшившись на 21% по сравнению с предыдущим замером на том же стенде. Видимо, во всем виноваты новые диски и колодки!Игра «Пройди техосмотр»О БЕДНЫХ ПРИБОРАХ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО Попытка последняя. ПГТО «Знак» на Ленинградском прскпекте (фото 6), по словам местных автомобилистов, недавно оснащен новеньким оборудованием. И - ура, ура! - результаты проверки здесь оказались сходными с теми, что показывал тормозной стенд в фирменном техцентре, причем еще до замены деталей! И тормозные усилия, и вес машины, оказывается, были в норме! Обратись мы с «Опелем» сюда с самого начала, избежали бы затрат на новые диски-колодки-барабаны, не говоря уж£ о погибших безвозвратно нервных клетках. А стенды на ПИКе в Ясеневе ив ОТОР-1, выходит, просто бессовестно врут... Этот наш маленький эксперимент всего лишь подтверждение простой мысли, что успешный техосмотр зависит не только от исправности автомобиля, но и оборудования, на котором его проверяют. Правда, за техническое состояние автомобиля в ответе автовладельцы, а вот за средства диагностики отвечать, похоже, некому. В отличие от фирменных иномарочных техцентров, которые могут обслуживать те же тормозные стенды у фирм-производителей, владельцы ПИКов об этом, скорее всего, и не думают - дорого. Они хоть и проводят государственный техосмотр, но предприятия это частные, разве что талон ТО выдает прикомандированный сотрудник ГАИ. Остается гадать, в каком состоянии пребывают стенды, кем и как ведутся регламентные работы и ведутся ли вообще. Выходит, не помешала бы инвентаризация всего ПИКового хозяйства с привлечением производителей для опенки состояния оборудования. Дорого? Но тот же ГУП МГСТК получает с каждой машины по 5% наших кровных, уплаченных за диагностику. Если за год в столице инструментальный контроль проходит, скажем, 500 тыс. машин, приличная сумма набегает - около 250 тыс. долларов. Можно, наверное, раскошелиться на проверку оборудования, от точности которого зависит безопасность на дороге! Во всяком случае, здесь что-то надо делать радикальное, а то, глядишь, в России умудрятся дискредитировать разумную и годами ^ ^ ^ проверенную в мире систему инстру- -| ъ'. ментального контроля. 1»1 * "